8 мин.

Лореано Руис: «Методику игры для «Барселоны» разработал я, а Крайфф и Гвардиола ее скопировали»

     Это интервью у Лореано Руиса, испанского специалиста, легендарной личности мирового футбола, много лет назад воспитывавшего игроков "Ла Масии", взял известный аргентинский журналист Хорхе "Топо" Лопес, погибший в автокатастрофе в Бразилии во время чемпионата мира. Он так и не успел при жизни его опубликовать.

     Лореано Руис — настоящий маэстро своего дела, легенда, человек, который разработал методику игры, совершив, таким образом, революцию в детско-юношеском футболе "Барсы". Он был настолько принципиальным и смелым, что в корне изменил саму сущность "Ла Масии". На 77-м году жизни специалист из Кантабрии (северная Испания) согласился раскрыть секрет преимущества и любопытные детали своей методики в беседе с журналистом Olé. Мы предлагаем вашему вниманию это интервью.

     — Лореано, в последнее время все много говорили на этот счет, но все же: в чем заключаются основные принципы вашей методики?

     — Она построена на обучении индивидуальной технике, игре в касание, прессингу, ударам, позиционной игре, сохранения мяча для команды, игре в воздухе, тактическим передвижениям, а затем повторении и доведении до автоматизма всего этого на тренировках вкупе с некоторыми корректировками: выполняем, исправляем, повторяем; выполняем, исправляем, повторяем… Корректировка при этом играет принципиальную роль.

     — Почему вашу методику часто называют "языком"?

     — Потому что она предполагает безошибочное исполнение всего упомянутого. Как и в изучении языка — это трудоемкий и сложный процесс. Ребята должны усвоить смысл и стиль игры, который всегда направлен на обман соперника. Футбольная техника очень сложна, как и техника плавания, художественной гимнастики и бега на коньках, а потому вникать в нее надо быстро, если хочешь стать профессионалом. Приведу пример: дети за несколько месяцев приобретают способность правильно произносить слова другого языка, хотя не имеют понятия о грамматике этого языка.

     — С детьми понятно. Но что происходит со взрослым человеком в процессе изучения этого языка?

     — Взрослый в состоянии изучить грамматику языка, но достичь совершенства в произношении ему вряд ли удастся.

     — В прессе писали, что вы посадили семя, Крайфф взрастил его, а Гвардиола усовершенствовал. Именно так все и происходило?

     — Не совсем верное сравнение. Я разработал методику, а Крайфф и Гвардиола ее скопировали. И я вижу те недостатки, которые почти всегда присутствуют в копиях.

     — Какие же недочеты вы у них увидели?

     — Их четыре. Во-первых — постоянное господство "Барсы" на поле, которое приводит к созданию соперником мощных оборонительных редутов, состоящих из 10 футболистов. Иногда ведь лучше, чтобы соперник получил мяч и отошел от собственных ворот, чтобы затем поймать его на контратаке.

     — Во-вторых — высокий риск пропустить контратаку, пока команда находится в поисках бреши в обороне соперника, поскольку за спиной защитников образуется зона свободного пространства внушительных размеров. А это означает лишь одно — если защитники не обладают высочайшей скоростью и не превосходят оппонентов в игре один на один, соперник будет создавать опасные моменты с завидной регулярностью.

     — В-третьих — "Барса" всегда ищет возможность пройти к воротам через центр. Когда речь идет о соперниках, играющих в открытый футбол, такой подход мне кажется оправданным. Но если 10 игроков противоборствующей команды расположены в собственной штрафной, необходимо активнее использовать фланги.

     — В-четвертых — при плотной обороне "Барса" фактически не прибегает к ударам издали и предпочитает разыгрывать мяч до верного, чтобы буквально занести его в ворота… Дальние же удары могут быть очень полезными. Можно забить гол, либо, на худой конец, заставить оборону выдвинуться вперед, что даст больше свободного пространства для форвардов.

     — Вы сказали как-то: "40 лет назад Чави, Иньеста и Месси не играли бы в первой команде "Барсы". Вы уверены в своих словах?

     — Все просто — тренеры считали невысоких футболистов неспособными занимать место в основе первой команды. Когда я привел юношу из Хувениля1 низкого роста, мне сказали: "Лореано, команды Хувениля действительно существуют для подготовки футболистов для главной команды, но эти игроки туда никогда не попадут". Я задал им вопрос: "Почему же?" Они ответили: "Потому что в Примере все футболисты должны быть высокими и физически сильными". По этой причине нынешние грандиозные футболисты "Барсы" не попали бы тогда в ее основу.

     — Вам было сложно вступаться за талантливых низкорослых ребят?

     — Когда я переехал работать в "Барселону", то сразу заглянул в офис тренеров. Там на входе висела табличка, которую я затем велел убрать. Она гласила: "Если ты пришел предложить мне игрока ростом менее 1,80 м, можешь не заходить".

     — А какая роль принадлежит Крайффу в школе "Барсе"?

     — Когда я тренировал Крайффа в 1976 году, то, к своему удивлению, выяснил, что он любит английский футбол. Тогда я ему сказал, что футбол Туманного Альбиона построен на сплошной борьбе, и что это полная противоположность его стилю, который представляет собой сочетание техники, интеллекта, таланта... Спустя десять лет Йохан вернулся в "Барсу", и он уже выискивал талантливых, классных футболистов, совершенно не волнуясь об их росте или весе. К тому времени и остальные клубы стали придерживаться того же принципа.

     — Кто есть Месси, на ваш взгляд? Что он получил от Аргентины и чему его научили в "Барселоне"? Если, конечно, его можно чему-то научить…

     — Месси — исключение из общих правил. Это уровень Пеле, ди Стефано, Пушкаша, Крайффа, Марадоны… И ведь он еще молод, а потому может превзойти всех вышеназванных легенд футбола. Лионелю многое досталось от рождения, но кое-чему он научился и в "Барселоне". Я помню, в 16-летнем возрасте Лео давал интервью Mundo Deportivo, где сказал: "Здесь просто так не бегают — вся работа происходит исключительно с мячом". А если быть точнее, то бегают только с мячом.

     — Есть такой миф: футболистами рождаются. Тем не менее в "Барселоне" продолжают утверждать, что футболистами становятся.

     — Футболистами становятся. Между прочим, эта утверждение принадлежит мне, и против него в свое время многие ополчились.

     — Почему?

     — В клубе, как и многие вокруг, считали, что футболистами рождаются. И сейчас многие специалисты и любители игры придерживаются такого же мнения. Как-то я решил задать игрокам разных возрастов вопрос: "Сколько часов ежедневно в детстве ты посвящал футболу?" Ветераны отвечали, что тратили от 6 до 8 часов, нынешнее поколение на это отводило менее 4 часов, а Марадона с Месси дали одинаковый ответ — все время! Думать, что игрок рождается наделенным всем необходимым для большого футбола — большая ошибка. Даже самые великие не могут претендовать на такую роскошь — получить все от природы!

     — Приведите пример.

     — Йохан Крайфф! Поразительная легкость, с какой он упрощал ситуацию на поле, вводила в заблуждение почитателей голландца. Многим казалось, что виной тому — врожденный талант. Однако все обстояло совершенно иначе. Ему повезло появиться на свет неподалеку от стадиона, на котором выступал амстердамский "Аякс". Вдобавок к этому, его мать была сотрудницей клуба и он много времени проводил на поле с мячом. Родись Крайфф в музыкальной семье, наверняка стал бы великим музыкантом, благодаря окружению, своему выдающемуся врожденному интеллекту и трудолюбию.

     — Детско-юношеские школы начали существовать с 1950 года. А что было до того? Где учились футболу в Европе?

     — Мы учились играть на улице.

     — В Аргентине это упражнение называется 'loco', а в Испании — ‘rondo’2. Почему оно настолько важно для современного футбола?

     — Рондо придумал ваш покорный слуга в 1957 году. Главная цель этого упражнения — научить игроков избавляться от опеки — приемом, которым сегодня владеет далеко не каждый. Это касается даже некоторых футболистов национальных сборных. С 'рондо' тесно пересекаются и все остальные элементы футбола, за исключением, разве что, голевого удара. Это чтение игры, контроль мяча, финты, передачи и т. д.

     — Если ваша методика учит защищаться с помощью атаки и прессинга, то лучшим наставником на сегодняшний день можно назвать Диего Симеоне?

     — Симеоне использует прессинг и, конечно, делает это очень хорошо. Но если я предпочитаю прессинговать на половине соперника, то он это делает вблизи собственной штрафной.

     — Позвольте не согласиться с этим.

     — Ваше право, но это мое мнение: его команда прессингует больше на своей половине.

     — Начиная с какого возраста и как начинается работа над тактикой?

     — Дети должны начинать заниматься в восемь-девять лет, но в этом возрасте надо уделять основное внимание технической подготовке. Обучение же тактике следует вводить постепенно лет с одиннадцати. Ученики начальных классов не в состоянии переварить тот же материал, что и студенты университета.

     — Нужны ли передачи назад, когда контролируешь мяч?

     — Если в результате таких передач образуется глубина атаки, то нужны. Но в основе своей, горизонтальные пасы и передачи назад кажутся мне раковыми опухолями футбола.

     — Вы впервые использовали в "Барселоне" схему 3-4-3. Вам было сложно донести ее до игроков? Ведь для того времени эта система была инновационной, а некоторым казалась даже странной…

     — Мне нравится называть ее "3-4-3 фантазия". Чтобы у вас сложилось хоть какое-то представления о том, как мне было сложно, расскажу об одном случае. Когда я только начал работать в клубе, проводил одно из первых теоретических занятий с тремя командами Хувениля, и капитаны попросили меня сначала донести до них мои идеи по тактике. После разъяснений схемы 3-4-3 они отреагировали так: "С нами работали великие тренеры, такие как Кубала, Сегарра, Флотаст, но нам никогда не предлагали ничего подобного. Мы вообще ничего не понимаем".

  1. Хувениль — одна из детско-юношеских категорий испанского футбола. 

  2. Рондо — упражнение, в ходе которого несколько игроков становятся в круг и пасуют друг другу мяч, в то время как один футболист находится в центре и пытается перехватить его. Игрок, передача которого была перехвачена, отправляется в центр круга.