7 мин.

«Мы слишком уважали игроков ЦСКА»

В Вильнюсе минус два, и нет снега. Я довольный, рассказываю таксисту, что у нас-то в нашей Казани (у нас играли ваши Штомбергас, Жукаускас, тренировал Хомичюс, можно сказать почти любому литовцу, и он знающе кивнет головой, мол да, знаю хорошо ваш город)… Так вот, в нашей Казани-то минус пятнадцать и настоящая зима, рассказываю я. Старый дядька-таксист качает головой и говорит, что сколько живет в Вильнюсе, такой зимы без снега он совсем не помнит. А я думаю про себя, что на вильнюсских улицах все равно все чисто, так что снегу мусор прикрывать не надо, можно и без него. Но после обеда снег вдруг начинает валить, и одевает в белое старинные дома, улочки, газоны.  Я снова в Литве, я здесь по приглашению Единой Лиги ВТБ, и попадаю на два матча: «Летувос Ритас»-ЦСКА и «Жальгирис»-Химки. Во, на фотке три самых интересных персонажа первого матча.

А еще я высняю, что у меня нулевая топографическая память – уверенно топаю ровно наоборот от тех знакомых мест, которые собирался посетить. Бар «Буси Тряйчес», например, с его собственной пивоварней, нахожу только с третьей попытки, транзитом через другие барчики, которые в этот раз конечно пустенькие и не такие шумные. Чемпионат Европы давно прошел, Новый Год тоже, у взрослых трудовые будни, у студентов институт-экзамены-сессия.

На матче мне везет – пресс-ложа вся занята, и я сажусь рядом с фотографами, чуть ли не в  углу игровой площадки. В трех метрах от меня скамейка «Летувос Ритас», на ней вместе с игроками сидит скучающий ухоженный блондин. Это Бред Ньюли, хороший такой третий номер из Австралии, которого «Ритасам» будет сильно не хватать против ЦСКА. Да и не только его.

«Летувас Ритас» поначалу даже нравятся. У них есть размер, есть подбор. На старте матча они играют зонную защиту, против ЦСКА без Теодосича и с медленным на решения Гордоном это правильно.  А тут еще и Швед мается на площадке, совсем не попадает в игру – когда он не играет в атаке, толку от него конечно совсем мало, потому что в защите он отыграться не может. На подбор ЦСКА не идет, внутрь не играет, смотрится инертно, и сливает стартовый отрезок со счетом 4-13.

Все меняется, когда выходят они. Тео и Киря. Теодосич сходу заряжает по этой зонной защите точным трехочковым, Кириленко выцарапывает мяч на подборе, аккуратно заигрывает Крстича, и литовская зона рассыпается. Главный тренер Ритас берет тайм-аут, меняет защиту на личную. Но с таким большим набором игроков, как у ЦСКА, бороться сложно, на какой-нибудь позиции преимущество да будет, и легкий Дариуш Лавринович выбивает пыль из медленного Самарджиски, обыгрывая того на ногах. Самарджиски ничего не остается, как фолить наверняка (македонцы это дело любят, как мы все помним), каждый раз чуть не сбивая Дариуша с ног.

«Ритас» еще как-то держатся в первой половине, но с каждым роызгрышем смотрятся всё бледнее. Кириленко без видимых усилий включает режим «я на площадке везде». Начало пути к предстоящему позору обозначает Артурас Йомантас, нескладный второй номер, нелюбимый болельщиками, который вместо того чтобы разыграть отрыв, тормозит, пытается бросить средний и попадает под блок-шот сзади от Хряпы. Йомантаса сажают на скамейку, на него набрасываются тренеры и объясняют, что надо делать, как будто он сам не догадывается, что ошибся.

Главный тренер литовцев Александр Джикич, стильно одетый  и хорошо постриженный полный мужчина с бородкой, будто бы находится в состоянии «энджой ёселф», как любит говорить один баскетбольный журналист. Ощущение такое, что он больше заботится тем, как выглядит главным тренером, чем собственно ведением игры. Он театрально высказывает возмущение, даже находит время подойти к пресс-ложе и что-то заявить журналистам, «мол, вот видите, смотрите, Дилис-то бореся, а остальные что!». Хотя, возможно, он просто расслаблен, понимая, что противопоставить ему нечего, что его стартовую находку с зонной защитой Казлаускас ожидаемо разбил, а больше ничего в запасе нет.

Разница между ЦСКА и «Летувос Ритас» хорошо видна на позиции разыгрывающего и центрового. Вот два плеймекера, Теодосич и Райс, похожие тем, что играют как будто сами по себе, как бы не находясь в команде.

Но у ЦСКА Теодосич, бегая себе с отсутствующим видом по площадке, вовлекает в свою игру всех партнеров – то одного передачей-конфеткой найдет, то другого. Я вот действительно удачно сидел, и хорошо проследил траекторию одного из его пасов – стоит Теодосич, перед его глазами скопление разных рук, он бросает мяч прямо в эту кучу, абсолютно непонятно кому пасует… мяч каким-то чудесным образом пролетает прямо через кучу-малу и попадает в руки Кириленко, который в это время влетает под кольцо. Просто гениально, дар у человека. А у «Летувос Ритас» бегает себе парнишка Райс, техничный конечно парень, с руками, и тоже играет в свой собственный баскетбол…. в котором партнеров нет. Валанчюнасу при пик-н-ролле мяч не пришел в руки ни разу. Первую половину Райс  заканчивает тем, что пуляет трехочковый в отрыве, вместо того чтобы отдать пас Сейбутису, и тот, громко матерясь на такого разыгрывающего, идет в раздевалку. Да, наверное тяжело, когда разыгрывающий отдельно от команды.

С центровыми ситуация другая. Валанчюнас отлично проводит стартовый отрезок, казалось бы выбивая из ритма Крстича…

Но опытный Крстич делает выводы и со следующего выхода на площадку разбирается с Йонасом на раз. Вроде те же игроки, но в этот раз Валанчюнас фолит, проигрывает подборы, ничего не может.

ЦСКА к этому моменту окончательно расходится, Лёша Швед наконец попадает два подряд мяча в своем айверсоновском стиле, доводит преимущество до 15 очков, и ЦСКА начинает играть в свое удовольствие. «Ритас» плывут в защите окончательно. А мне интересно, как поведут себя литовские болельщики, какая будет реакция. Фан-сектор «Летувос Ритас» многочисленный, похож на футбольных болельщиков – подростки с хмурыми лицами, угрожающие жесты. Они кричат, скандируют, свои переклички, свои песни. Остальные же болельщики (народу много, почти полные трибуны огромной Сименс Арены)… они ничего, до сирены почти никто не уходит, все равно хлопают удачным моментам «Ритас», и как-то воспринимают происходящее спокойно. Нормально – в Сименс Арене светло, играет музыка, в перерыве даже на бородача Секлу можно посмотреть, и вообще люди смотрят классный баскетбол, получают удовольствие. А после матча куча детей бегут к площадке, похлопаться руками с игроками команды, и прежде всего с любимцем Валанчюнасом.

Статистика матча

Я не видел Казлаускаса вживую с 2010 года, когда он тренировал Грецию, и сильно удивился его нынешнему виду. Тогда он казался старым, обрюзгшим, а здесь импозантный, постройневший мужчина, довольный своей работой.  Да, наверное приятно тренировать Кириленко и компанию. На пресс-конференции он что-то очень мягко и аккуратно объясняет литовским журналистам, хоть ему и абсолютно не нравятся вопросы отсутствием баскетбольной составляющей, и уходит под аплодисменты.

А Джикич и на пресс-конференции играет роль – говорит важно, объявляет «next question» после вопросов, которые ему не нравятся. Зато он подбирает слова, обходится без мусора, и у него получается хороший спич. Говорит он следующее: понятно, что ЦСКА это великолепная команда, до которой «Ритасам», возможно, далеко. Понятно, что игроки ЦСКА, от Кириленко и до последнего парня в команде, заслужили к себе уважение. Но нельзя уважать их настолько, чтобы складывать лапки прямо на площадке. Баскетболисты «Летувос Ритас» настолько сегодня прониклись респектом к сопернику, что боялись лишний раз бороться. Не все, но почти все.

Догадываюсь, про кого он – Кателинас был по-хорошему наглым, и у него в награду все получалось, и еще молодой парень Дилис, у него не всё получалось, но он сражался. Только эти двое и понравились. Что ж, бывает, по одной неудачной игре судить нельзя, а пока ЦСКА уезжает домой, хорошо сделав свою работу и не особо заметив соперника. Нормальный такой спарринг перед «Олимпиакосом».

А вот «Жальгирис» я увижу завтра уже не в первый раз, и очень интересно, стала ли команда играть лучше с уходом Тая Лоусона. Наверное, стала (потому что хуже было некуда, и неудивительно, нечего придумывать игрокам не подходящие им роли). И посмотрим, что там за посленовогодний кризис у «Химок».