9 мин.

Восстановление чемпионки: эксклюзивный взгляд на режим физподготовки Азаренко

Благодаря эксклюзивному праву доступа на тренировки, полученное в 2014 году, Курт Брунгардт рассказывает подробности того, как Виктория Азаренко провела своё межсезонье с двумя важными членами своей команды (один из которых является старшим братом Брунгардта), чтобы вновь вступить в борьбу за теннисные титулы.

by Kurt Brungardt

Виктория Азаренко в шортах, майке и баскетбольных кроссовках от Nike делает серию резких и динамичных движений на стабилоплатформе, её нетуго затянутый "конский хвост" подпрыгивает в разные стороны. Со стороны можно подумать, что она рекламирует "Gatorade" (*негазированный энегретический напиток) перед 10 высокоскоростными камерами, фиксирующими каждое её движение на 360°. Мы замечаем маленькие светоотражающие сенсорные датчики, прикреплённые к её телу: всё это происходит не в киностудии, а в залах P3 Performance Center в Санта-Барбаре (Калифорния).

За два года начиная с 2012-го Азаренко дважды выиграла Australian Open, продержалась на первой строчке рейтинга в течение 51 недели и выиграла две олимпийских медали в Лондоне (бронзу в одиночном разряде и золото в миксте). А после этого серия травм стопы и колена испортила её сезон 2014 года, и 2015-й она начала почти за пределами топ-50. За время своего неожиданно долгого межсезонья Азаренко вложила время и силы в то, чтобы укрепить своё здоровье и стать сильнее, чтобы её тело могло выдерживать испытания долгого изнурительного сезона. Чтобы достичь этих целей, она посоветовалась со своим физиотерапевтом Фабрисом Готье и наняла нового тренера по физподготовке Майка Брунгардта (слева на первом фото) и прибегла к услугам специалиста в области теории спорта доктора Маркуса Эллиота (справа на первом фото).

Брунгардт 1

Для Азаренко, как и для каждого топ-игрока, успех сезона зависит от хорошего здоровья. Во время Australian Open, где она дошла до 1/16, будучи несеянной, она не стала скрывать, что часть 2014-го года прошла в депрессии. Неудачи, связанные с травмами, да ещё плюс разрыв отношений (в течение двух лет она встречалась в Редфу, лидером группы LMFAO) внесли свою лепту. Сезон 2015 Азаренко представляется не столько историей возвращения, сколько этапом её эволюции как чемпионки.

Хрустальный шар теории спорта

Метод тестирования P3 с помощью сенсорных датчиков, призванный объяснить тайны настоящих травм и помочь предупредить будущие, является разработкой создателя центра Эллиота. Азаренко пришла в P3, чтобы найти выход из ситуации с затянувшейся чередой травм, среди которых были неврома и подошвенный фасцит. Широкий спектр тестов, которые она здесь проходит, привлекли к заведению Эллиота внимание всех профессиональных спортсменов и спортивных команд. Его микроанализ собирает тысячи данных, отображая их на схемах движения спортсмена, создавая тем самым "отпечаток движения". Спрос на услуги Эллиота увеличился в 2005 году, когда он основал P3 Performance Center.

Брунгардт 2

Самым первым подопечным Эллиота в качестве тренера стала его младшая сестра. В 12-летнем возрасте он распланировал её тренировки, которые нужно было выполнять на их семейном ранчо. "Я придумывал небольшие программы, - объясняет он. - Типа прыгнуть в бассейн, дотронуться до дна 10 раз, пробежать вокруг дерева грецкого ореха 5 раз, сделать 25 прыжков "ноги вместе, ноги врозь", потом отжаться".

Эллиот преуспел в трёх видах спорта, но всегда мечтал быть принимающим игроком в американском футболе. В 17 лет его мечта оборвалась из-за ужасной травмы колена, которая разожгла в нём страсть к карьере в области науки и привела его на медицинский факультет Гарварда.

Теперь, в P3, научная дисциплина Эллиота - биомеханика, или наука о движении человека. Созданная им программа переводит движения в компьютерную анимацию, в которой спортсмен представлен как скелет. Так Эллиот может заметить дисфункции движения, которые значительно увеличивают риск травмы для спортсмена. "Я могу показать [на экране] и сказать, - говорит он. - Смотри, видишь, где его малоберцовая кость соприкасается с его большеберцовой костью, это плохо, вот эта точка. Вот тут есть стрессовый перелом, вот в этой точке. Я могу пойти к спортсмену и нажать пальцем на это место на берцовой кости, и именно там будет болеть. Спортсмен вздрогнет".

Эллиот занимается поиском информации, которая позволит делать прогнозы - эдакого хрустального шара науки о спорте. Некоторые скептики не верят в эту идею, но целью науки и её влияния на спорт в мире всегда была способность прогнозировать результаты.

Тесты Азаренко

Маленькие светоотражающие датчики, расположенные на каждом суставе нижней части тела Азаренко, грудины и четвёртого позвонка, сверкают, пока она готовится к тестированию. Она начинает свой первый тест на стабилоплатформе с одним боковым движением конькобежца. Она находится в спортивной позиции, как будто ожидает приёма теннисного мяча, но при этом одна нога находится на стабилоплатформе, потом она резко и мощно перемещается вправо и снова всё повторяет. Её следующий тест включает элемент на реакцию, и потом она переходит к прыжку вверх.

Эллиот наблюдает за Азаренко, проходящей тесты, и объясняет: "Это всё для того, чтобы получить дополнительную информацию, которая также полезна в целях улучшения результатов и прогнозирования травм. Это позволяет принять лучшее для спортсмена решение." Он снова сосредотачивается на Азаренко, заканчивающей последний тест, включающий элементы на выносливость нижней части тела, на проверку эластичности мышц и на тестирование верхней части тела и силы мышц кора.

Брунгардт 3

После того, как Азаренко закончила, все собираются вокруг компьютера, чтобы взглянуть на полученные данные. На одном экране запись высокоскоростного видео объединена с информацией со стабилоплатформы. Команда Азаренко может увидеть, как она прилагает силу в своих движениях. В прыжке вверх они могут увидеть, одинаково ли она отталкивается обеими ногами или же есть дисбаланс. Эллиот обработает эту информацию в своей базе данных, чтобы определить проблемные зоны. Готье и Брунгардт проанализируют информацию и включат это в новую программу тренировок, когда она вернётся в свой привычный спортзал "The Yard" в Хермоса Бич (Калифорния).

В спортзале

Первой в "The Yard" приехала Азаренко с двумя кружками-термосами с особым кофе. Это палеотический кофе (сливочное масло, масло МСТ - среднецепочечные триглицериды (вид синтетического диетического жира) и собственно кофе). Она всегда делает один такой кофе для себя и другой - для Брунгардта. Отдавая его ему, она говорит: "Я приношу кофе для него, потому что он старый и нуждается в помощи. Так что он может меня убить с ясной головой".

В течение 17 лет Брунгардт был тренером по физподготовке команды NBA San Antonio Spurs. Готье ранее работал с игроком Spurs Тони Паркером и долгое время сотрудничал с Брунгардтом. Теперь они снова вместе, только на этот раз в команде другой звезды спорта. Брунгардт, которому теперь 60, работает в спорте уже 45 лет и устроился в качестве сопровождающего фитнес-тренера Азаренко.

Брунгардт 4

После тяжёлой тренировки с подниманием штанги на грудь, приседаниями, становой тягой и прыжками в стиле конькобежцев при помощи тренажёра TRX, Азаренко вымотана, но тренировка прошла очень продуктивно. Она поворачивается к Брунгардту и говорит: "Зад попахал отменно".

"Зад на самом деле попахал отменно", - подтверждает он. Её обыденное, полушутливое описание тренировки в точности определяет одну из важнейших целей её тренировочной программы межсезонья. Главной мишенью тренировочного режима Азаренко является как раз то, что ей нужно в спортзале: мышцы задней поверхности её ног. Её ежедневная работа включает взятие веса на грудь, что является частью классической программы силовой тренировки, часто предусматривающая становую тягу и приседания. Эти движения являются главными элементами в спортзалах NFL и NBA.

Спорное поднимание штанги

Иногда Азаренко отпускает ругательство после группы особенно тяжёлых упражнений. Она отлично находит общий язык с Брунгардтом, потому что в нём она увидела родственную душу. Оба любят выругаться и даже ведут философские беседы на тему ругательств. Они считают, что ругательства нужно использовать для подбадривания, как слова, вселяющие уверенность в себе, как исцеляющее средство в противовес подавлению эмоций; нужно ругаться с уважением, не проявлять агрессию, при этом уважать других и не принижать самого себя. Это как некий обряд, это как похлопывание по спине после пробитого форхенда, или после того, как выдашь свой лучший подъём в спортзале.

То, что она сейчас выполняет, - это не спорная часть тренировочной программы Азаренко, это олимпийские лифты. Некоторые тренеры и атлеты склонны думать, что эти упражнения могут стать причиной серьёзной травмы. Брунгардт с этим несогласен и сделал их центральным элементом программы тренировок Азаренко. "В лифтах нет ничего опасного по определению, если вы делаете это правильно, - говорит он. - Мы всегда уделяем важное внимание технике. Эти упражнения на самом деле делают её суставы более надёжными и более устойчивыми к травмам, если поднимать медленно, полностью адаптировать это к каждому тренировочному циклу. Соотношение "риск-польза" однозначно сконяется в сторону олимпийских лифтов".

Брунгардт 5

Раньше Азаренко не делала олимпийских лифтом, поэтому она должна сконцентрироваться на технике выполнения, потому что технически лифты выполнять трудно. "Она быстро их освоила, - говорит Брунгардт. - Теннисисты уделяют много внимания технике и движениям, так что теперь она тренирует силу для взятия веса на грудь и для рывка. Она стала поднимать вес быстрее, чем многие другие атлеты, с которыми я работал".

Философия Брунгардта заключается в том, что олимпийские лифты являются основными элементами для развития силы и мощи, потому что они тренируют все атлетические показатели и при этом тело используется комплексно. Азаренко необходимо улучшить эффективность её движений как в тройном сгибании (голеностопный, коленный и тазобедренный суставы), так и в тройном разгибании, в том смысле, что ей нужно улучшить её способность напрягать мышцы (сгибание) и расслаблять (разгибание). Именно поэтому Брунгардт любит олимпийские лифты, они основаны на сгибании и разгибании.

Самой же Азаренко нравятся олимпийские лифты, потому что их делать нескучно. "Олимпийские лифты - моё самое большое новшество, - говорит она. - Я никогда не делала ничего подобного. Научиться правильной технике и на самом деле понять основы было познавательно. Мне действительно нравится это. Это потрясающе вот так бросить самой себе вызов штангой. Это соревнование: я против штанги".

Предстоящий путь

На сегодняшний день Азаренко доказала, что она снова здорова и может конкурировать с топ-игроками (и побеждать их). Вскоре после Australian Open она нанесла поражение в Дохе Каролин Возняцки, и в следующем же матче - Винус Уильямс. Но она знает, что её сезон не будет определяться первыми несколькими месяцами. Возможно, она сможет впервые в карьере выиграть Уимблдон или U.S. Open; возможно, она поборется за возвращение в Топ-20, обеспечивая себе удачный сезон и подготавливаясь к 2016-му; возможно, она окажется лицом к лицу с другими неожиданными вызовами.

В любом случае, бывшая первая ракетка мира с нетерпением ждёт положительных результатов своей работы по возвращению в топ. "Каждое утро я стараюсь просыпаться и начинать свой день с улыбкой на лице, - говорит она. - Потом я отвожу себе немного времени, чтобы заняться моими делами, сконцентрировать мою энергию и внимание, чтобы посмотреть, что я могу сделать, чтобы улучшить, сделать немного лучше каждый день и стремиться к тем местам, где я никогда раньше не бывала".

Источник: http://www.tennis.com/pro-game/2015/03/rebooting-champion-exclusive-look-azarenka-court-regime/54423/#.VRQ-7o7EXgY

Перевод: https://vk.com/vika_azarenka