6 мин.

В «Ф-1» завал на обычной прямой: четыре болида – всмятку, гонку сразу остановили. И никто не понимает, кто виноват

Авария спустя три секунды после рестарта.

1000-й Гран-при в истории «Феррари» на незнакомом ранее «Формуле-1» треке просто не мог оказаться рядовым, обычным и скучным – и гонка в самом деле получилась мегахаотичной. Три рестарта, два красных флага, два обгона в битве за лидерство, пятеро пилотов, побывавших в топ-5 и 8 сошедших – только лишь краткий конспект огромного количества событий, которые развернулись в почти 2,5 часа заезда.

Максимально полное описание гонки можно прочесть в нашем онлайне

Однако по-настоящему странный и редкий момент произошел на шестом круге во время первого рестарта (за пределами автомобиля безопасности). После него гонка продолжилась лишь секунды 3-4, а потом случился грандиозный завал на четыре машины прямо на прямой старта-финиша – и такого «Ф-1» еще не видела.

Итог: разбиты машины Карлоса Сайнса из «Макларена», «Альфа Ромео» Антонио Джовинацци, «Уильямс» Николаса Латифи и Кевина Магнуссена из «Хааса». Напарник последнего Ромен Грожан только благодаря невероятной сверхчеловеческой реакции затормозил прямо перед замесом и чудом не присоединился к куче разбитых обломков на обочине.

Конечно, «Формула-1» видела аварии и пожестче, и помасштабнее, но конкретно в этой есть одна особенность: никто так и не понял, кто же виноват. Бывшие пилоты, эксперты, комменататоры – пересмотрели повторы несколько раз во время красных флагов, но так и не вынесли однозначного вердикта.

Главным подозреваемым сразу оказался Валттери Боттас: он до последнего тянул с разгоном пелотона, прогревая шины, хотя обычно лидер включает полную скорость еще на выходе из последнего поворота перед стартовой чертой. Финну в 2020-м и правда не очень хорошо удаются возвращения в гоночный режим после выезда автомобиля безопасности – бывший пилот «Рено» и эксперт «Ф-1» Джолион Палмер практически после каждой гонки критикует №77 за отсутствие смелости и раз за разом ловит парня из «Мерседеса» на откровенных зевках в этих фазах заезда.

Судя по всему, в Муджелло Боттас решил исключить похожий провал и потерю лидерства – и потому врубил скорость на полную в последнее возможное мгновение, чем сильно запутал вообще всех в хвосте пелотона. Однако Валттери нельзя обвинить в самой аварии: регламент позволяет возглавляющему заезд гонщику вести остальных по своему усмотрению – нельзя только резко ускоряться и тормозить, а №77 такого и не делал. Финн полностью чист.

Но с чего же тогда произошел завал? С онбордов все выглядит однозначно: Латифи, Джовинацци и Сайнс следовали за Магнуссеном. Николас ускорился и «дернул» остальных следовавших за ним, когда Кевин еще ехал «в режиме автомобиля безопаcности».

Канадцу удалось резко отрулить – и он на всякий случай замедлился, возвращая позицию пилоту «Хааса» (как должно быть по правилам езды в «безопасном» режиме). Но вот Антонио Джовинацци повезло меньше – у него было только мгновение на реакцию, он инстинктивно ушел вслед за более быстрой машиной (Латифи) и явно не ожидал резкого сброса скорости у «Уильямса».

У Сайнса вообще не было шансов увернуться – он разогнался еще сильнее, и вот в таком положении еще было не очень понятно, с какой скоростью двигается Магнуссен.

А через мгновение избежать аварии уже оказалось невозможным при всем желании.

Однако если хорошо всмотреться в онборды Джовинацци, можно увидеть – прямо перед аварией зеленые огни уже горели, а Магнуссен еще не ускорился.

Выходит, Кевин проспал старт, а Николас просто побоялся нарушить правила и резко сбросил скорость, дабы не нарваться на штраф? Тем более, датчанин и в последнем повороте резко замедлился, чуть не спровоцировав столкновение.

Но с онборда Латифи хорошо видно: Магнуссен ехал примерно в темпе машин впереди. По сути, именно канадский гонщик первым в хвосте пелотона взял максимальный разгон – и лишь при обгоне «Хааса» у него появились сомнения в правильности своих действий. По сути, именно действия №6 – набор и последовавший сброс скорости – и спровоцировали завал, хоть пилот «Уильямса» явно действовал из благих побуждений, пытаясь и выжать максимум из ситуации, и не нарушить правила.

Однако сошедшие пилоты в один голос сваливали вину на ехавших впереди: Расселла, Окона и Квята. И стюарды приступили к разборкам только после финиша – вызвав Кевина, Николаса и (внезапно!) Даниила.

Наверное, пилота «Альфа Таури» заподозрили в торможении пелотона вот в этом моменте.

Однако Даниил ехал тогда в совершенно обычном темпе и тут же ускорился после зажигания зеленых огней – а Джордж Расселл среагировал с запозданием.

Именно тогда пилот «Уильямса» резко подтянул всех вслед за собой – а затем так же резко замедлился и отъехал в сторону. Кевин не сильно даже сбросил скорость – просто последовавшие за ним машины ехали еще быстрее.

Это онборд Расселла: посмотрите, насколько он отстал от соперников!

Спустя 4 секунды он уже здесь – чуть ли не прессингует Окона.

Скорее всего, именно на это движение и отреагировали все остальные – а в итоге среди пострадавших оказался напарник Расселла.

Стюарды в итоге выписали предупреждения половине пелотона – Квяту, Латифи, Албону, Строллу, Риккардо, Пересу, Норрису, Окону, Расселлу, Джовинацци и Сайнсу. Реальных наказаний никто не получил, но процедуру явно будут менять – раз однозначно виновного так и не нашли, и по сути возложили ответственность вообще на всех. Рестарты на Гран-при России через две недели ожидаются очень интересными.

Мегаталант «Мерседеса» вылетел в гравий – но продолжил квалификационный круг в «Ф-1». На финише все равно побил напарника в 30-й раз подряд

Мазепин выиграл в «Ф-2» с 14-го места: сперва конкуренты выносили друг друга, а потом российский пилот двойным обгоном вырвал лидерство

«Мерседес» – худший в «Ф-1» по скорости на прямых. Объясняем, почему это не мешает быть фаворитом Гран-при

Фото: globallookpress.com/Hoch Zwei/Keystone Press Agency