4 мин.

Раньше Вандорна называли вторым Хэмилтоном. Теперь он проваливается даже в «Формуле Е»

Бельгийский гонщик Стоффель Вандорн считался огромным талантом очень долго — и на то были причины. Он выиграл у Даниила Квята титул европейской «Формулы-Рено 2.0» в 2012-м, чуть не победил в дебютном сезоне в «Формуле-Рено 3.5» в 2013-м (уступил более опытному Кевину Магнуссену, который и отправился на повышение в «Макларен»), занял второе место в дебютном сезоне в GP2 в 2014-м, а в 2015-м он и вовсе проявил себя во всей красе, став самым доминирующим чемпионом в истории главной молодежной серии мира. Посудите сами: Стоффель выиграл 7 гонок из 21-й, суммарно поднялся на подиум 16 раз, добрался во всех заездах до финиша и лишь два раза выпал из топ-5 (8 и 9 места). Итоговый отрыв от ставшего вторым Александра Росси составил 160 очков: Вандорн набрал 341,5 балл, а у американца оказалось только 181,5. Таких отрывов и очковых показателей не добивался никто: даже Шарль Леклер при семи победах ограничился лишь 282 баллами и 70-ю очками отрыва.

В результате бельгийца предсказуемо назвали одним из самых талантливых молодых пилотов мира и сравнивали с другим гонщиком системы «Макларена», победившем в GP2 – Льюисом Хэмилтоном. В 2016-м Стоффель поддержал высокие ожидания, блестяще проведя первый Гран-при «Формулы-1» в карьере: Вандорн финишировал десятым в Бахрейне на слабом болиде MP4-31 с мотором от «Хонды», опередив по времени набора первого очка сезона и Фернандо Алонсо, и Дженсона Баттона (чемпионы мучились аж до четвертого по счету Гран-при календаря).

В 2017-м бельгиец наконец-то получил шанс в роли полноценного гонщика «Макларена», но уже не смог соответствовать сравнениям с Хэмилтоном: он проиграл Алонсо 16:3 по квалификациям (был медленнее в среднем на 0,3 секунды с круга), 17:13 по очкам и ни разу не поднялся выше седьмого места (лишь трижды финишировав выше Фернандо).

2018-й обернулся для Вандорна даже большим кошмаром: испанский чемпион разбил его 21:0 в квалификациях и 50:12 по очкам. Среднее отставание с круга выросло до 0,384 секунды, а лучшую финишную позицию из 2017-го Стоффель так и не превзошел, хоть и сумел вновь трижды финишировать впереди напарника. Однако уже на середине сезона фанаты начали откровенно издеваться над результатами парня, а потому «Макларен» решил не продлевать с ним контракт.

Вандорн внезапно нашел вариант с «Мерседесом»: помимо должности пилота развития, «серебряные стрелы» отрядили его в заводской проект в «Формуле Е», однако и там Стоффель пока что с треском проваливается. Например, на последнем Электропри Сантьяго бельгиец стартовал в пятерке сильнейших, шел с перспективами на подиум — но его заезд закончился вот так.

Также он пострадал и во второй гонке сезона — впилился в бок болида напарника Гэри Паффетта, повредил свою машину и сошел. В течение круга вслед за ним заезд из-за прокола в результате столкновения завершил и второй пилот «Мерседеса».

В первой гонке чемпионата в Эр-Рияде все вышло еще печельнее — Стоффель тоже высоко квалифицировался и стартовал четвертым, но пропускал соперника за соперником и в итоге финишировал на умопомрачительном 17 месте (поднялся на 16-е после штрафа для Фелипе Массы).

Тем не менее, бразилец на трассе его тоже легко уделал.

Конечно, его болид HWA в этом году – не совсем творение «Мерседеса», поскольку на первый сезон для обкатки немцы решили закупить силовые установки у «Вентури» (к слову, у монегасков в первых двух гонках тоже возникли серьезные проблемы и не было ни единого очка, но в Сантьяго Мортара финишировал на отличной четвертой позиции). Тем не менее, над «успехами» Вандорна потешаются уже все подряд: после очередной аварии даже комментаторы «Евроспорта» с иронией высказались о способностях бельгийца.

В данный момент Стоффель занимает предпоследнее место в чемпионате. Как ни крути — это полный провал.

Фото: Gettyimages.ru/Charles Coates; globallookpress.com/picture alliance/Hoch Zwei