14 мин.

Сказка – ложь, да в ней намек...

Не люблю я писать о тяжелом весе, но иногда приходится. Никуда от него несчастного не скроешься, нигде бедового нашего не позабудешь. Ты его в дверь, а он – в окно; ты его в окно, а он уж через печь вползает; вилами обратно в трубу, так он из погреба торчит и ухмыляется, да бросается с утроенной яростью кличкофилов, валуефобов, фобофилов и филофобов все в новые и новые атаки. И нигде от него треклятого спасу нет. Ну, и не буду драпать от него, а лучше выскажу немного из того, что накопилось.

ЛЮБОВЬ И ВРАЖДА

Великий древнегреческий философ Эмпедокл – тот самый, который изобрел учение о четырех стихиях – говорил, что миром управляют Любовь и Вражда. В состоянии Вражды в пространстве носятся головы без шей, руки без плеч, глаза безо лбов, а внутренние органы движутся сами по себе. Но приходит пора Любви, и появляются гармоничные, живые существа, все несообразности уходят, а уроды дохнут. А потом опять Вражда и опять Любовь и так до Судного Дня, о котором, впрочем, сицилийский грек и не ведал.

Эмпедокл был, конечно, странным малым. Например, он счел себя равным богам, и решил доказать это, прыгнув в жерло Этны. Чудак-человек – он, конечно, не воспарил на крыльях, но легенду после себя оставил. А его учение потом много кем было и упомянуто, и развито, переиначено, а кое-кто даже считает грека предтечей Дарвина.

Между тем, об Эмпедокле я не просто так заговорил. Если бы философ жил в наше время и интересовался боксом, то ему не нужно было бы ничего придумывать, а вместо Этны он мог бы броситься… Ну, куда бы ему броситься? Ну, например, в преемники Хосе Сулеймана на посту президента WBC. После такого чтобы воспарить нужно ракетные двигатели за спиной иметь или просто быть Карлсоном. У которого родную крышу вконец снесло.

А насчет Любви и Вражды достаточно посмотреть на историю тяжелого веса. Тут эти циклы повторяются с завидным постоянством. Вражды была до того как минимум четырежды. В начале прошлого века был чернокожий супербоец, враждовавший со всем белым миром, который три года после ухода на пенсию «Котельщика» Джеффриса не давал ему возможность драться за титул, которым владели достаточно средние ребята. Через 20 лет после этого на пенсию отправились сразу два выдающихся бойца – на этот раз белых (Джек Демпси и Джин Танни) – и чтобы заполнить брешь (Любовью!) по-настоящему потребовалось 9 лет, и титан вроде Джо Луиса. Затем были проблемы в первой половине 80-х, особенно после размена титулов Холмсом и приходом на трон Тайсона. И еще разок в середине 90-х, когда ребята, вроде Брюса Сэлдона, Фрэнка Бруно, Акселя Шульца, дедушки Формэна и иже с ними, устроили какие-то потешные разборки, пока аксакалы отсиживали свое или лечились от разных болячек.

В ТРИДЕВЯТОМ ЦАРСТВЕ

Сейчас тоже пора Вражды, но совсем даже не такой сильной, как, скажем, в 80-е. Дисгармония, да, присутствует. Нет, чемпионов без поясов и поясов без чемпионов, кажется, уже нет, да и почетных, и пенсионных чемпионов вроде бы не осталось, но состояние на самой верхушке несколько противоестественное. Хотя и не такое уж и страшное, как кое-кому может привидеться.

Естественное состояние любого веса, когда в нем есть только один чемпион, абсолютный (это, кстати, новый термин – раньше не было никаких «абсолютов», а был просто титул чемпиона мира). Ну, или пара-тройка чемпионов, которые могу объединить титулы. Ну, или хотя бы беспрекословный лидер, которого все боятся и уважают. Как Кальзаге, например, или Рикардо Лопеса.

В нынешних же тяжах есть два чемпиона, которые и де-факто, и де-юре почти равны по силам и титулам. Но поскольку они – родные братья, мы так никогда и не узнаем, кто же из них сильнее. Не узнаем мы и имя абсолютного чемпиона мира – по той же причине. И, поскольку «уродами» братьев Кличко ну никак не назовешь, а состояние дел все же противоестественное, то можно считать их одним, действительно абсолютным чемпионом мира, царем тридевятого царства, тридесятого государства. Только царь у нас зеленый, двухголовый, с крылышками и огоньком попыхивает. Кстати, если в тяжах разместилось этакое украинское Горынище, то на 15 весов ниже расположился маленький японский Дракоша (чуть не добавил «Покемоша», но сейчас это может быть превратно истолковано) по фамилии Камеда, у которого две головы, а остальные ему отрубили до рождения японские бюрократы, не признающие в своей стране версии IBF и WBO.

На самом деле, считать, что есть царь о двух головах проще, чем считать, что его нет вообще. Это у нас в стране демократия, а любители бокса приемлют только монархию, причем абсолютную. Дракон Кличко, как оживил свою вторую голову полтора года назад, так и не пускает никого в свои покои живьем, и иначе как царем его не назовешь. Только лишь американский ротозей Джонсон ускакал обгорелым и без щита, но хоть не на нем.

Оба брата и в самом деле доминируют в тяжелом весе, и в ближайший год продолжат это делать более-менее уверенно, пока либо не обрубят одну из голов (младшую, ибо предпосылок к обрубанию старшей нет никаких), либо другая не уйдет, вернее, не отпочкуется на пенсию. А последнее, кстати, не за горами: у Виталия и так немало дел, да и возраст все-таки есть возраст.

ЧЕТЫРЕ БЛАГОРОДНЫХ ЦАРЕВИЧА

Их число и состав все время меняется, но я вижу пока лишь четырех особ королевской крови, которые попытают свое счастье в схватке с Драконом или хотя бы имеют некоторые основания для этого.

Английский принц крови Дэвид Хэй самый ценный и уж точно самый беспардонный среди них. Между тем, у него есть четверть престола, и, в отличие от других рыцарей да витязей, Дракон заинтересован в нем сам. Дракону ведь хочется захватить все и править безраздельно, а Хэй – единственный, кто этому мешает. Понятно и то, почему Виталий хочет «приготовить» англичанина сам: против Владимира у болтливого чемпиона WBA есть неплохие, в сущности, шансы. Хэй может сильно ударить, может огорошить оголтелой атакой в начале боя или/и попытаться отбегаться в середине. Не факт, что получится, но все равно неприятно, опасно для более хрупкого младшего брата. Виталий наоборот может позволить и рискнуть. Обладая завидной крепостью, прочностью и, будучи крайне неудобным, он сам будет проблемой для Хэя. И принц обязательно будет съеден – досрочно. Другое дело, что самому Хэю это все совсем не нужно. Рискну предположить, что после первой, нудной (будет победа по очкам), но успешной защиты против Джона Руиса (этот сгодится на роль Кощея) англичанин постарается провести еще пару-тройку защит против ребят уровня Кали Миана, Мануэля Чарра или Дэвида Родригеса. Может, сразится с Русланом Чагаевым, который, предчувствую, уже вряд ли вернется на уровень первого (и единственного) боя с Валуевым. WBA его без вариантов не оставит. А там можно будет уже и на Дракона выезжать. А вместо доспехов надеть ту легендарную футболку, на которой Дэвид уже всем и вся головы поотрубал.

Другой рыцарь Эдди Чемберс уже тут, в покоях. О его противостоянии с младшей из голов (а оно будет уже через неделю) мы еще поговорим. Чемберс, как для воина, оставляет несколько странное впечатление, но в его таланте сомневаться не приходится. Другое дело, как он его будет проявлять. Раньше он усаживался за свой блок, как за щит, и, не особо утруждая себя движением, уворачивался или ускользал на месте от ударов противника, сам отвечая быстрыми сериями, но чаще одиночными джебами и прямыми, в ответ. Чемберс – совсем даже не Берд. Он не будет проводить многоударные комбинации и работать скоростью, но не будет он и на канатах сидеть. Бой с Дмитренко показал, что Чемберс может быть хорош и первым номером, но с Кличко он это вряд ли будет демонстрировать. Пока решительно непонятно, чем Эдди собрался брать Владимира – атаковать самому опасно, а сидеть за блоком в центре ринга, постреливая джебом, который к тому же и доставать Владимира не будет, глуповато. Тем не менее, Эдди – хитрый парень; может что-нибудь и придумает.

Наш русский Витязь из Чехова последние два года копит силы, от того все больше и больше, напоминая Илью Муромца. Тот, правда, силы 33 года копил, да и голова у того Змея была одна. Впрочем, Александр на одну и нацелен. А разминается пока на разбойниках с соседних и не очень деревень. Теперь вот мексиканца Мору подвезли, которого Саша должен по-хорошему за половину отведенного времени проходить, а лучше раунда за 2-3. Можно, конечно, попенять менеджменту Поветкина за такой выбор оппонентов, но делать этого, на мой взгляд, не стоит. Свидания с Драконом добиться непросто, а терять уже полученное в поединках с опасными ребятами и глупо, и рискованно. Да и главный поединок в карьере Александра состоится уже совсем скоро – вероятнее всего, уже этой осенью. Ждать недолго осталось.

Наконец, есть Крис Арреола, хорошенько поджаренный Виталием в сентябре. Тут, однако, уместно говорить о том, «как закалялась сталь» – то поражение, наверняка, станет для Криса полезным. Сейчас он за титулом не ходок, но в самом скором времени может вновь вернуться в ряды «благороднейших». Первым шагом для этого стал разгром неплохого, но мелкого тяжа Брайана Минто. Вторым станет поединок с бывшим королем крузеров Томашем Адамеком. Честно говоря, не вижу, каким образом бесстрашный поляк будет справляться с Арреолой, который для него сам – тот еще Дракон. Ни особой скорости, ни фантастической техники, ни преимущества в габаритах у Адамека нет. А на одном бесстрашии, воле и достаточно крепком подбородке далеко не уедешь. Особенно от сильнобьющего индейца.

ВО САДУ ЛИ, В ОГОРОДЕ…

Пока четыре «благородных» заняты высокими помыслами и делами, за их спинами уже выстраивается очередь из тех, обедневших (или еще не разбогатевших, но первых больше), которым либо нужно немного подождать, хотя и не хочется, либо хочется подождать, но уже не можется. Выстраиваются они в основном к старшей Голове.

Альберт Сосновски, каким-то чудом проскользнувший на бой с Виталием, к чудесам другого рода объективно не готов. Стоит напомнить, что этот храбрый малый не далее как полтора года назад был в одну калитку перебоксирован Зури Лоуренсом, у которого в активе нет ни одной победы нокаутом. Веселая ничья со скучнейшим обычно Пьянетой – весьма спорное достижение. Если Сосновски простоит против Кличко-старшего дольше половины боя, он смело сможет занести этот поединок себе в актив.

Николай Валуев, о котором вообще имеет смысл написать отдельную статью, пока не у дел, но с Виталием он еще может подраться – в будущем. Однако, для этого ему потребуется выдержать конкуренцию со стороны других ребят – например, Одланьера Солиса. Кубинец дерется в один день с Владимиром Кличко против костариканца Драммонда. Если уж Деррик Росси его прошел на ура, то уж у Солиса-то и подавно проблем быть не должно.

Другой бывший Самуэль Питер вновь почувствовал в себе силы на что-то там героическое. А много и не надо было – парочка никакущих середняков и 170-килограммовый Гейб Браун – и вот нигериец уже готов к штурму вершин. Но для начала отборочный бой по IBF против Нэги Агилеры, то ли доминиканца, то ли американца, но с венгерским именем в английской транскрипции. Впрочем, в последнем бою Агилере хватило двух минут, чтобы устранить нашего Олега Маскаева. «Плохо, брат, ты этих мадьяр знаешь!», – как сказал бы сапер Водичка.

Что еще? Бой между Кали Мианом и Русланом Чагаевым за временный титул WBA, прогресс и рост Дениса Бойцова, возрождение (неужели?) Доминика Гуинна, бурное ускорение Роберта Хелениуса и Кубрата Пулева – во втором эшелоне в этом году будет на что посмотреть и не поморщиться. Начинаем уже сегодня.

РЕЙТИНГИ

Тем, кому хочется мнения сжатого, но упорядоченного, предлагаются два рейтинга – один мой личный, а другой – мною придуманный.

ВЕРСИЯ АВТОРА

1. Виталий Кличко (Украина, 39 побед – 2 поражения, 37 побед нокаутом – 2 поражения нокаутом)

Я ставлю старшего из братьев выше просто потому, что он прочнее Владимира и физически, и психологически, а из всех прочих именно эти два качества сыграют определяющую роль в их невозможном (да-да, к сожалению!) противостоянии. Характерно, что на двоих эти ребята потерпели 5 поражений нокаутом, причем, хотя все они и записаны как технические, у младшего брата нокауты были «игровыми», настоящими. Тогда как Виталий один раз был остановлен по сечке, а еще раз из-за травмы плеча.

2. Владимир Кличко (Украина, 53-3, 47-3)

Два украинских чемпиона настолько превосходят своих прошлых, настоящих и, возможно, будущих оппонентов, что соревнуются друг с другом, будучи будто в другой лиге. Но если Виталий подерется с Владимиром, чего, конечно, не произойдет, то обладателю поясов IBF и WBO сильно повезет, если он закончит такой поединок на своих двоих.

3. Эдди Чемберс (США, 35-1, 18-0)

Чемберс стоит здесь выше, чем Поветкин, несмотря на победу последнего в январе позапрошлого года. Во-первых, то поражение было весьма близким, а сам поединок стал сложнейшим для Александра за все годы его выступлений в профессионалах (может быть за вычетом боя с Фрайдэем Ахунаньей). Во-вторых, с одной стороны на весах 5 побед с той поры, в том числе над Питером и Дмитренко (последняя записана как MD только по недоразумению, которого звали Пол Томас), а с другой – халтурщик Сайкс, склизкий Эстрада и ветеран Нолан, в свое время пропустивший 8 лет из-за проблем с законом. Как-то не сочетается.

4. Александр Поветкин (Россия, 18-0, 13-0)

На самом деле всего через неделю Саша может спокойно переместиться в моем рейтинге на одно место вверх. Шансы на победу Чемберса над Кличко просто малы, а шансы Хавьера Моры выиграть у Александра малы исчезающе. Кроме того, не стоит забывать, что Поветкин просто не может биться против рисковых парней. С его статусом обязательного претендента поражение смерти подобно. Секью Пауэлл не даст соврать.

5. Крис Арреола (США, 28-1, 25-1)

Мне понравилось, что Крис расхныкался в ринге после поражения от Кличко. Не от боли, заметьте, а от обиды. Это позитивный знак. А быстрая и уверенная победа над Брайаном Минто, которого Арреола банально забил, показала, что он ничего не потерял от той порки в сентябре. Индеец велик (по габаритам), еще молод, зрелищен и перебил весь второй эшелон американского бокса. А, главное, он, кажется, хорошо держит и силен духом. Думаю, 5-е место – его!

6. Дэвид Хэй (Англия, 23-1, 21-1)

Хэй провел в тяжах всего три боя, и я просто не вижу, как можно поставить его выше. Тем более, что первый из этих боев был с откровенным слабаком (кстати, опять из Польши – что-то много шляхты вокруг нас, не находите?), во втором Хэй избил ветерана, который и так был не в себе, демонстрируя «чудеса» акробатики, и лишь третья победа была легитимна. Кроме того, я, при всей своей симпатии (да-да!) к англичанину, не могу предположить, как он сможет выстоять против любого из братьев или Арреолы. С Чемберсом шансов на порядок больше, но до заслуг Эдди в тяжах Дэвиду как пешком до Киева, куда его язык уже довел, а вот ноги пока нет.

7. Денис Бойцов (Россия, 27-0, 22-0)

Мои впечатления от Дениса периодически меняются. Сначала это было что-то в стиле «Ухтывау!», когда небольшой, но дерзкий 18-летний паренек бил одного неудачника за другим, и всех их вместе быстро и со вкусом. Потом был период некоторого разочарования: Бойцов непозволительно долго возился с какими-то странными ребятами вроде Эдсона Антонио или Хуана Диаса. Наконец, в прошлом году Денис вновь начал меня радовать. А победа над Биденко была и вовсе шикарна. Бойцову всего 24 года, и его будут потихоньку прокачивать еще пару лет, пока не уйдет на пенсию какой-нибудь из Кличко, а уже потом станут натравливать на остальных. Это похоже на компьютерную игру, когда опытные мастера вновь и вновь проходят те же места на низких уровнях сложности, набирая «опыт», «деньги» и «предметы».

8. Дэвид Туа (Западное Самоа, 50-3-1, 43-0)

Дэвиду не надо часто выходить в ринг, чтобы поддерживать свое реноме и убеждать меня в неизбежности его пребывания в 10-ке. Все остальные, здесь расположившиеся, могут победить его по очкам. Зато он может каждого из них – пожалуй, кроме Виталия –угробить одним левым боковым. Шейн Кэмерон готовился к бою с поэтом-людоедом годами, а лег всего за два раунда. Так что «без Туы и не туды и не сюды».

9. Николай Валуев (Россия, 50-2, 34-0)

Николай оказался в интересной позиции: один бой может вновь двинуть его обратно наверх, или он вообще вылетит из 10-ки навсегда. С этой (но только с этой) точки зрения, здорово, что сорвался его поединок с Кличко, в котором ему объективно многого не светило. Против некоторых других ребят из этого списка у Николая шансы есть, хотя порой кажется, что они исчезающее малы. Но нужно рисковать – иного не дано.

10. Джон Руис (США, 44-8-1, 30-1)

Ваши кости сотрутся в порошок, а внуки превратятся в стариков, но Джонни Руис, кажется, все равно будет где-то тут: в отборочном бою или в чемпионском. Он будет и в моем сегодняшнем рейтинге. И я вовсе не уверен, что он вылетит отсюда после 3-го апреля.

Эти парни могли быть здесь, но по разным причинам их тут нет: Самуэль Питер, Руслан Чагаев, Тони Томпсон, Томаш Адамек, Одланьер Солис и Хуан Карлос Гомес.

ОБЪЕКТИВНАЯ ВЕРСИЯ

Вам не нравится моя писанина и мои субъективные списочки? Я потрудился составить для вас достаточно необычный, но, возможно, небесполезный рейтинг, основанный на субъективном опять-таки мнении, но уже чужих людей.

Схема его составления следующая: выбирается 4 ведущие боксерские организации (WBC, WBA, IBF и WBO) и 3 авторитетных боксерских издания, ведущих свои рейтинги: Fightnews, The Ring и BoxRec. Каждый боксер получает за любое чемпионство по любой версии -1 балл, если его нет из-за этого в рейтинге другой организации – 0 баллов, за 1-е место рейтинга – 1 балл, за 2-е – 2, за 3-е – 3, и так далее. Если в первой «пятнашке» его нет, боксер получает автоматически 16 баллов; те, кого нет в 10-ке The Ring, получают 11 баллов. Обязательные претенденты получают по 1 баллу от тех организаций, которые не включают их в рейтинги. Круче тот, у которого меньше всего баллов по сумме. Вот что получается:

1). Владимир Кличко (Украина) -1

2). Виталий Кличко (Украина) 4

3). Дэвид Хэй (Англия) 11

4). Александр Поветкин (Россия) 20

5). Эдди Чемберс (США) 22

6). Николай Валуев (Россия) 45

7). Джон Руис (США) 47

8). Руслан Чагаев (Узбекистан) 49

9). Денис Бойцов (Россия) 52

10). Томаш Адамек (Польша) 62