9 мин.

10 замен гонщиков по ходу сезона, часть первая.

 На заре Формулы-1 перемены в составах команд были делом вполне обычным. При этом никто особенно не жаловался, более того эта процедура обычно происходила в более справедливом ключе, чем в наши дни. Вот, например, в Гран-При Франции 1951 года на восьмикилометровом треугольнике Реймс-Гу лидировавший Хуан-Мануэль Фанхио сошел с трассы уже на 15-м из 77 кругов. Однако уже через пять кругов Маэстро уже снова был на трассе – руководство Alfa Romeo попросило Луиджи Фаджиоли поделиться с напарником своей машиной. Сейчас это трудно представить, но на болиде товарища Фанхио преспокойно выиграл ту гонку и поделил с ним очки и победу. Фаджиоли стал таким образом самым возрастным победителем Гран-При Формулы-1 в возрасте 53 лет (привет, Шумми!). Более того, «Старый грабитель из Абруцци», как его тогда называли, отметился в финишном протоколе на двух позициях сразу: первой и последней. Ибо сломанную «Альфетту» Фанхио удалось-таки починить, и на ней Фаджиоли доковылял к финишу 11-м с отставанием в 22 круга.

Луиджи Фаджиоли за рулем Alfa Romeo 159, 1951 год

На фото - Луиджи Фаджиоли за рулем Alfa Romeo 159, 1951 год.

Как видим, путаницы было немало – подобная ситуация повторилась, например, и через пару лет, когда уже почти двукратный чемпион Альберто Аскари на Нюрбурге поменялся болидами с партнером Луиджи Виллорези, прошедшим на тот момент на круг больше. Причина крылась в том, что на первых кругах Аскари потерял колесо. Итальянец сумел доковылять до боксов и вернуться на трассу, но баланс его Ferrari оказался полностью нарушен. Однако неприятности преследовали его и после смены болида: протянув всего пять кругов, сломался и новый. А вот Виллорези добрался до финиша восьмым, правда, в те годы за это очков еще не давали. Тем не менее, оба пилота классифицированы в итоговом протоколе гонки дважды: сначала на восьмом месте, а затем – сошедшими за три круга до финиша.

Альберто Аскари на Ferrari 500 преодолевает Eau Rouge

На фото: Альберто Аскари (Ferrari 500) преодолевает Eau Rouge, 1953

В 1954 году Хуан-Мануэль Фанхио, подписав контракт с заводской командой Mercedes, первые пару гонок провел за рулем… Maserati, причем обе с легкостью выиграл. Когда же «Серебряные стрелы» были готовы к старту, Фанхио с легкостью пересел в тот самый Mercedes W196 Stromlinien с закрытыми колесами и тут же выиграл Гран-При Франции. По итогам сезона на счету Маэстро по две победы на трех разных болидах: Maserati 250F и «Серебряных стрелах» с открытыми и закрытыми колесами. Строго говоря, Фанхио никого не заменил, но сам факт смены команды посреди сезона без потерь в результативности феноменален.

Хуан-Мануэль Фанхио за рулем Mercedes W196

Маэстро пилотирует легендарный Mercedes W196 Stromlinien, 1954

Следующая яркая замена состоялась в 1966 году. Джон Сёртис, чемпион мира 64 года в составе Ferrari, честнейший и благороднейший человек, попросту не выдержал интриг менеджера Эугенио Драгони, который постоянно сообщал не посещавшему гонки Энцо некорректную информацию, и покинул команду. Покинул красиво – выиграв Гран-При Бельгии в Спа, который тогда был вторым в календаре. Ушел он в быстрый, но не особенно надежный Cooper, и до конца сезона смог финишировать всего в трех гонках из семи, причем во всех трех на подиуме – этого хватило лишь на «серебро» чемпионата. Заменил же Сёртиса бывший инженер Майк Паркс – и это была одна из самых удачных замен: второй во Франции, затем пара сходов при  стартах с 5 и 7 позиций и второй в Италии, поддержав дубль Ferrari во главе со Скарфиотти. Если бы Скудерия принимала участие в британском и мексиканском Гран-При, а в США выставила больше одного болида, у них были бы хорошие шансы на Кубок. Но – не сложилось…

Майк Паркс за рулем Ferrari в 1967 году

Майк Паркс готовится к старту за рулем Феррари

Впрочем, история Майка Паркса имела продолжение. В следующем году Майк снова пришел на замену в Ferrari. Увы – заменить ему пришлось погибшего в Монако Лоренцо Бандини, премия имени которого ныне вручается выдающимся автогонщикам. Потрясенный этой смертью Энцо заявил, что никогда больше итальянец не сядет за руль Ferrari (однако мы в курсе, что после его смерти это правило не раз нарушалось). На сей раз Парксу повезло куда меньше. После пятого места в Зандвоорте он приехал в Спа в хорошем настроении, но там на самом старте Майка развернуло на масле Стюарта. С травмами головы и ног и переломом кисти Паркс остался жив, но на этом завершил карьеру. Сезон обескровленная Ferrari заканчивала только с одним пилотом Крисом Эймоном.

В первой же гонке 1968 года в Кьялами двукратный чемпион мира Джим Кларк на Lotus, побив несколько рекордов (в частности, по числу хет-триков (11), поулов (33) и побед (25)) выиграл, стартовав с поула. Гонка проводилась в уникальное для Ф1 время – 1 января, а следующая была назначена на 12 мая. Увы, вместо Кларка за рулем Lotus в Хараме вышел Джеки Оливер: авария на тестах в Хоккенхайме унесла жизнь одного из самых талантливых пилотов тех лет.. Оливер же набрал очки лишь дважды, финишировав пятым в Бельгии и зацепившись за подиум в Мексике, а в американском Гран-При в Уоткинс-Глен Lotus выставила третий автомобиль, усадив в него местного дебютанта Марио Андретти. Американец стал первым в истории Ф1 дебютантом, завоевавшим поул в первой же гонке, но до финиша не добрался, так что непросто судить, насколько дебют вышел удачным.

Джим Кларк и его Lotus 49

Две легенды: Джим Кларк и его Lotus 49

Перебираемся в семидесятые – эпоху табачных спонсоров. Увы, даже и в это время главам команд постоянно приходилось иметь на заметке запасные варианты на случай, если основной пилот погибнет. Квинтэссенцией сметрельной опасности автоспорта стала смерть Роджера Уильямсона, который проводил всего вторую гонку в карьере и сгорел заживо в собственном болиде в Зандвоорте. Тесты тоже были делом рискованным, что и доказал талантливый пилот команды-дебютанта Shadow Питер Ревсон, разбившись в Кьялами в 1974 году между второй и третьей гонкой чемпионата. «Тени» заметались в панике. Сперва за руль второй машины посадили Брайана Редмана: седьмое место, затем восемнадцатое и сход в Монако при старте с 16-й позиции, в то время как первый пилот Shadow Жан-Пьер Жарье добыл подиум. Уволили Редмана, взяли Бертиля Роса, шведа, который на домашней трассе, стартовав 23-м, сошел на втором круге. После этого за руль сел Том Прайс – один из самых одаренных пилотов того времени. Эта замена, наконец, сработала – валлиец регулярно опережал Жарье и в результате заработал за сезон одно очко (по иронии судьбы, ровно столько же, сколько и… Грэм Хилл).

Том Прайс, Shadow, 1974

Том Прайс в кокпите Shadow, 1974 год.

Карьера Тома Прайса могла развиваться долго и успешно, если бы не нелепый и трагический случай в ЮАР в 1977 году. Эта история известна многим – маршалл с огнетушителем несется к разбитой машине партнера Прайса наперерез трассе, Том сбивает его насмерть, не успев среагировать, а огнетушитель пробивает шлем и голову Прайса… Глупое и жестокое пересечение двух судеб в одной точке дало шанс Алану Джонсу, который до этого момента не мог похвастать высокими результатами. Австралиец не набрал очков только в двух гонках из тех, в которых ему удалось финишировать, и даже выиграл для Shadow Гран-При Австрии, заняв по итогам сезона 7 место. На следующий год талантливый парень уже гонялся за Williams… Что было дальше – уже другая история с победами и чемпионским титулом.

Алан Джонс, Shadow, 1977

Алан Джонс, Shadow, 1977

Те, кто гадают, кем же заменила Ferrari Ники Лауду после жуткой аварии на Нюрбурге в 1976 году до его возвращения, могут не волноваться: Скудерия выступала одной машиной из уважения к мужественному австрийцу. Однако на следующий год, рассорившись с руководством, Лауда демонстративно хлопнул дверью, покинув команду с досрочно завоеванным чемпионским титулом. И вот тут Энцо Феррари принял одно из самых судьбоносных решений в своей жизни – переманил из McLaren перспективного Жиля Вильнёва. Начал Жиль на славу – бесславный сход в Канаде и затем авария в Японии, унесшая жизни маршалла и фотографа. Кто мог тогда представить себе, насколько здорово этот парень поедет уже в следующем сезоне…

Жиль Вильнёв

Жиль Вильнёв 

А Ники продолжал чудить уже в Brabham, которой владел не кто иной, как Бернард Экклстоун. Если первый сезон в команде сложился более-менее успешно по меркам честолюбивого австрийца, то в 1979 году нестандартное техническое решение задней части болида (огромный вентилятор, из-за которого машина получила прозвище «Пылесос») поставило крест на целях пилота. 10 сходов в 12 гонках и постоянные обвинения Экклстоуна вывели Лауду из себя, и перед Гран-При Канады Ники разорвал контракт и объявил о своем уходе из автогонок. Любой другой менеджер команды схватился бы за голову и пропустил этап, но не Экклстоун. Берни просто объявил в громкоговорители на трассе, что если на трибунах есть человек с лицензией, дающей право на управление болидом Ф1, то для него есть место в кокпите Brabham. И такой человек, представьте, нашелся. Никому не известный аргентинец Рикардо Зуниньо приехал в Монреаль в качестве зрителя, а оказался героем сказки про Золушку. Без всякой подготовки, с бухты-барахты Зуниньо взял и финишировал седьмым, что побудило Экклстоуна заключить с ним контракт на следующий год. Увы – пока его новый партнер Нельсон Пике сражался во главе пелетона, аргентинец барахтался где-то на пороге очковой зоны, так и не набрав за сезон ни единого балла: сказка закончилась очень быстро...

Brabham BT46 1979 года.

Один из самых необычных и ненадежных болидов Ф1 - Brabham BT46 1979 года

Продолжение следует... А пока - тепла вам!