9 мин.

Новая большая интрига. Почему раздают «Гриззлис»

Фото: Fotobank/NBAE via Getty Images/Rocky Widner

Деятельность Майкла Хэйсли и Криса Уоллеса на позициях владельца и генерального менеджера «Мемфиса» всегда оценивалась достаточно противоречиво. Газоль, Мэйо-Лав, Гэй, Айверсон... Но лишь тогда, когда пришли новые люди, стал понятен реальный уровень качества их работы. Роберт Пера и его группа невольно сами же дали оценку происходившему, начав вести переговоры по уничтожению ядра команды.

«Гриззлис» играют хорошо, они самобытны, старательны, с ними действительно крайне сложно справиться, но что-то пропало в их игре в последние недели, правда?  У стен есть уши, у баскетболистов – переживания. Они прекрасно все понимают: все их усилия не стоят и выеденного яйца, если новые владельцы не пойдут на уступки и не согласятся потерять деньги ради одного – хотя бы одного – похода в плей-офф.

Эта ситуация, бесспорно, печальна, но она не должна никого удивлять. Новая метла не то, что по-новому метет, она просто платит по счетам, расхлебывает то, как неумело Крис и Майкл играли на больше.

Они могли заранее продлить контракты с Руди Гэем и Марком Газолем по их рыночной стоимости – в районе 60 миллионов за 5 лет каждому – но они собственноручно позволили им выйти на рынок свободных агентов и подписать максимальные соглашения. На момент переговоров с Конли мало кто – кроме них самих и тренерского штаба – верил, что Майк способен достойно справиться с ролью основного разыгрывающего, и они дали ему несколько лишних миллионов по состоянию на ноябрь 2010-го. В сумме они переплатили где-то пять-шесть миллионов долларов в год. Это сущий пустяк для больших команд, но слишком много для них, именно эта сумма стала определяющей для сегодняшних «Гриззлис».

Заполняемость их арены постоянно колеблется в районе 80-90%, у них даже пяти аншлагов за сезон не бывает. Forbes каждый год оценивает их доход: около ста миллионов долларов. Если твоя суммарная выручка составляет 100 М, ты не можешь выплачивать 75М только игрокам. Ведь нужно обеспечить еще и тренерский штаб, сотрудников. Есть страховые обязательства, расходы на арену, на перелеты, на проживание, на еду, не говоря уже про маркетинг и прочие программы. А теперь добавьте сюда еще 7.5 миллионов налога на роскошь с увеличением до 10-12 в случае злостного нарушения по новым правилам и получите слишком плохую картину, даже без учета амортизации. Вот так вчерашние 5-6 в год по мановению волшебной палочки превращаются в 17.

«Мемфис» чисто физически не в состоянии работать в минимальный минус с надеждой на то, что дотации от НБА и крупных рынков его покроют. У него нет достойного соглашения с телевидением, он и так выжимает последние соки из болельщика – по оценкам весьма условного рейтинга Forbes, доход «Гриззлис» равен тридцати восьми долларам на фана, рискну предположить, что никто больше не имеет столь высокой зависимости от поклонника, как они – и его ценность как бизнес-проекта для этой лиги чрезвычайно невелика.

Конечно, мы помним как Майкл Хэйсли ругал все эти рейтинги, обвинял их составителей в том, что они умышленно сгущают краски и сбивают цену для его предприятия, но, если ты – новый владелец в конкурентоспособном коллективе,  избавление от ее лидеров – последнее, что ты будешь делать, чтобы не потерять болельщика. Крайняя мера. И если к ней прибегает Роберт Пера, значит все действительно очень плохо, значит они не увидели поступательного движения вперед в самых разнообразных компонентах, перспективы для устойчивости в будущем.

Вы можете сказать, что вся вина лежит на маленьком рынке и переезд необходим.

Да, конечно, когда есть универсальный пример в виде условного Лас-Вегаса, на это можно бросить свой взгляд. Вроде и посещаемость будет высокой, и цены на билеты космическими, внимание гарантированно, рекламные и телевизионные контракты тоже. Не будет культуры боления, как в Оклахоме? А где она еще как в Оклахоме? Гламурный мир в первых рядах? «Лейкерс» он не особо мешает снимать с них сливки. Золотая жила. Только почему туда не зашел еще ни один френчайз, несмотря на то, что любая лига видит невероятную финансовую привлекательность?

А вы представьте себе негра-мультимиллионера и ту свору, которую он таскает за собой в Хьюстоне. В Лос-Анджелесе. В Чикаго. В Бостоне. Представили? А теперь проведите параллель с Лас-Вегасом или Атлантик-Сити, телепортируйте их туда. Вспомните, сколько игроков становятся банкротами после завершения своей профессиональной карьеры, какие там искушения, и добавьте сюда еще и то, что им с семьями туда ехать и жить там не на месяц, а пять-десять лет, если вы хотите серьезный френчайз. Задайте себе вопрос: кто из сотрудников клуба – игроков, администрации – устоит перед соблазном и не будет ставить на себя, против себя? Да на этом фоне «Джейл Блейзерс» – кружок кройки и шитья, просто ансамбль «Золотое Кольцо». При всех материальных привилегиях, ни одна большая лига никогда не пустит туда свой клуб, потому что удар по имиджу будет таким, как от турпохода Рона Артеста на трибуны в Детройте. Только это можно было замять, время лечит,  а Вегас будет предоставлять поводы  сам, причем безостановочно, как конвейер.

Реклама 18+

Не каждый серьезный рынок обязательно приведет к большим барышам, иначе все играли бы именно там.

Может быть, «Мемфису» просто не хватает традиций, скажете вы?

А какие традиции были у Оклахомы? А какие традиции были у хоккея в Тампе? Или вам напомнить главную забаву канадских журналистов начала девяностых? Тогда они приезжали посреди своей снежной зимы во Флориду и валили в подтрибунное помещение, насладиться картиной: игроки НХЛ в гавайских рубашках, пляжных шортах и шлепках себе коньки точат. У них это просто не укладывалось в головах. Но ничего, играют ведь, даже Кубок Стэнли над головой поднимали А НБА в Техасе, в футбольном штате? Два клуба вечно в плюсе, третий – нет, да и то лишь потому, что Марк Кьюбан признается, что «Маверикс» для него – любимая игрушка, а не бизнес-проект, и существует она с целью приносить удовольствие, а не прибыль.

А сильно ли помогали традиции «Бостону» до приезда Гарнетта и Аллена? Все эти баннеры, убунту, философия коллективных ценностей? Они приносили деньги в казну? Вы бы говорили о них сейчас, если бы туда заехал не Рондо, а Уэстбрук и гонял бы свои кружева? Бросок, тук-тук-тук, бросок, тук-тук-тук, пас в пол – потеря. Все это подгоняется под реальность и не имеет никакого отношения к процессу, если все идет паршиво, но резко включается, когда дела налаживаются. Отделы маркетинга не сидят на жопе ровно.

Может быть, в Теннесси просто непробиваемая глушь? А Сан-Антонио тогда что, где кроме реки Аламо и Родео в феврале нет ничего?

Может быть им просто не повезло с френчайз-игроками, у них нет ярких и красочных Дюрэнта, Уэстбрука, Хардена, Ибаки, бегающими быстро и резво, прыгающими высоко и хлопающими активно, помогая продавать поп-корн? А «Сперс» у нас просто шоу демонстрировали, искрометный баскетбол будущего: Брюс Боуэн навешивает, Рашо Нестерович – вколачивает. Рейтинги запредельные, Стерн с ехидной улыбкой стирает ладошки до крови.

Параллельно, примерно в это же время было такое себе чудо: «Орландо»,с одним из ярчайших игроков своего времени, тем, на кого сейчас ходили бы везде, без привязки к рынку, к вывеске. Владельцем был не Питер Холт, с одним из самых маленьких состояний среди всей этой когорты толстосумов, а господин ДеВос с его межпланетной гигантской корпорацией. Только он зажимал даже пять миллионов долларов для менеджмента в межсезонье, слал всех лесом, мотивируя это тем, что уже платит Гранту Хиллу, занявшему нечетную очередь в лазарете. Он первый, третий и пятый. И карьера Трэйси МакГрэйди была в заднице.

Вычтите трупы ветеранов Кемпа, Хораса Гранта и Патрика Юинга, заезжавших туда на огонек. Назовите с ходу десять человек, с которыми он играл за эти четыре года. Вряд ли назовете, да и мне напрячься придется. А теперь введите его имя и название клуба в поисковик на Youtube. Посмотрите. Не врите, что вы бы не ходили. Так не бывает. И получается, что у клуба был сверхяркий игрок, фактически феномен, который способен продать снег эскимосу, но он оказался в полной заднице из-за того, что у владельца были дела поважнее. Он обиделся на то, что Тим Данкан проявил лояльность и не создал супертрио. Через пять лет он уже вбрасывал 118 миллионов в Рашарда Льюиса, сначала взял Аринаса, а потом подарил ему 62М, взвалил на клуб контракт Тюркоглу (не говоря уже про мелочь под ногами, вроде Редика и Джамира), построил красавицу-арену. И кого сейчас волнует, что за время своего пребывания у него под рукой, тот самый чувак лидировал во всей лиге по +/-, что в принципе было физически невозможно, учитывая влияние на результат таких ребят, как Шак, Гарнетт и Данкан, находившихся на пике физических возможностей? При том, что лишь два его партнера – Бо Аутло и Даррел Армстронг, вы таких помните? – не были в минусе. Потрать деньги на одного сильного свободного агента и сверни горы. Ага, конечно. Это как раз тот случай.

Кей-Джи, МакХэйл и «Миннесота», как дополняющий картину фактор.

Вы можете сколько угодно говорить о том, что НБА – это лига игроков и больших рынков. В большинстве своем, так оно и есть, особенно когда первые склоняются ко вторым. Но в первую очередь – это все равно лига управленцев.

Вы считаете, что Гей, Зак или Марк сейчас шибко хотят, чтобы одного из них выбросили из команды? Вы думаете, они не понимают, что равноценная сделка сейчас невозможна априори и что потеряв Руди или Рэндольфа, они никогда не пройдут первый раунд? Вам кажется, что им сильно хочется перемен, когда они наконец-то приобрели стабильность, стали показывать результат, а конкуренты потихоньку сами себя скручивают в бараний рог?

Но кто их будет спрашивать?

Вы можете работать в такой глуши и показывать результат, но вы обязаны заручиться поддержкой настоящих профессионалов на каждой позиции, чтобы справиться с задачей финансового выживания. Большой рынок простит много ошибок, потому что туда стремятся, потому что там жизнь, потому что там все деньги. Маленький не оставляет планов «Б». Там неуместны «Руди – мой любимый игрок, поэтому я влеплю ему максималку в первый день межсезонья, когда никто не собирался давать ему столько», Майкл.

За все здесь придется платить непременно, и платить дорогую цену.

Если мы не потеряем сегодняшний «Мемфис» до утра после дедлайна обменов – сочтите это за чудо и запишите их в шорт-лист главных фаворитов сезона. Они будут знать, что это их единственный и последний шанс на большой приз. Они будут из кожи вон лезть, чтобы добиться максимума. Они воспрянут духом, и они уже показывали, что в таком состоянии способны не просто навести шороху, а прибить все, что движется. Но хватит ли у новых владельцев выдержки?

Новая большая интрига сезона, господа. Делайте ваши ставки.