12 мин.

Ставим спину Кевину Лаву

Фото: Fotobank/NBAE via Getty Images/David Sherman

Причины, по которым «Миннесота» вызывает всеобщий интерес на наших просторах, вряд ли стоит объяснять заново. Но национальный признак делает многих из состава читателей совершенно необъективными. С точки зрения оценок действий Кириленко и Шведа-новичка сложно иметь несколько мнений, ведь то, как выглядят оба россиянина на старте сезона, не заслуживает никаких других отзывов, кроме положительных.

Критика же Лава вызывала сначала недоумение, а теперь и вовсе настоящее раздражение. Стрелы в его адрес летят со всех сторон, и нельзя сказать, что уж совсем безосновательно, однако линчевание Кевина все равно выглядит неоправданным, как бы неубедительно он ни выглядел.

Наш вчерашний эфир дал очередную долю пищи для размышлений в этом направлении и поднял ряд интересных тем.

***********

Все здравомыслящие поклонники НБА критикуют болельщиков «Лейкерс» как определенную касту не самых воспитанных и понимающих людей, но не нужно смеясь над ними, брать с них же пример.

Помните разговоры о впечатляющих перспективах калифорнийской команды перед стартом сезона, когда никто толком не вникал в то, что они собираются играть, но зато корчил из себя великих предсказателей, похожих на американское клише: психов с картонными табличками в местах большого скопления людей?

Это не столько от общего уровня развития, сколько от недостаточного желания понимать и вдумываться. Ситуация с Лавом, к сожалению, выглядит аналогично. Шашки наголо. Как желтая армия сейчас костерит Дуайта, так и симпатизирующие «Миннесоте» пытаются сожрать Лава живьем.

Это неправильно.

Вы вряд ли по-настоящему пристально следили за Риком Адельманом, поэтому вы не видели, как должен функционировать «Принстон» по отношению к «Лейкерс», и как сегодняшней «Миннесоте», и ему непосредственно, нужен любой мистер Аморе.

Для него имя игрока не значит ничего, будь ты хоть Кевин, Джей-Джей или Алексей с Данте. Если ты приносишь пользу – ты играешь, если вредишь – сидишь. Все очень просто и сложно одновременно.

Некоторые его решения выглядят не совсем оправданными сегодня, даже завтра, но через несколько дней, недель или месяцев, мы понимаем, что они были таковыми, что авансы принесли массу дивидендов. Люди, следившие за ним  в «Сакраменто» и «Хьюстоне», научились главному: доверительному отношению к его идеям. Помните постер: веришь в систему, и система верит в тебя?

Он видит игру дальше, шире и глубже, он понимает ее, как никто другой, и в каждом его решении есть толк, даже тогда, когда его не видно невооруженным взглядом. Тем более сейчас, по прошествии стольких лет карьеры и при осознании того, что это его последняя команда.

Он никогда не выпустит на паркет неготового баскетболиста, если тот будет тащить команду вниз. Он разрушил отношения с Трэйси МакГрэйди, еще имевшим высокую цену, из-за того, что тот, пользуясь высоким статусом, хотел играть в любом состоянии, но, выходя на площадку, делал слишком мало для достижения результата. Он точно также как и Лав валился в защите, он крайне нестабильно атаковал с дистанции, брал на себя слишком много. Рик в итоге сгноил его, а болельщики на определенном этапе переметнулись именно на его сторону, потому что, выведя Ти-Мака из состава еще при здоровом Яо, команда вдруг заиграла, получалось все, а с ним же опять дела превращались в катавасию. Тут же через это прошли Аарон Брукс и Майкл Бизли. Никто из них больше не играл так же хорошо, как до момента вот этого перелома в их отношениях с наставником.

Если бы Лав действительно был бы так плох, как пишут самые отъявленные критики, если бы именно в его неудачной игре крылась истинная причина поражений, Адельман никогда бы не пустил его на паркет или снял бы его уже сейчас, по ходу.

Кевин мог обещать порвать тельняшку на себе, моргалы выколоть, машину поп-корном засыпать, но он бы не выходил. Тренера не волнует контракт форварда, четыре или пять лет, сколько там миллионов, каковы обязательства клуба перед игроком, желание самого баскетболиста его оправдать. Он выставил за дверь самого высокоплачиваемого игрока лиги, отдав коллектив на откуп ролевым ребятам, которые в сумме зарабатывали не намного больше изгнаннового исполнителя с большим именем. После этого можно ожидать чего угодно. По состоянию на сегодня, Рик окончательно укрепился в своих убеждениях: он больше не пойдет против себя самого, тем более здесь, в организации, которой он сделал одолжение, приняв команду и в которой именно он – ценнейшее из всех достояний.

Значит, он видит в Лаве пользу, невзирая на то, сколько Кевин мажет с игры и как периодически косячит в обороне. Мне не нравится отношение к звезде «Миннесоты», как к игроку типажа Барньяни, которому нечего дать своему коллективу, кроме непосредственного задействования своего арсенала в нападении. Все словно забывают, что он – лучший игрок мира по  умению подобрать мяч, причем вне зависимости от противника, не полагаясь на физику, на атлетизм, как Ховард или Варежао. Чисто скилл, со спиной, с отсеканиями, с нацеленностью, с ощущением, и это работает на двух щитах.

«Тимбервулвз» – первая обойма в лиге по подборам в нападении количественно и в тройке – качественно, по проценту. По соотношению выигранных отскоков – они лучшие в НБА, только «Голден Стейт» благодаря великолепному Дэвиду Ли забирает на своем щите больший процент отскоков, чем они. Пара Лав-Пекович, на секундочку, выхватывает в атаке больше, чем целые команды, «Бостон» и «Майами», и это с Николой, который играет, простите, не сорок минут, как статистические читеры, а меньше тридцати двух, и уже успел столкнуться с рядом неприятных повреждений.

Остановитесь на одну лишь секунду и подумайте: как команда с Лавом, Шведом, Риднуром и вот тем черногорским великаном на паркете, с людьми, которые откровенно провисают в обороне, если брать индивидуальные качества, да и с не самыми защищающимися резервами, зачастую отлично закрываются на своей половине площадки?

Да, тренер поставил. Да, Кириленко укрепил и соединил. Да, хотят играть. Но без вот этого трехглавого монстра в передней линии, где каждый чувствует отскок, отсекает оппонентов для партнера и активно двигается по всему фронту борьбы за подбор, они были бы ощутимо ниже разобранных «Лейкерс», а это сегодня фактически оскорбление. И это приносит Лав.

*********

Вот вы спрашиваете, почему вдруг так заиграл Швед. А вы посмотрите на то, какую работу выполняют Кевин и Никола. Преимущество Алексея не только в факторе земели Андрея, который помогает ему в адаптации, в Адельмане, который ему доверяет и в системе, которая приняла его лучшие качества, но и в том, как партнерам удается способствовать применению его, как могло показаться, не бросающихся в глаза сразу же преимуществ.

У россиянина есть отличительная черта: он высок, он на легких ногах, он умеет обращаться с мячом, он бросает, и у него широкий шаг. Это может не ощущаться против Уэйдов и Брайантов, но в ситуации, когда с ним играет маленький и юркий защитник – это перевес колоссальнный.

У «Миннесоты» убойный пик-н-ролл, и не только за счет заднего, но и за счет «большого». Посмотрите на Пековича: если он ставит заслон, а маленький игрок в него врезается, он прилипает, словно в мультфильме. Там можно краш-тесты проводить: китайский пластиковый автомобиль на скорости 90 км/час влетает в великана, а научная группа выясняет степень повреждений. Изделия, а не богатыря. Лава, как показала наука, с места тоже не сдвинешь.

Как следствие, Швед может намертво отсечь своего низкогабаритного защитника с помощью одного элементарного заслона и получить метр на ровном месте, не делая ничего, просто потому, что невозможно пробежать сквозь его громадных партнеров.

И вот этот широкий шаг, вот эта легкость, бросок и все остальное выползают погреться на солнышке, именно здесь они приобретают реальную ценность. Шаг в сторону, и ты атакуешь без малейшего сопротивления. Это же работает с Люком, с Бареа, с Рубио. Этого нет в протоколе, но это беспрерывно приносит пользу. Выбегать из под частокола легче в разы, в лицевую, под сорок пять, как угодно, а это для функционирования системы, которую применяет Адельман, куда важнее того, сколько привозит тот или иной игрок в защите или сколько он мажет. В отличие от того же «Бостона», где эту роль выполнял Перкинс, выключавшийся из эпизода после постановки заслона, большие «Миннесоты» наоборот открываются, они ловят мяч и могут закончить под кольцом, в то время как Лав – еще и бросить с дистанции.

Таким образом, Кевин и Никола, даже не получая мяч, приносят очки в копилку, создавая своим задним те возможности, после которых они не промахиваются, элементарно используя свое тело. Большего даже не надо.

******

Вчера после эфира Игорь спросил меня: как команда без ярковыраженного индивидуалиста вроде Брайанта, Дюрэнта, Мело, ЛеБрона, способного в одиночку затопить любого противника, будет выигрывать тяжелые матчи в плей-офф под давлением? Я ответил ему: смертельный пик-н-ролл с Рубио. Не стал вдаваться в детали и подробности, оставил на сегодня.

Пекович очень сильно прибавил, когда сбросил лишнее топливо. Он теперь и крепок, и подвижен одновременно. Лав вышел на новый уровень, когда начал стрелять из-за дуги каскадами. Рикки – игрок, который чувствует двойку нутром. А теперь просто включите воображение.

Классика.

Испанец выходит высоко, под центральную линию. Разгоняется вправо, под заслон Николы в районе трехочковой линии. Под 135 градусов. Лав в это время открыт на дуге в районе между 45 и 90 градусами. Кириленко – в протовоположном углу на слабой стороне, снайпер – в правом. Пек отсекает маленького и двигается по направлению к кольцу, центр противника выходит на Рикки.

Какие варианты остаются у защиты?

Ловить Рубио в ловушку бесполезно, это для него просто подарок судьбы. Он просочится между двумя или развернет вектор развития атаки передачей через полплощадки. Сдваиваться, бросая маленького в правом углу – пас в пол, открытая три, до свидания. Страховать проход Пековича с помощью второго большого – пас за спиной  или с разворота на открытого Лава, свободная три, которую он колотил исправно в прошлом сезоне в решающие минуты. Страховать Николу с помощью винга, держащего Кириленко? Богатырь на полном ходу его даже не заметит, занесет вместе с ним. Даже если вы как-то ухитритесь прикрыть возможность для передачи на Пековича, Рубио переводит на Лава, который в любом случае будет открыт, и он просто читает игру. АК в углу, в следствие активных подстраховок, будет свободен. Кевин либо атакует и закрывает, либо отдает в лицевую из хай-поста, и сам Андрей ставит точку. Бекдор-кат после передачи от высоко расположенного большого – главнейший элемент системы Адельмана. А теперь думайте, что лучше: совершить все вот эти пертурбации в обороне или просто позволить Рикки бросить легкий мяч с четырех-пяти метров, который он уже потихоньку попадает и будет прогрессировать в этом компоненте?

Это безвыходная ситуация.

Так играл «Сакраменто», так играл «Сан-Антонио» с Данканом, Паркером и Орри и впоследствии Боннером. Так играл «Хьюстон» с Оладжувоном и Биг-Шот Робом. Так Роберта периодически и Фил Джексон использовал, добавляя к Кобе и Шаку. Это, к слову, элементы треугольного нападения, выигравшего одиннадцать чемпионских титулов. Здесь все утыкается уже в челоческий фактор: отдал – не отдал, поймал – не поймал, попал – не попал. Учитывая уровень мастерства – это летальный исход эпизода.

И в этом ценность Кевина для Рика: его базовые комбинации, которые невероятно эффективны уже много лет за счет огромного количества конечных точек доставки мяча, будут лучше всего работать только тогда, когда одновременно на площадке Пекович, Лав и Рубио. Я не знаю, что должно случиться, чтобы заставить Адельмана отказаться от игрока, который делает этот треугольник просто смерти подобным. Он не отдаст его никому, пока самого Кева жутко не поплавит. Смиритесь.

***********

Помните, я вам говорил о том, что «Миннесота» в прошлом году не играла то, что привык использовать Рик? Здесь были передерживание мяча, тридцать бросков от Аморе, высочайшая зависимость от Рубио, провисания в защите. И я вам обещал, что в этом году многое изменится, и в предсезонном превью настаивал на том, что Лав станет атаковать куда меньше.

Почему?

Потому что система начнет функционировать независимо от человеческих качеств, имен и величины контрактов. Все люди будут опасны. За счет этого «Тимбервулвз» выехали на старте без двух своих краеугольных исполнителей, с кучей травм и без разыгрывающего, в том виде, в котором он должен здесь жить.

Выход Лава сразу же внес контраст, потому что он стал играть так, как привык в прошлом сезоне, когда все эти розыгрыши невозможно было эффективно применять: тренировочный лагерь, вернее, его отсутствие. А уж то, что Кевин не попадает, вообще навострило стрелы. Это очень заметно. Всем. Это причина, по которой многие сомневались, что Кармело Энтони может играть у Рика, по которой МакГрэйди у него выглядел роскошно, когда был здоров, но начал резко проседать, когда в связи с травмами по ходу сезона, потерял в легкости и увеличил процент тяжелых бросков, айзо и просто передерживал мяч, сбивая темп и нарушая движение.

Я все это уже видел. Но все это изменится. Уже вот-вот.

Звездный форвард играет с больной рукой, он вышел заранее для того, чтобы повысить шансы на плей-офф, выложиться хотя бы в тех компонентах, на которые он реально в состоянии повлиять. Он хочет побеждать. Рано или поздно кисть заживет. Он выйдет на свой уровень. Рубио за счет собственной адаптации внесет ясность, систематизирует игру, распределит нагрузки. Он доведет до конца процесс, при котором пять человек являются достаточно острыми для защиты противника и не позволяют ей концентрироваться на ком-то одном. Это автоматически сократит броски Лава, технически, даже сделает его более эффективным, потому что начнет задействовать его в более выгодных положениях. Но на это нужно время.

Поэтому я вам и говорил, что команда выиграет 50 игр, если начнет сезон в полном составе, но потеряет часть багажа именно из-за того, что не сможет работать так, как должна, в связи с поздним стартом Рикки и его адаптацией к игре, к телу, к новым партнерам и моделям.

Очевидно, что Кевин никогда не будет классно защищаться. Поэтому Адельман настаивал на приобретении атлетичного и обученного легкого форварда, способного страховать его внизу и вверху, и переключаться между позициями. С Батумом не сложилось, с Кириленко – очень даже.

Лав показал большой прогресс в обороне в прошлом чемпионате и поднимется с колен и в этом. Когда начнет попадать, когда почувствует себя уверенно, когда будет играть без дискомфорта. Когда он не будет думать о том, что больно, а начнет концентрироваться на том, что может сделать.

О чем это говорит?

Да все о том же. Команде нужно время, которого я для нее просил на старте. Во второй половине сезона они, как и «Хьюстон» при Адельмане, поползут наверх. Команды Рика при внедрении новых идей всегда выглядят весьма скверно в многих компонентах в первых 20-30 играх, зато после Нового года начинают взрывать. Вы это даже с «Миннесотой» видели год назад, когда она стала активно подниматься с колен, привыкнув к Рубио. Тогда зависимая от испанца команда буквально рухнула в пропасть, ведь он вылетел примерно на год. Сейчас такого ждать не стоит.

Терпение – большой дар. Мне легче, я доверяю Адельману и его идеям и не сомневаюсь в исключительной полезности качеств Лава, который забивает под кольцом, из-за дуги, играет пик-н-ролл во всех его проявлениях и подбирает, как мало кто в истории. Это большая ценность при нынешних тенденциях, и эти качества целиком и полностью здесь задействуются. Он еще достаточно молод, и, как любой «большой», продолжит развиваться и набираться сока.

Чуть-чуть позже, когда вы вникнете в то, что такое Рик и с чем он ест противников, вы поймете, почему я совершенно не паникую и не критикую Кевина. Это придет, сами же убедитесь в собственной неправоте по отношению к нему.

Это не просто сильный баскетболист. Это воистину особенный игрок, на которого нужно смотреть со всех сторон, и нужно не лениться, не бояться и не стесняться этого делать.