8 мин.

Беру работу на дом

Антон Понкрашов против Марка Газоля. Фото: РИА Новости/Валерий Мельников

Существует одно очень неприятное правило на турнирах, подобных этому, когда в плей-офф сходятся противники, игравшие в одной группе: команда, уступившая в первом поединке на ранней стадии, имеет преимущество при попытке реванша в матче уже много чего решающем. Споры по этому поводу никуда не деваются, кто-то считает это бредом, кто-то соглашается, но сложно противиться тому, что поверженный коллектив имеет достаточно пищи для размышлений, чтобы постараться изменить картину событий.

Причины поражения сборной Аргентины были отнюдь не в каскаде попаданий из-за дуги от американцев в первой после перерыва 10-минутке, а в том, что к ним привело. «Бело-голубые» долгое время делали все правильно и демонстрировали, что способны противостоять Соединенным Штатам на равных, однако их  задавила внутренняя проблема: вылет Приджиони лишил команду разыгрывающего, способного довести мяч до адресата.

Сколько атак кольца совершил Скола? Восемь по протоколу, из них две в одной атаке на путбэке и еще одна пришлась на отрыв имени самого Луиса, когда он протащил мяч от своей трехочковой.

Получается, на пик-н-попы, пик-н-роллы и подгрузку на усах с завершением пришлось аж пять комбинаций, без учета выхода на линию?

Хулио Ламас прекрасно понимает, что шансы на победу при таких показателях не просто мизерные... Их нет. Он позволяет сопернику безболезненно применять тактику опеки звезд в НБА: не дай ему атаковать, пусть другие тебя калечат, ведь в отличие от игроков калибра двух аргентинских легенд, ролевые ребята не могут выдержать весь матч на одном феноменальном уровне против оппонента такого ранга, да еще и создающего давление. Как только эти самые господа начали суетиться, вспомнили о том, что холодная голова осталась пылиться в раздевалке, тут же пошло-поехало.

Луис открывался достаточно активно под разными углами и в трех позициях за владение (нет, извращенцы, не в тех позициях), но играющему с опущенной головой Кампаццо (да-да, тот самый ценитель прекрасного) не хватает еще и роста, вследствие чего он не мог не просто рассчитать траекторию подгрузки «большого», но и банально перебросить мяч в руки партнеру через работающего в защитной стойке противника. Потеря – отрыв – свободный дальний бросок.

У Джинобили не оставалось иного выхода, кроме как забирать мяч в собственные руки и пытаться исправить ситуацию. Кое-где у него это получалось, однако подобная тактика лишает эту сборную практически всех шансов: если Ману не мог довести мяч до Сколы за первые секунд восемнадцать, он был вынужден форсировать события или давать передачу под тяжелый бросок с сиреной, что фактически выключало из игры их обоих и увеличивало зависимость от вспомогательной гвардии. Лидер «Сперс» в этой команде масс-шутер, да, он должен много выбегать из под заслонов, концентрируя на себе внимание и освобождая пространство для партнеров. По-моему, выбегать из под частокола и одновременно давать себе же передачу на выходе как-то проблематично. Но, это только мое мнение, с ним можно не соглашаться.

Главный тренер, наверняка, акцентирует внимание на этих компонентах, причем, когда Приджиони уже вернулся на паркет, ему будет намного  легче воплотить в жизнь ту модель, при которой аргентинцы получат концовку: две суперзвезды должны совершить по двадцать попыток с игры.

У представителей Южной Америки практически не остается иных вариантов, кроме классической связки inside-outside, где пара игроков экстра-класса решают вопросы, а остальные в любой момент ждут передачу, чтобы наказать соперника за проявление тех или иных оборонительных действий в отношении лидеров.

Многие, и я в том числе, совершенно не уверены в том, что подобная тактика работает в европейском баскетболе из-за других правил при игре в защите и уменьшенном из-за размеров площадки пространстве, которое делает сдваивания под некоторыми углами практически ненаказуемыми, но иногда нужно рискнуть и проверить, чтобы узнать, что может получиться на выходе. После конечной разницы в прошлой встрече, я думаю, подобные игры с судьбой оправданы. На стороне аргентинцев целый ряд компонентов: у них наконец-то забегали ребята со скамейки, они более сыграны, лучше знают свои слабые места.

У них два флоппера, которые прекрасно пользуются тем, что арбитры, обслуживающие международные соревнования, до сих пор еще толком не разобрались в правилах «чарджинга», получивших пять тысяч дополнительных вариаций от ФИБА. Как следствие, Скола с Джинобили фактически безнаказанно рисуют сопернику  фолы в нападении даже там, где их нет и близко. Ну, и форма Ману говорит сама за себя. Если вы в первый раз смотрите баскетбол, то возраст там выдает, наверное, только проплешина, да? Если он на этом турнине выглядит на тридцать пять, то Кобе Брайант тогда кажется, как минимум, ровесником Джерри Уэста. Это тот чувак, чей силуэт на лого НБА, если вам его имя ничего не говорит, соккерфаны.

***

У испанцев проблемы иного характера. Кто-то говорит, что эта сборная просто выработала свой собственный ресурс. Другие заявляют о том, что виной всему Скариоло, третьи считают, что отсутствие прибавившего во всех компонентах Рубио практически предопределило их потенциальный провал. В каждой из этих точек зрения есть зерно истины. Действительно, пиренейцы выглядят хуже всего за очень много лет. При неплохой, но все равно не впечатляющей организации игры, у них нет желания побеждать, возникает ощущение, что им все приелось. Не видно голода до побед, а лидеры не то, что не вдохновляют и не настраивают на позитив. Их просто нет.

Каким бы плюшевым медвежонком ни был бы старший Газоль, но в сборную он всегда приезжал решать вопросы. Здесь он и Царь, и Бог и оплот надежности, такой себе Сергей Иванов в офисе Единой лиги ВТБ (я это вслух?). Однако баскетбольные причины Дэвида Стерна окончательно выбили из него последние остатки чего-то чемпионского. Пау больше не делает шаг вперед, ни в НБА, ни здесь. При оказании на него должного давления, он отдает мяч там, где раньше разворачивался, просачивался или просто обыгрывал, чтобы воспользоваться возникающим перевесом. Он не ведет за собой команду, в нем нет азарта, что уж о спортивной злости говорить. Серия с «Тандер», где нужно было просто преподать урок летающей мухобойке, которая выпрыгивает на каждый замах, сняла вопросы даже перед теми, кто в него верил больше остальных.

Марк, примеряющий желтую майку лидера лишь несколько месяцев своей карьеры, априори, просто не готов тащить на себе коллектив к таким целям, тем более, с повреждением. Вдобавок, ему явно не хватает авторитета перед судьями и партнерами. Для них он все еще младший брат. Кальдерон? Тот самый человек, который окончательно сдулся и не влияет на результат даже в этом баскетболе? Раньше у него было преимущество: он делал все правильно в майке сборной, и команда работала. То, в чем упрекали Рубио: он не дергал судьбу за яйца. Сегодня от него фактически нет эффекта. В НБА это ощутили еще несколько лет назад и списали его со счетов, что привело к тому, что к человеку, который способен делать 50-40-90 с девятью передачами за матч или рядом, никто не проявляет интереса. Никто! Этот турнир даже заядлым «европейцам» наглядно объясняет, что да как и что к чему.

Наварро болеет, Фернандеса по предварительным оценкам здесь и быть не должно было, учитывая его операцию на спине и то, как такие серьезные вещи вообще влияют на игроков его сложения. Кажется, что в такой ситуации положение в собственные руки должен брать главный тренер, подавать голос, управлять командой, правильно дергать за ниточки. Скариоло? Тишь да гладь. Статус самого переоцененного тренера современности больше не предмет споров, а объективная реальность. Отсутствие свежей крови в виде Рубио, который собирался не просто подносит мяч, а полностью контролировать коллектив, подчинять его себе, здесь не могла не сказаться.

Поэтому сборная Испании слаба, в том числе и духом. Настоящий чемпион уверен в том, что ему по силам все противники, он не будет играть под ковром, это ниже его чувства собственного достоинства. Он хочет заткнуть всех, а не заставить каждого открыть рот и облить тебя ушатом дерьма, тем более, дать для этого объективные основания, по-настоящему оправдывающие подобное поведение. Не Батума, нет, болельщиков.

В этой команде никто не управляет процессом, никто не видит рычагов для того, чтобы заставить  механизм двигаться. И тем не менее, это все равно второй подбор игроков по именам в мире.

Газоль-старший не будет рвать и метать? Он отдаст, он отработает в защите. Марк не готов? Да, но он протащит мяч под кольцо, протолкнет, проползет и постарается воткнуть. Все-таки он самый увесистый баскетболист на этом турнире. Наварро все еще забьет несколько неадекватных мячей, за которые тренер меняет любого и  сажает до конца игры. Кальдерон способен эпизодически выстрелить, Фернандес до сих пор самый опасный европеец по передвижении без мяча вдоль лицевой на слабой стороне. Вот та мухобойка из серии с «Тандер» тоже приехала, чтобы параллельно агрессивно попрыгать и на чужом щите.

Пиренейцы по той игре, которую они показали раньше – это четвертое место на Олимпиаде. Но, когда нужно собраться с мыслями на один матч: они все еще способны наказать. С американцами, понятное дело, настрой у любого запределен, он за скобками, однако, по-моему, очевидно, что поединок испанцев с россиянами станет противостоянием таланта против порядка. Мотивация, обычно, придает одаренности небольшой, иногда такой необходимый толчок, что опасно для Кириленко и компании.

Не верю в то, что пиренейские имена и фамилии вдруг предстанут монолитным коллективом, который играет как кулак. Чудес не бывает, но то, что это самый сложный поединок для Блатта со времен финала Евробаскета, говорить бессмысленно. Это очевидно, это на поверхности. Он выиграл один равный матч, ему предстоит взять еще одну точно такую же схватку. Отобрать две концовки у противника, превосходящего тебя в таланте и индивидуальном мастерстве – признак экстра-класса. Главный тренер сборной России под это понятие подходит.

Готовы ли сами игроки не к тому, чтобы выйти на этот уровень, а к тому, чтобы остаться на нем? Ведь каким бы ни был ваш наставник, именно вам и предстоит воплощать в жизнь его идеи и задумки. И на таком уровне это первоочередная необходимость.

У России на этом турнире выстреливают все. У Испании – единицы. Кто бы мог подумать о этих строках еще какой-то год назад?

Главное, чтобы приятная неожиданность не обернулась эффектом и запахом детской.