7 мин.

Тони Надаль: «Не вижу среди молодых никого, кто был бы так же хорош, как Федерер, Надаль и Джокович»

Один из самых влиятельных людей мирового тенниса – о Федерере середины нулевых, бессмысленных правилах ATP и вредных привычках племянника.

В теннисе не так много игроков, которые на протяжении всей карьеры работали с одним и тем же тренером. Стефан Эдберг и Тони Пикард, Густаво Куэртен и Ларри Пассос – вот, пожалуй, два самых ярких примера. Отношения же Рафаэля Надаля с его дядей Тони – нечто совершенно особенное. Тони Надаль тренирует своего племянника с того момента, как тот впервые взял в руки ракетку.

Рафаэль впервые сыграл на кортах Ротенбаума в 2003 году. 12 лет спустя он 14-кратный победитель мэйджоров и лучший в истории игрок на грунте. Думали ли вы когда-нибудь, что его ждет такая карьера?

– Когда Рафаэль был мальчишкой, я всегда думал, что он может стать хорошим игроком. Но я даже подумать не мог, что он выиграет 14 «Шлемов» и девять – «Ролан Гаррос». Я видел Бьорна Борга и его шесть побед на «Ролан Гаррос», и это казалось мне каким-то космосом. А Рафаэль выиграл в Париже титулов в полтора раза больше…

Последние месяцы выдались для Рафаэля тяжелыми. Как вы пережили это время?

– Это жизнь, надо принимать как данность, что в ней не всегда все бывает гладко. Бывают проблемы, случается, что ты перестаешь хорошо играть. Правда в том, что Рафаэлю не всегда хватало постоянства в игре, и он проиграл несколько хороших матчей, в которых должен был победить. Некоторые турниры подорвали его уверенность в себе. В четвертьфинале Индиан-Уэллса он проиграл Раоничу, имея матчбол. И потом столкнулся с большими проблемами в Майами. В Мадриде вплоть до финала играл очень хорошо, а в финале против Маррея – очень плохо. В Риме против Вавринки вел 6:2 на тай-брейке – и проиграл. Все это не помогло ему поверить в себя. Как результат – дополнительный прессинг и новые проблемы.

- Рафаэль открыто говорил о своих психологических проблемах. Как вы над этим работаете?

– Перво-наперво нужно честно признать, что они есть, принять этот факт и точно понять, что нужно улучшить. Когда ты начинаешь сомневаться в себе, все становится предельно трудно. Форхенд и бэкхенд можно натренировать, улучшить, но работать с головой гораздо сложнее. Здесь никто не может тебе помочь, только ты сам.

Рафаэля постоянно критикуют за то, что он долго готовится к подаче. Что вы думаете по этому поводу?

– Да, Рафаэль действительно долго готовится к подаче. Это его вина и его ошибка. Но он делал это всегда, однако раньше никто не обращал на это внимания. Но с тех пор, как ATP внезапно поменяли правила, ему постоянно достается. Почти в каждом матче дают предупреждение, а то и два.

Вы считаете интерпретацию это правила справедливой?

– Для начала мы должны вспомнить, почему это все вообще случилось. Правила изменили по настоянию кое-кого из игроков. (Папа Федор, стрелка компаса показывает на тебя! – прим. перев.) Во-вторых, мы должны спросить себя – а какую игру мы хотим видеть? Очень быструю, бум-бум, где не будет, например, ювелирных ударов по углам и линиям, или мы хотим видеть игру, в которой есть много тактических ходов, в которой игроки думают, как построить атаку или защиту и как сконструировать решающий удар? ATP должна хорошо подумать на сей счет и предпринять какие-то действия.

Думаю, публика предпочтет смотреть матч, где мяч подольше летает над сеткой. Да и рефери в некоторых аспектах игры далеко не так строги, как в вопросах затяжки времени. Сколько раз я слышал, как игроки на корте неприлично и грубо ругаются, но им за это предупреждений не дают. Рафаэль же на корте всегда ведет себя очень корректно. И у меня не укладывается в голове, почему он получает предупреждений больше, чем те, кто постоянно матерится и крушит ракетки. Как пример – в Эшториле Ник Киргиос запустил мяч на трибуны, имея уже два предупреждения, и должен был быть дисквалифицирован. Но ему все сошло с рук.

В WTA разрешена тренерская помощь в перерывах матча. На турнирах АТР постоянно ведутся горячие дискуссии на тему коучинга, последним под огонь попал Борис Беккер. Какова ваша позиция по этому вопросу?

– По мне, это не слишком важно. Но. Давайте задумаемся: каждый игрок обычно имеет тренера, которому он платит деньги, много денег. Он берет тренера с собой в Австралию, что весьма затратно, но в важный момент на корте этот самый тренер ничем не может ему помочь или посоветовать. Любому виду спорта нужно развиваться. Теннис не исключение. Современный теннис не идет ни в какое сравнение с тем, в который играли еще лет, скажем, 25-30 назад. И я бы, может, не стал бы упирать именно на коучинг, но я нахожу странным, что на стадионе разрешено кричать кому угодно, обращаться к игрокам, давать им советы, но не тренерам. Все, что могу я, это аплодировать и кричать «vamos», но не могу крикнуть «Шевели ногами!» По-моему, это какая-то чушь.

Как вы думаете, у мужского тенниса возникнут проблемы, когда уходить соберутся Надаль и Федерер?

– Да, это может случиться. Нынешняя ситуация особенная. Хотя в прошлом такое уже было с Бьорном Боргом, Джоном Макинроем, Борисом Беккером. В 2005-м был чумовой Федерер. И что случилось? Появился юный Рафаэль Надаль. Они создали удивительное, особенное соперничество, подобное футбольному противостоянию «Реала» и «Барселоны» или «Ливерпуля» и «Манчестер Юнайтед». Федерер с его восхитительной игрой, Рафаэль с его умной головой и физическими кондициями. Эти двое были прекрасной комбинацией для тенниса.

Потом к ним добавился третий супер-игрок – Джокович. И то, что они втроем выиграли за последние десять лет почти все главные турниры, очень хорошо для тенниса. Потому что перед стартом любого турнира мы абсолютно уверены, что обязательно увидим хороший или даже особенный финал. Вы только посмотрите, сколько раз эти трое играли друг против друга! В следующем поколении я не вижу никого, кто был бы так же хорош, как они. Не знаю, смогут ли Киргиос, Коккинакис, Чорич или Зверев обеспечить столь же значимую конкуренцию друг другу на столь же невероятном уровне. Если да – будет здорово.

Роджеру Федереру на днях исполняется 34. А он все еще второй в рейтинге. Как думаете, Раафэль сможет играть на столь же высоком уровне через пять лет?

– Это вопрос к его психологическому состоянию, желанию и мотивации, будет ли он все еще хотеть выигрывать все. Я миллион раз слышал разговоры о том, что у Рафаэля будет короткая карьера. А он уже 15 лет в туре, он десять лет подряд выигрывает как минимум один «Шлем» за сезон, он 13 лет в Топ-100. Если Рафаэль захочет, он и в 34 будет играть на высоком уровне. И ведь дело не только в Федерере.

У Томми Хааса было столько проблем, а он все еще играет и играет хорошо. В 2013-м он в 35 лет почти квалифицировался на итоговый турнир. Есть Давид Феррер, который в 33 играет почти так же хорошо, как в 25-27. Вавринка к 30 годам только начал раскрываться по-настоящему. Время изменилось.

Повторить или превзойти рекорд Федерера – все еще ваша цель?

– Нашей целью всегда было делать то, что мы можем, и делать это максимально хорошо. Тот факт, что мы выиграли 14 «Шлемов», поразителен. Мы не думаем о 17, это слишком далеко. Но я знаю, что не далее как в следующем году Рафаэль будет так силен, что сможет выиграть еще не один мэйджор.

Какой совет вы дали бы молодым игрокам, желающим сделать успешную карьеру в профессиональном теннисе?

– Мне нравится, когда в игре люди думают, применяют разные тактические ходы. Сегодня теннис таков, что ты можешь преуспеть, просто умея сильно лупить по мячу, особенно на подаче. Игроки следующего поколения должны быть очень агрессивны, но не надо забывать думать на корте и уметь контролировать мяч. Будут делать слишком много ошибок, играть прямолинейно – будут попадать в неприятности.

Источник: tennisnet.com; фото: Gettyimages.ru/Julian Finney (1, 3), Dan Istitene, Clive Brunskill.