6 мин.

Об окупаемости стадионов

В качестве зарубежного примера очень уж хотелось выбрать новенький стадион туринского Ювентуса, открывшийся ровно год назад.

Зная, с какими скоростями увеличиваются сметы на строительство стадионов в России, стоимость строительства стадиона в Турине (2 Халка 120 миллионов)  вызывает если не восхищение, то глубокое уважение уж точно.

Переходим к арифметической части.

Основной доход, который приносит стадион своему собственнику - доход от продажи билетов. С него и начнем.

Для начала посчитаем количество сыгранных на стадионе матчей за сезон. С учетом того, что в Серии А принимают участие 20 команд, Ювентус на домашнем стадионе сыграет 19 матчей. В рамках кубка команда также сыграет несколько матчей ( закладываю 3. Команды элитного дивизиона стартуют с 1/8 финала, действующий чемпион обязан доходить как минимум до полуфинала. Если, конечно, не решит, как некоторые российские команды, пожертвовать кубком ради успешного выступления в чемпионате и лиге чемпионов). В лиге чемпионов команда также сыграет определенное количество матчей. Первоначально я закладывал 4 (вылет в первом раунде плей-офф), но после результатов жеребьевки (Ювентус сыграет с Челси, Шахтером и Норшелланном), думаю, что маловато. Плюс сюда заложен 1 матч сборной команды страны (с учетом того, что европейские сборные в рамках отборочных матчей к чемпионатам Европы и мира любят путешествовать по стране, перемещаясь со стадиона на стадион). Итого получаем 27 игр за сезон.

Теперь о ценах на билеты. Проанализировав официальный сайт клуба и итальянский аналог прортала кассир.ру, пришел к выводу, что цены на билеты колюблются в промежутке от 30 до 110 евро. С учетом разброса цен по секторам (а также, чтобы не углубляться в вычисления) предлагаю взять среднюю цену билеа, равную 50 евро.

О посещаемости: по данным нашего любимого сайта sports.ru в прошлом сезоне на домашних матчах чемпионата она составила 31534 зрителя, т.е примерно 76,8% от вместимости (что не так уж и много). Проведя нехитрые математические вычисления, получаем выручку от продажи билетов, равную 14,5 миллионов евро в год.

Как вы уже обратили внимание, глядя на рисунок, помимо обычных билетов, клуб также реализует сезонные абонементы (23 тысячи штук в среднем по 300 евро) и проходки на вип-сектора и ложи.С учетом заполняемости подобных мест на 90% и ценовой политики клуба, реализация подобных мест в сезон приносит клубу 41,8 млн евро.

Суммируем доходы за сезон от реализации всех мест на стадионе (14,5+6,9+41,8 млн) и получаем общий доход, равный 63,2 млн евро. Неплохо!

Переходим к другим доходам.

Скажу честно, туринский рынок коммерческой недвижимости знаю намного хуже московского, но, проведя в гугле около часа, пришел к тому, что арендная ставка для торговых площадей (не забываем, что мудрые итальянцы построили помимо стадиона прилегающий к нему торговый центр) будет около 700 евро за квадратный метр в год.

Места на паркинге (тоже немаловажный источник дохода) распределяются поровну между болельщиками и любителями шопинга. Путем непростых вычислений получаем еще 9,1 млн евро.

По сравнению с продажами билетов, парковкой и другими пирогами, музей приносит сущие копейки (225 тысяч евро исходя из стоимости входного билета от 7 до 14 евро, зависящего от возраста посетителя, дня и времени посещения, а также средней посещаемости: 100 человек за уик-энд и чуть поменьше - в будние дни)

Следующая составная часть доходов - поступления от проводящихся на территории стадиона концертов. В среднем, на подобных площадках проводятся 3-4 концерта в год. Со стоимостью сложнее. Скажем, проведение концерта на Уэмбли, по словам руководства стадиона, способно принести около 600 тысяч фунтов. Используем метод поправочных коэффицентов: 4/9 на вместимость стадионов и 4/5 на курс евро-фунт и полусаем примерный доход от одного концерта - 214000 евро. Итого в сезон - 853 тысячи евро.

Интересный вопрос с реалиацией рекламных площадей на стадионе (в капиталистической европе реализуется все: от рекламных баннеров, расположенных на секторах и за воротами и до названия стадиона, которое, кстати, сейчас у Ювентуса вакантно ). Погуглив, прихожу к тому, что реализация подобных коммерческих площадей и прав приносит солидному европейскому клубу никак не меньше 10 миллионов евро.

Сводим все доходы воедино, попутно высчитывая процент каждой составляющей в общей доле выручки. Не забываем про операционные расходы (15% от доходов) и про суровый итальянский налог на прибыль (33%). Чистый доход составляет 61,16 миллионов евро. При удачном раскладе затраты на строительство этого архитектурного чуда могут окупиться уже за 2 года. Очень здорово!

Теперь обещанный пример из отечественных реалий. Когда несколько месяцев назад я выбирал екатеринбургский стадион "Центральный", где проводит свои матчи "Урал", я и не предполагал, что стадион скоро станет ньюсмейкером, сюда приедет проводить свои игры молодежная сборная и даже вторая сборная России.

На строительство было затрачено 2,5 миллиарда рублей, реконструкция велась группой Ренова и успешно закончилась в прошлом году. Отметим, что после строительных работ здесь появились места питания, новая парковка, поле с искусственным покрытием, а также появилась возможность прийти в комплекс с экскурсией.

Число матчей рассчитаем аналогично туринскому примеру, лишь скорректировав посещаемость до 50%. Итоговая выручка стадиона от продажи билетов и вип-лож по моим расчетам составляет 66,44 млн рублей.

Стадион "Центральный" сдает в аренду не только площади под ресторан и фуд-корт, но и офисные территории и даже фитнес. Итого эти операции приносят в сезон 2,52 млн рублей.

Также у нас имеется поле с искусственным покрытием, которое тоже можно сдавать в аренду (например, почасовую). Еще 720 тысяч рублей. Доходы от сдачи в аренду рекламных площадей и от проведения концертов посчитать трудновато, но мы постараемся. Если честно, не слышал, чтобы в России продавали название стадиона. Подождем, когда достроят Газпром-арену.

Сводим всю информацию воедино (приношу извинения за пропавший столбик), вычитаем операционные расходы. Получаем прибыль до налогообложения, равную 67 миллионам рублей. После уплаты налога эта сумма сократится, однако, мы помним, что стадион является кандидатом на проведения ЧМ-2018 и поэтому может рассчитывать на налоговые послабления.

Построив нехитрую таблицу, поймем, что окупиться подобное творение при удачном раскладе может за 15 лет.

Спасибо за внимание!