10 мин.

Пойдёт ли Фер в «Каноссу Гуденау»?

Чем дольше продолжается локаут, тем чаще посещают нас призраки прошлого. Когда мы преисполняемся оптимизма, то объектом наших спиритических фантазий становится локаут 95-го года - тогда сезон удалось спасти. Когда же верх берёт уныние по поводу очередного провала переговоров - нас посещает видение года 2005-го, когда НХЛ пережила целый год без хоккея, а Кубок Стэнли остался невручённым всего лишь во второй раз за всю историю. 

Однако, оба призрака всё равно очень похожи, хотя и двулики, как Янус. Первое лицо мы видим в том же положении и сейчас - Гэри Бэттмен ведёт нескончаемый спор с профсоюзом уже в третий раз. А вот второе - изменилось до неузнаваемости.

Раньше оно принадлежало - Бобу Гуденау - человеку, который возглавлял НХЛПА почти 15 лет и, как считается, переиграл лигу в 1994 году. Тем не менее, после второго локаута именно он был объявлен игроками козлом отпущения и изгнан в отставку - хотя как раз не призывал к капитуляции, которой по общему мнению, завершилась та 301-дневная война, и советовал хоккеистам готовиться и ко второму году локаута.

Но на финальном этапе переговоров его - как "не справившегося" - фактически оттеснили от процесса его же заместитель Тед Саскин и президент профсоюза Тревор Линден. В итоге, фракция "оппортунистов" одержала полную победу, но в Каноссу - на итоговую пресс-конференцию, отправился именно Гуденау и там вынужден был выслушивать любезности в свой адрес от счастливого победителя. 

Справка. Хождение в Каноссу, или Каносское унижение – эпизод из истории средневековой Европы, связанный с борьбой римских пап с императорами Священной Римской империи. Этот эпизод ознаменовал победу папы Григория VII над императором Генрихом IV.

Монарх Священной Римской империи Генрих IV (1017–1056) был недоволен тем, что папа римский Григорий VII (1020–1085) назначает на высокие посты своих людей, и попытался отлучить его от церкви. Победу в конфликте одержал понтифик. Папа не только предал Генриха анафеме, но и фактически низложил как государя, освободив его вассалов от данной ему присяги.

По данным некоторых хроник, 28 января 1077 года Генрих, чтобы принести покаяние Папе, пешком, босой, в покаянной власянице отправился на север Италии, где в неприступной крепости Каносса находился понтифик. Лишь после трех дней стояния перед запертыми воротами Генриха впустили к папе и дозволили в слезах вымолить у него прощение.

Игороки, конечно, не знали, что 8 лет спустя плоды того соглашения окажутся для них настолько хороши, что вызовут новые атаки владельцев, и метали громы и молнии, хотя главным всё же был лейтмотив "наконец-то возвращаемся к игре!".

Гуденау, утративший контроль над профсоюзом и собственной командой, всё равно должен был уйти - если война проиграна, полководец должен нести за это ответственность, даже если его план в перспективе мог бы принести победу. В освободившееся кресло быстро садится Тед Саскин, который вскоре заслужит дурную славу "агента лиги" и в итоге с большим позором будет изгнан со своего поста - его уличили в в незаконном чтении электронной почты игроков. Впоследствии, на том же самом погорит и следующий руководитель - Пол Келли

Казалось бы, профсоюз безнадёжно ослаб и Бэттмену не составит труда продавить интересы владельцев при продлении коллективного соглашения. Однако, игрокам НХЛ удалось заручиться поддержкой одного из самых знаменитых представителей его амплуа в американском профессиональном спорте - Дональда Фера. Этот человек прошёл огонь, воду и медные трубы в войнах с бейсбольной лигой MLB, которая - его стараниями! - до сих пор не имеет потолка зарплат и фактически проиграла профсоюзу локаут 1994-95 годов - как раз в то время когда Бэттмен и Гуденау разыгрывали первый акт собственного противостояния. 

Разумеется, развитие ситуации с локаутом-2012 совершенно не в русле "давай сделаем это по-быстрому", в чём усматривается большая заслуга Фера, сподвигло многих к сравнениям двух боссов НХЛПА - бывшего и нынешнего. Именно этому посвящена статья в Edmonton Journal, авторизованный перевод которой я представляю вашему вниманию.

*** 

Дональд Фер пока что в значительной степени избегает ошибок своего предшественника Боба Гуденау - различия между этими двумя руководителями как в стилях управления, так и тактике ведения переговоров просто поразительны. 

И это отличие становится ещё более глубоким, если принять во внимание разные стартовые позиции, с которых они строили свою карьеру в НХЛПА. 

Профсоюз подходил к прошлому локауту в весьма неплохой форме. Гуденау, который к тому моменту руководил им уже более 10 лет, считался опытным бойцом переговорного фронта и победителем в прошлой схватке с лигой. У него был чёткий план и на эту кампанию - самое главное, ни в коем случае не соглашаться на потолок зарплат, которого игроки тогда боялись, как чёрт ладана.

Фер же принял профсоюз, когда он находился в состоянии упадка и перманентного раздрая. За 5 лет после Гуденау сменилось уже трое боссов, ассоциацию раздирали противоречия между конкурирующими группировками и постоянные скандалы. Да, в пользу Фера говорил солидный послужной список в профессиональном спорте, но в отличие от Гуденау, у него не было десяти лет, чтобы как следует утвердиться в своем статусе, кроме того, ему только предстояло узнать особенности ведения дел в хоккейном мире. Важным моментом представлялось и то, что привычные Феру глобальные вопросы были уже решены - и игроки более не восставали против потолка зарплат, поэтому ситуация "тонкой настройки" СВА грозила стать для него новым испытанием. 

Да, задача Гуденау 8 лет назад была не менее простой - но он хотя бы заранее знал свои козыри и цели. Феру же во многом предстояло разбираться во всём по ходу самой игры. 

ОШИБКИ ГУДЕНАУ.

Тем не менее, Гуденау подорвал как позиции профсоюза в ходе конфликта, так и своё собственное лидерство, допустив сразу несколько ошибок. 

1. Предложение снизить зарплаты на 24%. Гуденау стремился задобрить владельцев этим пряником, чтобы избежать введения потолка зарплат. Однако в итоге игрокам пришлось пойти и на то, и на другое - владельцы, по сути, поймали их на слове. И хотя само предложение было лигой отвергнуто, этот пункт стал кочевать из одного проекта перемирия в другой. Слово, как известно, не воробей.

Более того, для многих членов Ассоциации такое предложение было большой неожиданностью, о чем свидетельствовали, например, Брайан Ролстон и Тим Томас. Для игроков такое поспешное и слабо продуманное решение, да еще принятое фактически без их ведома, стало серьёзным ударом. 

2. Согласие на потолок зарплат в последний момент. В феврале, в отчаянной попытке спасти сезон, профсоюз выдвигает предложение лиге, которое содержит уступку по главному вопросу - введения жёсткого потолка зарплат. Однако в итоге стороны не сошлись на максимальной цифре этого потолка - руководство лиги остановилось на $42.5 млн в год, тогда как НХЛПА не собиралась рассматривать отметку ниже $49 млн в год.

В итоге, 16 февраля Гэри Бэттмен объявляет об отмене сезона - естественно, это вызвало в игроках самые ядовитые чувства и направило стрелы их гнева в адрес Гуденау - хотя подчас они требовали от него взаимоисключающих вещей (и сезон побыстрее начать, и потолка совсем не вводить).

Некоторые игроки посчитали, что можно было бы сделать такое предложение и раньше - и тогда оставалось больше времени на торг и сезон можно было спасти. Другие негодовали на то, что босс де-факто обманул их, утверждая, что ни за что не согласится на геенну потолка. Пожалуй, это был критический момент для Гуденау - недовольство его фигурой, пусть и по разным причинам, нарастало и стало понятно, что его последние дни у руля НХЛПА не за горами. 

Именно эти ошибки приводят нас к пониманию причин того, почему Гуденау утратил все рычаги воздействия на профсоюз и в итоге был фактически отодвинут от переговорного процесса - он был слишком негибким и слишком эгоцентричным руководителем. 

Гуденау так и не смог понять того, что он не полновластный диктатор, а во многом спикер, который должен постоянно консультироваться с игроками и тонко чувствовать их настроения. Если бы он делал так, то им не приходилось бы ужасаться, услышав в новостях по телевидению, что их собственный профсоюзный босс внезапным экспромтом предложил на четверть срезать им зарплату. Если бы он чувствовал настроения игроков, то никогда бы не брал в расчёт планируемый им самим двухлетний локаут. 

Ну а манёвр с потолком ещё больше возмутил игроков - ведь часть их была согласна на его введение ещё в ноябре, когда с начала локаута едва миновало два месяца! Получается, что Гуденау уже тогда не сумел объединить общей идеей "Нет потолку заплат!" весь профсоюз, а в итоге и сам отказался от своей мантры - но уже тогда, когда было слишком поздно что-то изменить. И в итоге игроки потеряли сезон, а затем получили условия гораздо хуже, чем могли бы даже в феврале - и при этом тот же Гуденау говорил им, что нужно ещё потерпеть! 

 

ДОНАЛЬД ФЕР НЕ ПОВТОРЯЕТ ОШИБОК. 

Дональд Фер - очень авторитетный босс, в этом не может быть никаких сомнений. Однако, налицо и факты того, что он в курсе тех ошибок, что сгубили его предшественника - и именно поэтому он всегда появляется на отчётных пресс-конференциях с кем-нибудь из игроков, а также постоянно подчёркивает, что ему необходимо проконсультироваться с ними, прежде чем делать какие-либо предложения в адрес лиги или реагировать на их альтернативы. 

Именно поэтому обвинения лиги в том, что Фер якобы не доносит всю информацию о деталях переговоров и предложений владельцев до игроков, пока что не нашли какой-то широкой публичной поддержки. Не зря, совсем не зря, ещё только вступив в должность Фер постоянно контактировал с игроками, исколесив всю Северную Америку, а также совершив командировку в Европу.

Сейчас он стремится задействовать большое количество игроков в переговорах, подчёркивая, что принять в них участие сможет каждый, кто захочет это сделать - никаких тайн ни от кого нет. Всё это пока что позволяет избежать ошибок прошлого локаута. В то же время, такая ситуация, когда в переговорах участвует большая группа игроков, делает куда менее вероятным сценарий, когда кто-либо может поколебать лидерство самого Фера, как в случае с Гуденау это удалось группе Линдена-Саскина. Сейчас на месте помощника главы НХЛПА находится его брат Стив, а из игроков никто не обладает таким уровнем влияния на принятие решений, как бывший капитан "Ванкувера". 

Конечно, даже такая дипломатия не сделает из всех игроков китайских болванчиков - но пока что даже негативные комментарии в адрес Фера от Хамрлика и Нойвирта не идут ни в какое сравнение с тем уровнем взаимного недоверия, которое царило в профсоюзе в ходе прошлого локаута. 

Более того, некоторые из них даже призывают к более решительным действиям - вплоть до начала процедуры десертификации профсоюза, что означает тотальную войну с лигой. Источники утверждают, что у босса НХЛПА есть карт-бланш даже на такой шаг - а это значит, что уровень консолидации профсоюза высок. Боб Гуденау и мечтать не мог о таком единстве во мнениях и подходах. 

Гуденау проводил политику "Большого брата" в отношении игроков и в итоге сумел настроить против себя все группы, а затем фактически сам оказался их заложником. Фер пока что стремится объединить их не на словах, а на деле и постоянно позиционирует себя как "слугу народа".

Прямая речь: Быть лидером профсоюза - это похоже на работу премьер-министра, а не президента. Ведь у премьер-министра, чтобы он мог хорошо делать свою работу, должна быть поддержка большинства членов парламента. 

В общем, если Фер и делает ошибки в ходе этих переговоров, то они пока что не мешают игрокам идти за ним. Это не 2005-й год и у руля профсоюза больше не Боб Гуденау.

Нынешний, пожалуй, не пойдёт в Каноссу.