12 мин.

Потому что я люблю это!

Когда Мэтт был ребенком, на одном из занятий малыши рассуждали о том, кем они хотят быть, когда вырастут. Пока мальчики и девочки говорили о том, что кто-то из них будет полицейским, кто-то размышлял на тему того, что ему уготована участь пожарного. Другие думали, что будут супергероями, когда станут взрослыми. Маленький Мэттью сказал, что он станет водителем гоночного автомобиля. Не знаю, как сложились судьбы его однокашников, но Мэттью остался верен своей мечте.

В штате Калифорния есть округ под названием Невада. В этом округе крупнейшим городом является город Грасс-Вэлли, с населением немногим более двенадцати тысяч человек. Город находится в западных предгорьях хребта Сьерра-Невада. Всего в сотне километров от него располагается гигантский Сакраменто. В полутора сотне на восток лежит красавец-Рино. Грасс Вэлли не особо примечательный городок. Когда-то в этих местах бушевала Золотая Лихорадка, а после этого время сделало из города своеобразный туристический объект, так как сохранилось много построек того времени, а быт "Дикого Запада" долго не уходил из этих краев.

Именно в этом месте осел Тони ДиБенедетто, отец Мэтта. И именно здесь родился Мэтт. Отец очень непродолжительное время гонялся на Опеле Манта в соревнованиях под эгидой SCCA и IMSA. Его карьера в гонках началась в самом конце семидесятых годов, а закончилась уже с началом восьмидесятых.

17 апреля 2016-го года Мэтт одержал самую большую победу на сегодняшний день в своей карьере - шестое место на гонке Food City 500. BK-Racing, чьи машины обычно плетутся в самом конце пелетона, к тому же не всегда доезжают до финиша, вместе с Мэттом сотворили главную сенсацию уик-энда.

http://bloximages.newyork1.vip.townnews.com/pilotonline.com/content/tncms/assets/v3/editorial/d/0d/d0d640dc-d3b0-56cf-bd18-00a87f2c1043/563cbba9a94ce.image.jpg

Тони переключал каналы лежа на диване и сидевший рядом с отцом пятилетний Мэтт попросил папу оставить канал, по которому шла трансляция гонок NASCAR.

- Какого черта мы должны смотреть это, Мэтт? - спросил его отец.

- Потому что мне нравится это, папа. - ответил Мэттью.

Отец купил младшему сыну старый, потрепанный карт и Мэтт почти каждые выходные наматывал круги под присмотром своего отца неподалеку от их дома. Кроме гонок Мэтт занимался бейсболом в младшей лиге под руководством своего отца. На одной из церемоний, по случаю победы команды, которую тренировал Тони, он представил своего сына, не как игрока, играющего на определенной позиции. Он сказал "Это мой маленький Джефф Гордон. Он очень любит бейсбол, но еще больше он любит гонки". После церемонии к Тони подошел один из отцов и сказал, что по выходным, по вечерам они проводят нелегальные гонки. Не хочет ли Тони взять своего сына и посмотреть, как гоняются мужики?

Тони согласился. Уже после заезда отец обратился к младшему:

- Это то, чем ты хочешь заниматься?

Ответ ребенка был утвердительным. Мэтт уже был поглощен гонками.

Уже в 1997-м году Мэтт выиграл свой первый чемпионат среди юных картингистов. Семья ДиБенедетто, в общем-то, никогда не купалась в роскоши, а для того, чтобы обеспечить Мэтту возможность гоняться всему семейству пришлось пойти на финансовые жертвы. Приобретая Мэтту новый карт, который позволил бы ему соревноваться в более мощной категории, отец сказал сыну: "Надеюсь, когда-нибудь ты отработаешь мне эту технику". Тони очень надеялся на успех своего сына. И Мэтт не подводил все те вложения, которые позволяли ему продолжать гоняться.

На новом карте он сразу же выиграл первую гонку. Потом последовала еще несколько побед. В итоге Мэтт последовательно выигрывал чемпионаты в каждом картинговом классе, в котором, принимал участие. Уже к одиннадцати годам он принял участие в более чем ста заездах, выиграл огромное количество гонок, а также одержал победы в пяти картинговых чемпионатах.

Семья ДиБенедетто, поняв, что их младший отпрыск настроен более чем серьезно, а также ввиду его успехов принимает сложное решение и переезжает в Хикори, Северная Каролина. В этом штате проводится столько соревнований, что в остальных штатах вместе взятых вряд ли наберется больше. Каролина просто гоночная Мекка и для того, чтобы развивать свой гоночный талант трудно найти лучшее место.

https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/d/1b/57193c60e427789d375d963de0094.jpeg

Но гоняться в гонках, даже в серии Late Models без спонсорской поддержки - занятие очень затратное. И без того небогатая семья ДиБенедетто не смогла больше тянуть на себе это бремя. К тому моменту, когда Мэтту исполнилось тринадцать, денег на продолжение карьеры у родителей уже не было. На одном из мероприятий, посвященных победе юного гонщика, Мэтт сказал следующее: "Похоже, что все уже в курсе, что в следующем году я не смогу гоняться. Но также хочу, чтобы все знали, что я до сих пор верю в свою мечту. Однажды я стану гонщиком NASCAR".

К шестнадцати годам Мэтт смог принять участие в крупной гонке, которая проводилась на Спидвее в Хикори. Против него и других гонщиков, свою технику на старт вывела и команда Joe Gibbs Racing. Всем сразу стало понятно, что остальным гонщикам, на своих машинах можно отправляться по домам. Команда Джо Гиббса - одна из сильнейших в элитном дивизионе NASCAR. Будет удивительно, если гонщики на такой технике проиграют кому-нибудь из гонщиков, которые самостоятельно готовили свои автомобили к заезду.

Тем не менее, Мэтт ДиБенедетто смог опередить все машины Джо Гиббса. Пораженные представители Джо Гиббс Рэйсинг спросили семью ДиБенедетто, не хотят ли они прийти к ним в фирменный магазин и познакомиться поближе. Глава семейства возражать не стал.

Новый чемпионат в серии UARA Stars Late Model Touring Series семья ДиБенедетто снова начала под названием своей фамилии, но бюджет был значительно больше. Джо Гиббс проспонсировал выступления молодого таланта, справедливо полагая, что Мэтт быстро начнет побеждать. И победа к гонщику пришла уже во второй гонке сезона. По итогам сезона ДиБенедетто занял место в первой десятке, одержав за сезон две победы. Но так, как у Джо Гиббса появились не менее перспективные пилоты, поддержка Мэтта была прекращена.

https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/b/67/15b3610cd426c97c24536b5a2fd7c.jpeg

И Мэтт в очередной раз собирался закончить карьеру, но не хотел оставлять мечту. Но тут, как счастливый случай объявился некий господин, Митч Уэст, который имел хорошую технику, но не имел того, кто мог бы ей управлять. Он нашел контакты Мэтта и спросил у юноши, не хотел бы тот гоняться в его команде. Уговаривать Мэтта не пришлось. Новый сезон в серии Мэтт начал с пяти побед в семи гонках, став самым юным победителем серии на спидвее в Бристоле.

Уэст, как позже выяснилось имел некоторые финансовые сложности, поэтому ему пришлось высадить Мэтта из машины прямо посреди сезона. Такого с Мэттом не случалось ни разу с тех пор, как он в возрасте семи лет стал гоняться.

В это же самое время, компания MMI (Motorsports Management International) проводила отбор десяти лучших юных гонщиков страны. Мэтту пришло приглашение за номером десять. Этой десятке предстояло отправиться на спидвей Кэруэй, где их способности оценивали представители ведущих команд NASCAR. Гонщики выезжали парами на двух одинаковых автомобилях. Проезжали несколько кругов и уступали следующей паре. Номер 10, под которым вышел Мэтт ДиБенедетто поставил лучшее время среди всех, опередив гонщика, занявшего вторую позицию, почти на две десятых секунды.

После успеха в MMI Combine к Мэтту обратились люди из JGR, которые на протяжении одного сезона уже оказывали гонщику поддержку. Мэтту предложили однолетний контракт в серии NASCAR Camping World East Series. Контракт был рассчитан на неполный сезон. Мэтт решил не отказывать людям Джо Гиббса, тем более, что в этой серии выплачивали неплохие призовые. Даже в том случае, если побед не будет, одно участие в серии могло принести неплохие деньги, которые позволили бы продолжить выступление.

Сезон 2009-го года в NASCAR Camping World East Series ограничился для ДиБенедетто семью гонками. В трех гонках Мэтт стартовал с поула. Два заезда он смог довести до победы. Не дожидаясь окончания сезона команда JGR сразу же пролонгировала его контракт, сделав Мэтта гонщиком по развитию. Кроме этого для Мэтта 2009-й стал исполнением мечты. В тридцать второй гонке сезона, проходившей в Мемфисе ДиБенедетто занял место в автомобиле под номером 20. Эта гонка стала его первой в национальной серии NACAR.

https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/5/e3/2ea272d9741f4b2510f566cc62393.jpeg

Его соперниками были Карл Эдвардс, Мэтт Кенсет, Брэд Кезеловски, который уже вовсю гонялся в Sprint Cup, Кайл Буш, Джастин Оллгайер, которому Пенске предоставили машину на полное расписание, Джереми Клементс, который гонялся под покровительством отца, Джон Уэс Таунли. Да весь заезд состоял из крутых парней, среди которых Мэтт явно не выделялся.

Мэтт смог занять четвертое место в квалификации, но гонка сложилась для него не так успешно. Более опытные гонщики оттеснили его за пределы первой десятки и в своей первой гонке ДиБенедетто смог занять четырнадцатую позицию, что для семнадцатилетнего пилота было вполне себе отличным результатом.

Следующий сезон гонщик по развитию проводил на ограниченном расписании стартовав в шести заездах. Мэтт дважды попал в топ-10 и сезон 2011-го года Мэтт провел на полном расписании, но не в Xfinity, а в K&N Pro Series East за рулем Тойоты, принадлежавшей Лаэрте Дзатте. Он сумел занять четвертое место, но призовых денег практически не получил. Тем не менее, за шесть стартов прошлого года организаторы выплатили ему почти двести тысяч долларов, что позволяло надеяться на успешное продолжение карьеры.

В 2012-м году ДиБенедетто перестал числится гонщиком по развитию у Гиббса и ушел в "свободное плавание". Опыт и репутация позволила Мэтту занять на несколько этапов машину команды The Motorsports Group. Увы, именно с этого сезона Мэтт словно попал в черный список наскаровского бога. Команды, которые предоставляли машину ДиБенедетто мало того, что ни на что особо не претендовали, так еще во всех семи гонках сезона 2012-го ДиБенедетто ожидали сходы. Трижды Мэтт заканчивал гонку из-за вибраций. Дважды перегревалась машина. По одному разу подвели тормоза и электрика. В общей сложности в 2012-м году Мэтт проехал только тридцать четыре круга.

Казалось бы, мечта гонщика исполнилась, он делал то, что всегда любил, но коллектив, членом которого он стал не мог предоставить ему конкурентоспособную технику. В следующем сезоне Мэтт гонялся за Vision Racing, но ситуация не поменялась вообще никак. 181 круг. Сходы по техническим причинам в каждой гонке, в которой гонщик принимал участие.

https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/7/47/502d5012540d7947979703ec463a2.jpeg

В 2014-м ДиБенедетто вернулся в состав The Motorsports Group, причем команда дала ему возможность проехать сезон на полном расписании. Начало сезона стало повторением кошмара двух предыдущих - сход за сходом. Вроде бы гонщик демонстрировал хорошее владение автомобилем, но слабость техники, а самое главное - ее ненадежность не позволяла Мэтту вылезти из подвала пелетона. Только к середине сезона его Шеви стал подавать признаки жизни и Мэтт четыре раза смог закончить гонку во втором десятке. Если в далеком 2009-м ДиБенедетто мог корить себя за то, что не смог попасть в топ-10 на Тойоте Джо Гиббса, то теперь 19-е, 16-е, 13-е и 11-е места для него были настоящим успехом.

В конце сезона его старания оценили в одной из команд элитного дивизиона NASCAR - Sprint Cup. BK Racing предложили ему контракт на полный сезон. Мэтт прекрасно понимал, что эта команда почти тоже самое, что и те, за которые он выступал в Xfinity. Но также он осознавал, что, возможно, другого шанса попасть в высшую лигу у него не будет. Тем более, что призовые в высшем дивизионе значительно выше, нежели в национальном. И даже за то, что Мэтт будет плестись в конце пелетона, надеясь на то, что патрубок, гоняющий охлаждающую жидкость не лопнет уже на десятом круге, он сможет получить как минимум миллион долларов и вернуть семье те вложения, которые были на него потрачены.

- Надеюсь, когда-нибудь ты отработаешь мне эту технику. - говорил ему отец, когда Мэтт изъявил желание участвовать в чемпионате по картингу. Мэтт был уверен, что несмотря на то, что его фамилия в протоколе гонки стоит почти в самом конце, его отец гордится им. Пусть против него тридцать девять соперников, пусть у большей части из них машины в разы лучше Тойоты команды BK Racing, пусть против него даже сам автомобиль, Мэтт уверен в том, что он сделает все и даже больше, чтобы доказать, что он не просто так в гонках.

- Шестое место в Бристоле? - переспрашивает Мэтт у журналиста - Мужик, когда мы попадаем в двадцатку лучших, это уже большой успех для нашей маленькой команды. Топ-15 для нас - сродни победе. Шестой? Да я даже осознать это не могу.

http://static.nascar.com/content/dam/nascar/articles/2016/4/17/main/nascar-nscs16-bri-prr-dibenedetto-922.jpg/jcr:content/renditions/original

Команда, которой не хватает ресурсов не то что на технику, даже не все члены команды экипированы по необходимым требованиям, из-за чего пит-бригада настолько малочисленна, что только у Криса Бушера механиков меньше, занимает шестое место, здесь явно видно, что гонщик не просто отбывает номер, а бьется со всеми проблемами, которые свалились на него по пути к исполнению мечты.

- Мне кажется, - говорит Мэтт - что по разным причинам я заканчивал карьеру семь раз, но каждый раз находился спасательный круг, который позволил мне доказать всем, что я здесь не просто так.

После сезона 2014-го гоночный авторитет Мэтта поблек - пишет USAToday - мало кто вспоминал о нем, как о гонщике развития Джо Гиббс Рэйсинг. ДиБенедетто хватался за любую возможность, любой контракт, дававший ему возможность гоняться.

За прошедший сезон Мэтт дважды смог попасть в топ-20. Один финиш в топ-10 и поздравления от коллег. Гонщики отлично понимают, кто какой машиной управляет и поздравления от Карла Эдвардса после двадцатого места в Финиксе не издевка и не подтрунивание. Это признание того, что в чемпионате есть сильный пилот, которому пока не представилась возможность продемонстрировать все, на что он способен.

Восьмого декабря Мэтт объявил, что он расстается с командой.

Пока неизвестно, продолжит ли Мэтт карьеру в NASCAR, останется ли он в высшем дивизионе или вернется в национальный. А может быть и вовсе переключится на другой вид деятельности. По крайней мере Мэтт смог исполнить мечту детства и стать гонщиком.

https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/1/6e/acf627810455d9e24a43ef1158ace.jpeg

 

При оформлении статьи использовались материалы: usatoday.com, bkracing.com, nbcsports.com, а также твиттер Мэтта ДиБенедетто.