6 мин.

$150 миллионов за крышу, $15 за коктейль: чем зарабатывает US Open

В начале сентября в Wall Street Journal вышел материал с заголовком «Самое эксклюзивное место на US Open принадлежит человеку, который ничего не понимает в теннисе». Инженер из Аллайнса, Огайо (примерная аналогия — райцентр в Волгоградской области) Марк Шарамитаро провел три предыдущих года, конструируя раздвижную крышу для 23-тысячного стадиона, и теперь управлял ей из своего небольшого, но зато «самого эксклюзивного» офиса.

– Я не знаю, кто все эти люди, – честно признался он WSJ. – Пробовал посмотреть один из женских матчей... и одна из них снялась.

Навес над крупнейшим в мире теннисным кортом заказали конгломерату компаний, в том числе Шарамитаро, чтобы наконец-то победить сентябрьские дожди. Пять лет подряд, с 2008-го по 2012-й, мужской финал US Open передвигали из-за непогоды с воскресенья на понедельник. В гигантский зонтик из бетона и стали Ассоциация тенниса США вложила $150 миллионов, но возможность больше не вылетать из графика того явно стоила: только ESPN в 2015 году заплатил $825 миллионов за 11-летний телевизионный контракт.

Главный корт US Open

В этой истории есть несколько важных моментов. Первый: USTA оплатила крышу за счет собственных средств и доходов от выпуска бондов, то есть никаких «бюджетных денег» никто не просил, хотя такое в США тоже случается. Второй: крыша сразу же понравилась не всем. Теннисисты жаловались, что им теперь слишком шумно из-за хорошей акустики, а шумные болельщики – что по вечерам теперь не видно Манхэттена на горизонте. И третий: помимо US Open, на корте Артура Эша в течение года не проходит вообще ничего даже в половину меньшего масштаба. То есть штуку за $150 миллионов построили ради двух недель в году (а по факту, всего нескольких дождливых вечеров).

***

Путешествие к Маррею, Новаку и их друзьям из центра Нью-Йорка начинается с часовой поездки в район Куинс, ровно в то место, где провел последние годы жизни Луи Армстронг. Национальный теннисный центр, который принимает US Open, – это не только пара десятков кортов, но и часть большого парка «Флэшинг Мидоуз». На одну станцию метро здесь приходится сразу две арены: с противоположной стороны на CitiField играют в бейсбол «Метс», то есть с апреля по октябрь тысячи людей приезжают сюда каждую неделю, если не день (сезон в бейсболе – это около 160 матчей).

Станция Mets-Willets. Справа — теннис, слева — бейсбол

Станция Mets-Willets. Бейсбол направо, теннис налево

Поход на US Open – это не очень дешево, а если вы патриотично остаетесь в рублевой зоне даже в роуминге, то просто дорого. В 2016-м средняя цена билета выросла на 18%, до $422. Но тут все зависит, во-первых, от времени суток (билеты есть «утренние» и «вечерние»), во-вторых, от стадии, в-третьих, от отсутствия или присутствия в программе дня звезд, особенно местных. Серена, например, своим поражением в 1/2 обрушила рынок, и на женский финал можно было попасть «всего» за $80. В более удачные годы в решающие дни продавали даже не места на трибуне (их-то сразу сметали), а просто проходки в парк.

Важнейшая часть US Open – гастрономическая программа, планировать которую начинают еще весной. За неделю-две до старта WSJ и Forbes выпускают отдельные кулинарные путеводители по турниру, что логично: помимо сотни киосков с сосисками, вокруг кортов работают больше 30 разных ресторанов и закусочных. От пасты и тапасов до корейского барбекю и кошерных бургеров. Начальный уровень – хот-дог за $5 (уровень – чуть выше школьной столовой), самый дорогой – сэндвич с крабом за $35.

Хот-дог, $5

Неочевидный хот-дог за $5

То же самое касается и напитков. У US Open есть официальные кофе, вода, вино, шампанское, водка и главный хит – коктейль Honey Deuce на ее основе, украшенный теннисным мячиком из дыни ($15).

Еще 19 официальных спонсоров – это только лидеры в своих индустриях. У каждого из них в парке свои площадки, лаунжи и развлечения. Chase, Mercedes Benz, J.P.Morgan, Emirates, Tiffany&Co со товарищи платят теннису ради встречи с самой дорогой аудиторией: по оценке Forbes, средний доход на семью среди гостей кортов составляет $161 000, при этом 57% из них женщины, которые, как верят местные маркетологи, тратят чаще и больше.

***

Отдельный стратегический партнер Теннисной ассоциации США – IBM, которая формирует цифровую среду вокруг турнира. Компания поддерживает официальный сайт и приложения (их несколько), обеспечивает безопасность данных, а в 2016-м подключила к работе на теннисе суперкомпьютер «Уотсон», обладающий искусственным интеллектом и талантом отвечать на вопросы. Связаться с «Уотсоном» можно через то же приложение, и на вопросы «где отведать шаверму?» или «как пройти к такси-автобусу-библиотеке?» он, оценив геолокацию, даст довольно точный ответ. Компьютер самообучается, так что разнообразие и его уверенность в своих силах растут от квалификации к финалу.

Charge&Watch в действии

Charge&Watch в действии

Помимо этого, на US Open «Уотсон» отвечает еще за несколько задач. Во-первых, собирает статистику всего, что происходит на кортах (десятки, если не сотни показателей), и тут же отправляет ее в интернет. Во-вторых, анализирует публикации о US Open в соцсетях (у той же крыши сразу появился десяток «официальных твиттеров»). В-третьих, переводит в субтитры комментарий и интервью игроков из трансляции. В-четвертых, распознает лица на официальных фотографиях турнира и публикует их быстрее, чем это сделал бы живой редактор. Наверняка есть и в-пятых, и в-шестых, и в-пятнадцатых, но об этом лучше спросить у самого «Уотсона».

Другие спонсоры тоже привозят в Куинс интересные идеи. Одна из них – дейвас Charge&Watch от банка Chase, идея которого полностью соответствует названию: это насадка на смартфон, с одной стороны, заряжающая его, с другой, активирующая в приложении US Open раздел с прямой трансляцией с корта (отлично работающего на бесплатном вайфае на всей территории).

Официальная продукция US Open

Уточки для ванной – самый недорогой из неплохих сувениров в магазинах US Open, $8

US Open Fan Cam предлагает указать сектор, ряд и номер кресла и получить фотографию, сделанную на камеру, спрятанную где-то под крышей; ESPN раздает на входе небольшие радионаушники, в которые заведена трансляция матчей, а за всеми передвижениями гостей следит технология xAd, оценивающая, какому из партнеров досталось больше внимания.

***

Пока US Open не выпускал официальной статистики, но, по предварительным данным, турнир-2016 даже без Серены в финале снова посетили более 700 000 человек. Нью-Йорк получил 7 000 временных рабочих мест и суммарный доход в $800 миллионов, а сама Ассоциация тенниса заработала за две недели около $290 миллионов. Теперь ближайший план – продолжение реконструкции и строительство нового крытого корта.

Но все это снова станет важно только через 50 недель, а до следующего сентября Америка продолжить следить за НФЛ, НБА, НХЛ, МЛС, НССА и десятками других соревнований, общий объем рынка которых уже оценивается в $60 миллиардов. Так что US Open со своей крышей за $150 миллионов – это, если разобраться, не так уж и дорого.

***

Еще один важный факт: за один US Open расходуется 95 000 теннисных мячей.

Фото: Gettyimages.ru/Mike Stobe