14 мин.

«Думаю, все согласятся с тем, что это был один из лучших финалов в истории Лиги чемпионов». Глава семнадцатая

ГЛАВА СЕМНАДЦАТАЯ

ОДНА НОЧЬ В МОСКВЕ

ВНИМАНИЕ! Редакция блога «My Autobiography» рекомендует перед чтением освежить в памяти серию пенальти в финале Лиги Чемпионов-2008!

 1

 

Перед московским финалом Лиги Чемпионов 2008 года у моих команд была, возможно, самая незавидная статистика в отношении послематчевых серий пенальти. С «Абердином» я дважды вылетал в полуфиналах национальных кубков и один раз в европейском противостоянии, а с «Юнайтед» проигрывал кубковый матч «Саутгемптону» на «Олд Траффорд», финал Кубка Англии «Арсеналу» и европейский матч в Москве. Шесть поражений и одна победа- такова была предыстория к тому моменту, когда Карлос  Тевес устанавливал мяч на 11-метровой отметке в начале серии пенальти против «Челси» в родном городе Романа Абрамовича2.

Словом, вы понимаете, что особого оптимизма я не испытывал. Воспоминания о былых неудачах крутились в моей голове, в то время как основные 90 минут и овертайм завершились и наступили новые сутки, поскольку игра начиналась в 22:45 по местному времени. Когда ван дер Сар отразил пенальти Николя Анелька и выиграл для нас трофей, я едва мог подняться со своего места, поскольку был не в силах в это поверить. На некоторое время я превратился в статую, а Роналду в этот момент рыдал, лежа на газоне, потому что свой пенальти он не забил.

Наш тренер вратарей собрал всю доступную видео-информацию и смог предоставить ван дер Сару подробный анализ возможных вариантов исполнения пенальти каждым из игроков «Челси». В течение нескольких дней мы обсуждали и то, в каком порядке будут пробивать пенальти наши игроки. Все пробили здорово, за исключением Роналду, хотя он клал пенальти один за одним на протяжении всего сезона3. Гиггз исполнил лучше всех – сильно, низом, под самую штангу. Харгривз засадил в верхний угол. Нани немного повезло, поскольку кипер соперника дотянулся до мяча и имел шанс его отбить. Каррик пробил точно по центру. Роналду колебался и приостановился во время разбега.

Гиггз исполнил лучше всех – сильно, низом, под самую штангу.

Джону Терри оставалось лишь забить и выиграть для «Челси» трофей. В тот момент я не особо нервничал, и мои мысли были заняты тем, что скажу игрокам после матча. Я знал, что слова следует подбирать осторожно. Нечестно обвинять своих футболистов в поражении, ведь они проделали огромную работу, чтобы выйти в финал, а первые мгновения после матча всегда заполнены эмоциями. Когда Терри промахнулся и игра пошла до победного, мой оптимизм вернулся на место. Удар Андерсона завел толпу на стадионе, поскольку он помчался праздновать к трибуне наших болельщиков. Она располагалась как раз за теми воротами, в которые пробивались пенальти, и это было нам на руку.

С какой стороны ни посмотри, это был необычный финал. Во-первых, часовой пояс, который привел к столь позднему началу матча. Во-вторых, дождь хлестал, как из ведра. Мои ботинки промокли насквозь, и отмечать победу я отправился в кроссовках, что вдохновило моих игроков на целую россыпь острот. Да, мне следовало запастись сменной парой обуви. Когда мы, наконец, засели в каком-то баре, было 4 или 5 часов утра. Кухня была дрянная, но это не помешало игрокам поздравить Гиггза, который только что побил рекорд Бобби Чарльтона, отыграв 759 игр за клуб. Футболисты залезли на сцену и распевали оттуда песни в честь валлийца.

Сам по себе матч выдался крайне драматичным, и некоторые наши игроки продемонстрировали запредельный уровень игры. Например, Уэс Браун, на мой взгляд, провел один из лучших своих матчей в футболке «Юнайтед» и ассистировал Роналду великолепным навесом с фланга. Еще во время полуфинальных матчей я обратил внимание, что Аврам Грант использует Майкла Эссьена на правом фланге обороны, и решил, что, выпустив Роналду на левый фланг атаки, можно доставить ганцу много неприятных минут, поскольку тот был номинальным полузащитником. В моменте со взятием ворот Роналду выиграл воздух как раз у Эссьена, так что мой план сработал.

Полузащитник, играющий в защите против такого блестящего нападающего, как Роналду, заранее обречен. К тому же, перевод португальца налево освобождал вакансию на правом фланге. Я остановил свой выбор на Харгривзе, поскольку тот был быстр, энергичен и хорошо выполнял навесы. Оуэн хорошо справился со своей ролью. В центре действовала связка Кэррик–Скоулз, однако Пол не смог доиграть матч до конца: у него был сломан нос – шла кровь, и дыхание было затруднено. Я выпустил вместо него Гиггза, который здорово вошел в игру.

Несмотря на культурный шок от Москвы и нашей гостиницы4, подготовка к матчу прошла гладко. В полуфинале мы прошли «Барселону», сыграв вничью 0:0 в гостях и обыграв их 1:0 дома. Гол в исполнении Скоулза получился шедевральным – пушечный удар с двадцати пяти метров. Кроме того, нам хорошо удались первые 20 минут гостевого матча – один раз мы попали в перекладину и не смогли реализовать пенальти. Когда испанцы прибрали нити игры к свои рукам, мы просто окопались в своей штрафной. Такую тактику я мог бы применить и в финалах 2009 и 2011 годов, но в те разы мне хотелось сыграть в свою игру.

Не соглашусь с теми, кто считает такую тактику наивной. Конечно, наша философия состоит в том, чтобы добывать победы в правильном ключе. Но что касается тех полуфинальных матчей – мы пережили немало моментов, от которых сердце готово было остановиться. «Юнайтед» оборонялся в своей штрафной в отчаянных попытках спастись. В ответном матче на «Олд Траффорд» игра была равной. С одной стороны, мы могли забить больше, совершая опасные контратаки, с другой – в завершающей пятнадцатиминутке, когда вышел Тьери Анри, они осадили нас в собственной штрафной. Я метался по бровке, ежеминутно поглядывая на часы. Наши болельщики были великолепны – каждый вынос мяча из нашей штрафной они сопровождали овациями, что не часто встречается. Конечно, Анри упустил верный шанс сравнять счет, но мы показали выдающуюся силу духа – команда не потеряла концентрации и справилась с громадным напряжением.

После матча я сказал про свою команду: «Игроки не имели права робеть перед соперником. От них требовалось быть мужиками, и они ими были».

Естественно, мысль добавить к своему списку трофеев третий (после 1968 и 1999 годов) Кубок Чемпионов вдохновляла нас, и мы довольно быстро забрали себе мяч в финальной игре. Команда действовала мощно и изобретательно, я уж было подумал о разгроме – «Юнайтед» вполне мог забить 3 или 4 гола. Однако один забитый мяч способен все перевернуть с ног на голову, что и случилось. В моменте с голом Лэмпарда «Челси» немного повезло, но он придал им уверенности, и лондонцы были лучше в первой половине второго тайма. Дрогба попал в штангу, и мне пришлось быстро изобретать способ, как вернуть контроль над игрой. Я передвинул Руни ближе к правой бровке, а Харгривз ушел в центр, что принесло свои плоды. К концу игры пришло осознание того, что «Юнайтед» – коллектив выдающихся игроков.

Один забитый мяч способен все перевернуть с ног на голову.

Увлеченный потоком событий, ты не всегда можешь оценить, насколько шикарный спектакль разворачивается перед твоими глазами. Но, думаю, все согласятся с тем, что это была великолепная постановка, один из лучших финалов в истории Лиги Чемпионов. И было здорово поучаствовать в этом действе. К тому же, мы в очень выгодном свете выставили английский чемпионат. Я не могу не отдать должного Эдвину ван дер Сару за его профессорскую игру в послематчевой серии 11-метровых ударов. Когда Анелька подходил к мячу, я шептал про себя: «Прыгай в левый угол». Во время всех ударов футболистов «Челси», кроме предпоследнего в исполнении Саломона Калу, Эдвин прыгал вправо5. Так что у Анелька, первого в этой серии, должен был возникнуть вопрос: «Куда же он теперь прыгнет – вправо или влево?»6 Ван дер Сар показывал в левый от себя угол, чтобы сбить нападающего с толку. Да, удар у Анелька вышел так себе, но и Эдвин не сплоховал, выбрав правильное направление для прыжка.

Аврам Грант – приятный человек. Я всегда боялся, что ему не хватит сил совладать с игроками «Челси». Их поведение во время финала было отвратительным. На второй тайм они выползали каждый сам по себе, а по пути в раздевалку не упускали возможности попререкаться с арбитром. Нормальные команды выходят на поле вместе, а не бредут по одному. Судья пытался их поторопить, но был проигнорирован. Футболисты «Челси» в перерыве использовали все возможные приемчики, и это, вероятно, сыграло свою роль в моменте с удалением Дрогба.

Красная карточка случилась в результате стычки с Карлосом Тевесом. Неманья Видич решил вступиться за одноклубника и получил по лицу от Дрогба. Если ты распускаешь руки, пеняй на себя. Насколько я понял, главный арбитр спросил у линейного, кто зачинщик потасовки. Бах! И Дрогба отправляется в раздевалку. К тому моменту «Юнайтед» уже вернул себе игровое преимущество, так что это не было поворотной точкой. После удара Гиггза мяч был выбит из пустых ворот, мы создали еще несколько шансов в дополнительное время и могли не доводить дела до пенальти. «Челси» же явно настроился на ничью и уповал на 11-метровые.

Дрогба всегда доставлял нам на поле массу проблем. Это был мощный, здоровый парень, но что особенно примечательно – он забивал сумасшедшие голы. Например, с 30 метров с разворота. Помню, я был сильно удивлен, когда он не вышел на поле в матче против нас в последние недели работы Анчелотти. В стартовом составе был Торрес, но «Челси» смог вернуться в игру только после того, как Дрогба вышел на замену и забил гол.

Дрогба всегда доставлял нам на поле массу проблем.

Против того «Челси» было непросто играть, и особенно выделялся вратарь Петр Чех. Я мог подписать его в девятнадцатилетнем возрасте, но в итоге он перешел к лондонцам за 8 миллионов фунтов. Джон Терри обладал огромным влиянием на команду. Эшли Коул отлично поддерживал атаку, а Фрэнк Лэмпард добавлял прочности и надежности полузащите, играя от штрафной до штрафной. Он не всегда перегружал себя оборонительными функциями, но возникал на всех участках поля и не пропускал практически ни одного матча. Добавьте к этой компании Дрогба и вы получите ядро той команды. Эта пятерка заправляла у них и в раздевалке.

Я не согласен с теми, кто считает, будто «Челси» испытывал большее давление, чем мы, из-за Романа Абрамовича и его московского бэкграунда. Да, он присутствовал на трибунах и наблюдал за своими колоссальными вложениями. Но на игре это никак не сказалось. Меня больше беспокоил вопрос безопасности. Москва окутана тайнами. Я много читал о русской революции, о Сталине, который был хуже, чем цари, и уничтожал собственный народ в период коллективизации. Мы привезли с собой двух шеф-поваров, и кухня была по большей части отличная, чего не скажешь о Риме – вот уж где был позор.

А какой сезон получился у Роналду! Вингер забил 42 мяча. Да, иногда он играл на позиции центрфорварда, но в большинстве случаев располагался на фланге. В каждой игре он создавал себе минимум три голевых момента. Однажды я видел его игру за «Реал», он пробил по воротам раз сорок.

Москва сняла тяжкое бремя с моей души. Ведь я всегда говорил, что «Манчестер Юнайтед» должен добиться куда большего на международной арене. Это был наш третий Кубок Чемпионов, который позволил приблизиться к «Ливерпулю» с их пятью. Я всегда считал, что нам по силам их догнать, даже после двух поражений от «Барселоны» в финалах 2009 и 2011 годов. Выиграй мы хотя бы в одном из них, и сравнялись бы с «Баварией» (на тот момент) и «Аяксом».

«Манчестер Юнайтед» должен добиться куда большего на международной арене.

Когда мы собрались отметить наш триумф, выяснилось, что в «Лужниках» не найти шампанского. Кто-то из тренерского штаба рванул в бар и принес какую-то шипучку. Одному Богу известно, что это было. Мне пришлось извиняться перед Энди Роксбургом, который зашел поздравить нас. Так или иначе, мы растрясли эти непонятные бутылки и устроили традиционное обливание с приличествующими моменту шутками, глупостями и приколами между игроками. Я был горд и рад за них. Я промок насквозь под дождем и был вынужден переодеться в тренировочный костюм. Абрамович не показывался, да и игроков «Челси» я что-то не припомню.

Финал 1999 года, когда мы обыграли «Баварию» в Барселоне, пришелся на день рожденья сэра Мэтта Басби. Иногда мне кажется, что небеса на нашей стороне и старина Мэтт продолжает наблюдать за нами. Я не особо верю в совпадения, но мне кажется, что сама судьба привела нас к обеим победам. Мэтт настоял на том, чтобы «Юнайтед» выступал в Европе, хотя руководство английской лиги было категорически против. Глядя на то, сколько счастливых моментов пережили английские клубы на европейской арене, понимаешь, насколько он был прав.

После завоевания значимого трофея очень важно обновить состав, чтобы встряхнуть команду и избежать стагнации. Спустя некоторое время после московского финала мы приобрели Димитара Бербатова. Он был нашей целью еще до перехода к «шпорам». Я чувствовал, что нам недостает прочности в атакующей линии, а Бербатов обладал всеми необходимыми качествами – он был высок, атлетически сложен, прекрасно обращался с мячом и, главное, много забивал.

В процессе оформления перехода болгарина мы схлестнулись с Дэниелом Леви. Мы уже покупали у них Майкла Кэррика, и, честно говоря, не думаю, что в ближайшее время у нас возникнет желание иметь с лондонцами какие-либо дела. Этот человек полностью сбивает тебя с толку, с ним невозможно обсуждать выгоду обеих сторон. Только он, только «Тоттенхэм» и ничего больше.

Хотя, с точки зрения лондонцев это, конечно, неплохо.

Примечания:

В воспоминания Алекса Фергюсона вновь закралась ошибка. У него было как минимум две победы в серии послематчевых пенальти: в 71-ом розыгрыше Суперкубка Англии в августе 1993 года «Юнайтед» переиграл по пенальти «Арсенал» со счетом 5:4, а сезон, закончившийся «ночью в Москве», открылся, по странному стечению обстоятельств, также серией послематчевых ударов в игре с «Челси». Суперкубок Англии по футболу 2007 года «Манчестер Юнайтед» выиграл по пенальти со счетом 3:0 после завершения основного времени матча со счетом 1:1.

На самом деле Роман Абрамович родился в Саратове. Слово редактору блога: «Да, Абрамович родился в нашем славном (когда-то) городе. Более того Роман Аркадьевич является почетным гражданином Саратова! Он появился на свет 24 октября 1966 года в семье работника Сыктывкарского совнархоза, но после смерти родителей был усыновлен братом отца и до окончания средней школы проживал в его семье в Москве. Видимо из-за малого количества лет, проведенных в Саратове, считается рожденным в столице. Впрочем, у нас в городе тоже никто и не вспоминал Абрамовича до недавнего времени. В декабре 2013 года компания Аркадия Абрамовича (сына российского миллиардера) купила за 180 миллионов долларов лицензию на разработку нефтяных месторождений Саратовской области».

В «Манчестер Юнайтед» Роналду реализовал 11 из своих 14 пенальти. Вы будете смеяться, но эти 3 пенальти он не забил всего за полгода. Первый раз Роналду промахнулся с пенальти 29 декабря 2007 года в матче с «Вест Хэмом». Второй раз – в полуфинале Лиги Чемпионов 23 апреля 2008 года, в первой игре против «Барселоны» (попал в штангу).

Перед финалом Лиги Чемпионов «Манчестер Юнайтед» остановился в отеле «Краун Плаза», расположенном в здании Центра международной торговли. Оценить внутреннее убранство и ознакомиться с ценами на проживание можно тут – http://www.cpmow.ru/

Тут снова (что довольно странно для такого важного матча) ошибка в воспоминаниях. Эдвин ван дер Сар прыгнул влево после удара Баллака, вправо при исполнении от Беллетти, влево – от Лэмпарда, влево – от Коула и вправо, когда промах допустил Терри. При следующих ударах (в том числе и от Калу!) ван дер Сар также прыгал вправо.

История о том, что Анелька не должен был думать, а действовать, описана в книге Саймона Купера и Стефана Шимански – «Футболономика». По версии авторов, Аврам Грант консультировался с экономистом Игнасио Паласиосом Уэрта, который разъяснил игрокам «Челси», что когда пенальти пробивает правша, голландский голкипер «Юнайтед», отражая удар, как правило, делает рывок вправо от себя*. Игнасио также предсказал, куда пробьет Криштиану – «Во время разбега для удара Роналду часто останавливается. Если он остановился, то, скорее всего (с вероятностью 85%), ударит туда, где у голкипера право».

* При ударе от правшей (все, кроме Калу) Эдвин прыгал 4 раза вправо и 2 раза влево.

Читайте также предыдущие главы книги:

Спасибо за помощь в редактировании TripleX, GreenJon и Under.