18 мин.

Концентрированное счастье в Барселоне - ФГП 2015/2016

Финал Гран-при по фигурному катанию в сезоне 2015/2016 получился таким опьяняюще-прекрасным, что после его просмотра пришлось несколько дней приходить в себя. Хотя бы чтобы не умереть от зависти к тем друзьям, которые продолжали выкладывать в социальные сети свои фото в парке Гуэль, в футболке на берегу моря в декабре и в кофейне на Рамбле. А еще эти люди своими глазами видели три новых мировых рекорда в мужском одиночном катании, прокат жизни Патрика Чана, фееричное выступление Столбовой/Климова и нокаутировавшую соперниц Евгению Медведеву. И многое-многое другое, что было в Финале 2015/2016.

В этом обзоре вы не найдете описания выступлений всех участвовавших спортсменов. Здесь будет то, что мне ярче всего вспомнилось и захотелось написать через 3 дня после окончания самого впечатляющего турнира последних лет.

В свою очередь, буду рада прочитать в комментариях, что удивило, поразило, запомнилось и понравилось вам. Этот турнир заслуживает того, чтобы говорить о нем и пересматривать его.

 

Казнить ультраси нельзя помиловать

Реалии современного парного катания таковы, что 6 из 7 выступавших на турнире пар представили в своей произвольной программе хотя бы по одному элементу категории ультра-си:

Столбова/Климов – каскад из двух тройных и двойного тулупов

Дюамель/Редфорд – параллельный тройной лутц и четверной выброс сальхов

Кавагути/Смирнов – четверной выброс сальхов

Ю/Джин - четверной выброс сальхов

Пенг/Жанг – четверная подкрутка и четверной выброс сальхов

Шимека/Кнерим – четверная подкрутка

Всего в произвольной программе было исполнено 8 элементов ультра-си (в прошлом году в ФГП их было 5).

Интересно, что неотрицательные итоговые гое за исполнение получили лишь 3 элемента: каскад Столбовой/Климова, лутц Дюамель/Редфорда и квадовыброс Кавагути/Смирнова. То есть только 37,5% ультра-сложных элементов было исполнено хотя бы на 0.

Ровно столько же (37,5%) ультра-си было оценено всеми арбитрами на -3: подкрутка Шимеки/Кнерима и выбросы Пенг/Жанг и Ю/Джин.

При этом не обладающие ультра-си молодые канадцы Сегуин/Билодо, хоть и допустили ошибку на тройном выбросе в ПП, стали уверенно четвертыми , опередив три пары с более высокой заявленной базовой стоимостью программы.

Не возьму на себя ответственность однозначно утверждать, какой путь развития парного катания правильнее: надо ли продолжать убивать партнерш о четверные выбросы и подкрутки, или надо возвращаться к тройным элементам и работать не вглубь, а вширь – отрабатывать качество тройных, прыжковое разнообразие, параллельность и чистоту линий.

С одной стороны, на мой взгляд, из всех видов ФК парное катание – последний вид, в котором родители хотели бы видеть своих дочерей. А это тоже показатель. После неудачных попыток четверных выбросов партнёрши падают на живот, на грудь, на плечи; ударяются головой о борт или лед. Да, конечно, падения случаются и на ровном месте, и даже тогда бывают очень болезненными и травмирующими. Но четыре оборота – принципиально другая механика вращения, фазы полета и приземления, другая скорость, другие возможности для своевременной группировки и «корректного» падения.

С одной стороны, это спорт, а не какао с зефирками. Нельзя отрицать, что введение в программы ультра-сложных элементов делает развивает парное катание и делает его зрелищнее.

А что вы думаете по этому поводу?

 

«Не хочу быть Столбовой дворянкой, а хочу быть владычицей средиземноморской»

Ксению Столбову и Федора Климова я люблю давно и нежно. На сочинской Олимпиаде для меня по восприятию именно они были чемпионами. Это особое качество личности – на действительно важных стартах, при невероятном давлении, при многотысячной публике, завышенных ожиданиях (той же публики или своих собственных) суметь собраться и откататься вдохновенно и с безошибочным размахом. И если одиночники катаются сами за себя, то танцоры и пары – буквально за себя и того парня. У них и триумф, и провал – один на двоих. Тем ценнее для меня безошибочные выступления именно в парных видах.

Я не считала и не считаю прошлый сезон провальным для Столбовой/Климова. Мне даже, в общем, было приятно смотреть их прошлогодние программы, а за лихие выезды Ксении с пролетных выбросов без подготовки я вообще готова им все простить.

Но многие любители ФК в прошлом сезоне злорадствовали по поводу их снятия с ЧМ, травм, участия в шоу и даже по поводу упомянутой Ксенией в одной из соц.сетей  аллергии на серебро. У многих были сомнения, смогут ли Ксения и Федор усложнить программы и соперничать не только с резво рванувшими вперед канадцами и китайцами, но и даже войти в состав сборной России на главные старты: в свете возвращения Волосожар/Транькова, наличия других молодых перспективных согруппников Тарасовой/Морозова и Кавагути/Смирнова с двумя четверными выбросами.

И тут уже признаюсь, что в начале этого сезона  (после открытых прокатов и первого этапа в Америке) я и сама не была уверена, гладко ли сложится для СК этот год. Где-то поддалась паническим настроениям, где-то проанализировала, какие элементы сейчас помогают побеждать, где-то испугалась не звенящей формы спортсменов.

Уже на Капе они в очередной раз напомнили мне, за что я их люблю. А после проката их произвольной программы в Барселоне мне захотелось выйти на улицу, найти где-нибудь лед и выброситься на него от восторга. Найти лед в московской зиме – та еще интрига, но во всяком случае, уснуть той ночью мне удалось не сразу. Я все пересматривала и пересматривала их выступление.

Предлагаю пересмотреть и вам.

Когда пара выезжала на лед, мне показалось, что они абсолютно уверены в себе. Но я тогда еще не знала, что это правда, и из суеверия прогнала мысль от себя подальше.

Судьи так впечатлились прокатом, что нагоели базовую стоимость элементов СК на 16,52 балла, и ведь было за что! А еще дали пять десяток в компонентах. Тоже по делу. Программа при безупречном техническом исполнении и буддийском спокойствии читалась, как прекрасная книга.

Не мне судить Столбову за характер, какой бы он ни был в чьем-то восприятии и интерпретации. Как по мне, так у нее отличный характер. Мы ведь все еще о спорте, а он все еще не какао с зефирками.

 

 

Ну и без Феди Ксюша никуда.

 

 

И все же пару слов о зефирках

Именно с зефирками у меня ассоциируется молодая канадская пара Джулиан Сегуин/Чарли Билодо. Они стали вторым по силе впечатлением от парного катания в этом Финале, хоть и попали в него по форс-мажору.

Джулиан и Чарли такие милые! Но какие-то умеренно милые. Не как халва с медом под кока-колу, (хотя среди пар таких почти нет, все больше среди танцоров), а как яблочный зефир с несладким чаем.

У них замечательные программы и исключительное для вчерашних юниоров парное взаимодействие. Джулиан без заминки взлетает в поддержки, на скорости вылетает в выбросы, успевая глазами поблагодарить партнера, за то что он у нее такой сильный и хороший.

Пусть у них пока нет ультра-си, но они уже сейчас составляют конкуренцию самым сильным спортивным парам с весомыми достижениями.

 

Феникс Эшли Вагнер

Эшли Вагнер – королева подачи себя как королевы. Она выглядит роскошно даже с простым гладким хвостом и в программе, которую катает второй год. Жаль, что ей не хватает стабильности. Финал Гран-при Эшли провела как типичная российская футбольная команда в Еврокубках – один тайм пусто, один густо. В короткой программе вышло пусто – ошибка на флипе, который остался без тулупа в каскаде, и тулуп пришлось цеплять к сольному риттбергеру во второй половине программы. Исполнить каскад чисто Эшли не смогла, не докрутила тулуп на две галки и упала. А еще совершенно лишней была потеря уровня на дорожке шагов – единственная из всей шестерки финалисток в короткой она получила за дорожку 2 уровень, а не 4, на чем потеряла больше 2 баллов относительно той же Грейси Голд.

В произвольной она выдала если не прокат жизни, то близко к этому. Немного испортил малину недокрут в комбинации риттбергера, ойлера и сальхова, а также неясное ребро на лутце.

Но эмоционально прокат, по моему мнению, удался, и компоненты в тот день Эшли проиграла только победительнице ФГП.

 

 

 

 

Невозмутимая Евгения Медведева

Я не знаю, что будет в следующем сезоне с Женей. Начнет ли меняться ее привычная ей фигура, настигнет ли подростковый раздрай в мыслях, будут ли проблемы с мотивацией, рассыпятся ли прыжки, или она будет снова наводить ужас своей стабильностью и убийственным контентом на давно выступающих по взрослым «теть».

И никто не знает.

Практика показывает, что никому не удается обмануть взросление.

Но мне так хочется как можно дольше смотреть на такое катание, когда ты не боишься, сделает ли она прыжок или упадет. И она не боится. Она просто делает все, что поставлено, а тебе остается только с готовностью восхищенно выдыхать и любоваться программами. Мне очень нравятся обе Женины программы в этом сезоне. Хотя, пожалуй, она не самая моя любимая из всех наших замечательных девочек.

Не могу не отметить, как Женя чувствует музыку. После ее катания практически не остается послевкусия «ну вот прыжки и вращения мимо музыки, а так вроде попадала». Если она попадает в музыку, то попадает везде, от начала и до конца. Во многом, конечно, этому впечатлению помогают прокаты без ошибок, которые всегда воспринимаются более цельно.

 

 

День рождения (мировых рекордов в мужском одиночном катании) – грустный праздник

Грустный праздник для российского мужского одиночного, потому что нам до тех рекордов еще грустить и грустить.

На данный момент лучший personal best total  лучшего российского одиночника – это 11 место Евгения Плющенко с баллами 261,23, полученные им на запыленном ЧЕ-2012 и почти 70 баллов уступающие последнему результату Юзуру Ханю.

Дальше виднеется Сергей Воронов на 19 месте, уступающий уже Плющенко 6 баллов.

Ну и, наконец, Адьян Питкеев на почетном 22 месте, уступающий 5 баллов Воронову, который 6 баллов уступает Плющенко, который 70 баллов уступает Ханю.

http://www.isuresults.com/isujsstat/pbsmto.htm -- погрустить можно по ссылке.

 

День космонавтики

Я никогда еще не видела такого фееричного турнира в мужском одиночном катании, каким был этот финал.

По всем законам жанра соревновательная программа ФГП завершалась произвольной программой одиночников.

Если писать об этом насколько возможно сухо и тезисно, повествование было бы примерно таким:

- Первым вышел Патрик Чан и как выдал прокат жизни! Хоть и строИл кое-что. 19 с лишним баллов ГОЕ набрал, семь 10.00 в компонентах заработал.

 

- Вторым вышел Дайсуке Мураками. Ошибался, но боролся.

- Третьим вышел Сема Уно и как выдал прокат жизни! Только ребрышко на лутце судьи разглядели, зато четверной тулуп во второй половине программы чисто. Даже две десятки в компонентах заслужил.

- Четвертым вышел Боян Цзин. Прыгнул четыре черненьких четверных и два трикселя, с одного из которых упал. Ошибался и еще, но боролся.

- Пятым вышел Хавьер Фернандез и как выдал прокат жизни! С помаркой на выезде из первого четверного тулупа и неясным ребром на флипе, правда, но все остальное каково! Вдохновенно и музыкально. 13 десяток в компонентах, пусть и на домашнем старте – это вам не хухры-мухры. Честно говоря, в тот момент я забыла, что после КП было большое отставание Хави от первого места, зато вспомнила, что Юзуру часто падает, и почти повесила золото ФГП на шею Хавьера.

 

- Но потом вышел на лед Юзуру Ханю и выдал прокат не жизни, а жизней. Как кошка. Три квада, два трикселя, 5 разных тройных. Единственная потеря уровня – третий уровень дорожки. В ГОЕ на весь протокол нашлось всего четыре +1,  зато 60% ГОЕ +3 и двадцать четыре десятки в компонентах.

Двадцать. Четыре. Десятки.

Шестьдесят. Процентов. Плюс три.

Что дальше? Что увидит Юзуру там, наверху, когда пробьет своей холодной головой потолок максимально возможных оценок? Уже сейчас он максимально приближен к этому потолку.

А главное – что мы можем ему противопоставить? Под «мы» я понимаю сегодняшних и завтрашних российских одиночников. Ханю сбалансирован и по прыжкам, и по дорожкам, и по вращениям.

Будем просто наслаждаться. Это тот редкий случай, когда после выигранной Олимпиады фигурист прогрессирует не только во второй оценке, но и растет технически, становится все более стабильным.

Но остальные тоже были большие молодцы.

 

Танцы на льду – еще одна «чужая свадьба»

И несколько слов о танцах на льду. В этот раз на фоне остальных видов они были для меня наименее вдохновляющими.

Но и здесь нашлись свои приятные моменты.

Мне чрезвычайно понравилась постановка произвольного танца юниоров Бетины Поповой/Юрия Власенко, причем прониклась я ею только в ЮФГП. На этапах все время что-то мешало оценить танец по достоинству.

Сам танец взрослый и чувственный, тягучий, как ртуть. По восприятию он для меня примерно как «Моцарт» ПС – кантиленный, но с другим посылом. Посыл во многом заложен в музыке: сама композиция Crazy in love в той версии, под которую танцуют ПВ, исполнена с поступательным напряжением и провоцирующей ритмичностью.

Другими словами, в постановке показана художественная интерпретация секса, а музыка только усиливает это впечатление.

Не скажу, что Бетине с Юрием рано катать такие танцы, тем более что выглядят они достаточно взросло. Мне в конкретном прокате на ФГП хватило качества постановки и даже их интерпретации, но не хватило дорожек хотя бы на третий уровень. Дорожки были исполнены грязновато. Но танец – замечательный. Лучший из юниорских для меня, и где-то в лидерах из всех представленных танцев, включая взрослых.

В порядке бреда, мне было бы интересно посмотреть на Елену Ильиных и Руслана Жиганшина в этой постановке. Или не конкретно в этой, но в таком стиле. Утрируя, в новом сезоне им можно было бы попробовать сделать упор не на антисекс, а на секс. Пластически Лена и Руслан еще как потянули бы такой тягучий завораживающий ритм.

И, пожалуй, именно они сейчас самая чувственная пара нашей сборной. И коньком бы поддержали постановку.

 

Что касается другой нашей юниорской танцевальной пары Алла Лобода/Павел Дрозд, то в ней мне очень нравится партнер. Пожалуй, это впервые, когда я в российской паре смотрю только на партнера. Прежде такого не было даже с общепризнанными партнерами-дивами.

Павел не только обладает хорошим коньком, танцевальностью, но и очень органичен в презентации. Алла в жизни – красивая девочка, но на льду ей, на мой взгляд, пока не хватает вовлеченности и какой-то объемности презентации.

Впрочем, у них впереди еще долгий путь, поэтому просто пожелаю им удачи, прогресса и здоровья. И поздравляю с серебряной медалью этого юниорского финала.

 

Если говорить о взрослых, то уже после короткого танца у меня не осталось иллюзий по поводу возможного места россиян Екатерины Бобровой и Дмитрия Соловьева. Хорошо, что им удалось отыграть хотя бы одно  место, отчасти благодаря Захари Донохью, но во многом и благодаря чистому прокату самих Бобровой/Соловьева.

И все же на этом старте был, пожалуй, самый тяжелый прокат «Карениной» из всех. При этом нельзя сказать, что Екатерину с Дмитрием плохо оценили. Они обеспечили себе все четвертые уровни в обеих программах на всех элементах, кроме дорожек, оцененных третьим уровнем. Но в коротком танце не получили ни одного ГОЕ +3, а компонентами всего десять сотых выиграли у третьей пары Америки, проиграв при этом компонентами 3,5 балла их же первой паре.

В произвольном танце пара, показав практически максимум уровней и набрав 9,5 баллов ГОЕ, все равно проиграла ближайшим конкурентам (Майе и Алексу Шибутани) почти 4 балла.

Не знаю, как у вас, а у меня осталось чувство какой-то безысходности. Я все меньше и меньше нахожу логические объяснения оценкам  и явлениям, происходящим в танцах на льду. Как будто после Олимпиады в Сочи произошла какая-то вспышка на солнце, и мир (ну, или только я) до сих пор не может прийти в себя.

 

 Инфляция оценок

Инфляция затрагивает не только рост стоимости проезда в общественном транспорте и продуктовой корзины гражданина. На ФГП тоже есть инфляция. Например, по сравнению с прошлогодним финалом, оценки всех победителей этого финала выросли в среднем на 8%.

Внутри видов различия в росте оценок весьма значительны.

Самая большая инфляция случилась в мужском одиночном – оценки победителя Финала 15/16 выросли аж на 42,27 баллов, или на 15%. Победил в обоих случаях Юзуру Ханю.

Далее – женское одиночное и +18,96 баллов, или почти +8%. Против прошлогоднего результата Лизы Туктамышевой в 203,58 баллов Женя Медведева поставила свои 222,54 балла. Ма-ма дорогая.

Парники «приросли» на +8,72 балла в абсолютном выражении и на 3% в относительном. Однако отдельно взятые Ксения Столбова и Федор Климов свой прошлогодний результат улучшили на 15,72 балла, а Меган Дюамель и Эрик Рэдфорд ухудшили на 4,05 балла.

Самые низкие темпы инфляции оценок победителей в танцах на льду – всего +1,52 балла сами себе прошлогодним привезли Кэйтлин Уивер и Эндрю Поже.

Кроме инфляции, интересно еще сравнить разброс и относительность оценок и мест внутри видов.

Например, прошлогодний вице-чемпион ФГП Хавьер Фернандес с той суммой баллов стал бы на этом Финале только шестым.

Прошлогодняя чемпионка ФГП Елизавета Туктамышева в этом году с той суммой баллов стала бы бронзовым призером. А занявшая в этом году лишь шестое место Мао Асада в прошлом сезоне с этой суммой обеспечила бы себе третье место.

Занявшие последнее место в текущем ФГП танцоры Хаббел/Донохью с набранной суммой баллов в прошлом году стали бы третьими, вытеснив из тройки Пападакис/Сизерона.

Танцевальная пара Ильиных/Жиганшин в прошлом году заняла шестое место и проиграла третьему месту ФГП 5,93 балла, а ставшие пятыми в этот раз Боброва/Соловьев проиграли третьему месту уже 9,64 балла.

Жаль, что на отдельно взятом старте наши танцоры не то что не смогли навязать борьбу тройке лидеров, но еще и почти вдвое увеличили отставание. А ведь в Финале 13/14 Боброва/Соловьев проигрывали третьему месту меньше трех баллов.

 

Интересно, что космическая инфляция оценок Ханю произошла не только за счет оценки за компоненты, но и за технику. Техника прибавила в весе 20%, а компоненты всего 9%.

 

Инфляция победителей парного катания тоже обусловлена, в первую очередь, ростом технической оценки на 6%, и потом уже компонентов на 2%.

 

Танцоров и разбирать неинтересно ввиду крошечных темпов изменений. Победители прибавили полбалла в технике и балл в компонентах. Скукота!

 

А вот у женщин интересно. Оценки за компоненты Евгении Медведевой почти на 10 баллов выше, чем у Туктамышевой год назад. При этом техника Жени тоже выше на сопоставимые 9 баллов. Но относительно других видов здесь темпы роста компонентов и техники почти одинаковые, в то время как у мужчин и пар надо сначала прибавить технику от +30 до +6 баллов, и только тогда получишь прибавку компонентов от +12 до +2.

 

Вместо заключения гифка и пожелание:

Пусть в вашей жизни будет больше побед и людей, благодаря которым вы можете счастливо улыбнуться)

Спасибо, что читаете.