11 мин.

Снова в деле

Для начала, чтобы вспомнить, о ком идет речь, приведем статью Ричарда Пальяро из Tennis Week, где он рассказывает о жизни и достижениях Жюстин Энен.

«Француаза Энен умерла от рака в 1995, когда ее дочери было 12. Тогда Жюстин отдалилась от семьи и на ранних этапах своей карьеры практически не общалась с родными. Отчуждение закончилось эмоциональным объединением в апреле 2007 после того, как брат Жюстин Дэвид впал в кому после автомобильной аварии. Когда Дэвид вышел из комы, он посмотрел Жюстин в глаза, и это был первый за семь лет раз, когда брат и сестра увиделись. Братья Жюстин Дэвид и Томас, а также ее сестра Сара – они все были рядом с ней, когда в 2007 Жюстин выиграла «Ролан Гаррос» не проиграв ни сета.

Энен намекала, что тишь и благодать в личной жизни, которые она обрела, наряду с возвращением страсти к игре, стали не самыми последними причинами, по которым она вернулась.

За свою выдающуюся 10-летнюю карьеру Энен выиграла 41 турнир, включая 7 турниров «Большого шлема», она заработала 19 461 375 долларов призовых. Когда в мае 2008 она объявила об уходе, она вошла в историю как единственная первая ракетка мира, ушедшая из тенниса, когда она была на вершине мирового рейтинга. Она назвала этот момент «концом замечательного путешествия», а также рассказала, что хотела бы вернуться к учебе и познать разные стороны жизни.

Энен провела 117 недель на вершине рейтинга, это шестой результат в истории, а ее баланс побед и поражений в одиночных матчах составляет 493 – 107.

Четырехкратная чемпионка «Ролан Гаррос» три раза (2003, 2006, 2007) заканчивала год первой ракеткой мира. Она была всего лишь пятой теннисисткой, которая на момент ухода из тенниса находилась в Топ-5, кроме нее были Маргарет Корт в 1977 (5 ракетка мира), Крис Эверт в 1989 (4), Штеффи Граф в 1999 (3) и Ким Клийстерс в 2007 (4).

Ее возвращение – мощное вливание сил для WTA-тура. Теперь в туре будут семь теннисисток, которые были первыми ракетками мира и выигрывали турниры «Большого шлема» – Серена и Винус Уильямс, Клийстерс, Энен, Шарапова, Иванович и Моресмо.

Бельгийка, выигравшая четыре «Ролан Гаррос» (2003, 2005, 2006, 2007), могла войти в историю как первая теннисистка, выигравшая четыре подряд «Ролан Гаррос», но в мае 2008 года она ушла. Она выиграла Australian Open-2004, Открытый чемпионат США-2003 и 2007 и золотую медаль афинской Олимпиады. «Уимблдон» был единственным турниром «Большого шлема», который ей не покорился, хотя она дважды играла в финалах – в финале «Уимблдона»-2001 она проиграла Винус Уильямс, а в 2006 – Амели Моресмо.

Сейчас Жюстин Энен утверждает, что в ней снова проснулся соревновательный огонь, который позволит сделать женский теннис более интригующим и возобновить некоторые классические противостояния».

А Бонни Д. Форд (ESPN.com) в своей статье рассматривает возвращение Жюстин Энен в целом ряду возвращений других спортсменов и призывает не осуждать атлетов, поменявших свое решение.

«Давайте признаемся честно, мы слегка устали от всех этих возвращений.

Нас немного утомляют спортсмены, которые ушли насовсем, полностью захлопнули дверь, а через месяц, год или три, выбили ее ногой и вернулись, полные энергии и весело пожимающие плечами на вопросы об их былых недугах. Мы находимся в легком ступоре от всего этого, и кто сможет нас в этом обвинить, учитывая то, что Бретт Фарв и Майкл Джордан возвращались дважды, а Лэнс Армстронг явился голодным до побед спустя три года после того, как сказал, что отныне мы сможем найти его только на пляже.

И вот на днях решение все вернуть назад приняла Жюстин Энен, поклонники которой по праву чувствовали себя обездоленными последние пару лет. Спустя шестнадцать месяцев с того момента, как она насовсем, навсегда ушла из женского тенниса, заявив, что потеряла желание соревноваться, и ей больше нечего доказывать или искать, 27-летняя Энен просит добавки.

Она дала знать об этом, когда во вторник в прямом эфире бельгийского ТВ сообщила о своем возвращении. Энен сказала, что она собирается сыграть несколько выставочных турниров, чтобы набрать форму к Australian Open-2010. Более того, он сказала, что надеется играть минимум до Олимпиады-2012 – это год, когда ей исполнится 30. Ее постоянный тренер Карлос Родригес тоже вернется, чтобы работать с ней.

Наблюдатели попытаются выяснить ее мотивы и вложат в свои догадки столько изворотливости и ума, сколько Энен вкладывает в подрезку с бэкхенда. Некоторые скажут, что она увидела возможности в образовавшемся вакууме на вершине женского тенниса. Кто-то посчитает, что Энен все еще жаждет выиграть «Уимблдон», единственный турнир «Большого шлема», который ей не покорился. Другие предположат – сейчас она думает, что сестер Уильямс легче обыграть, чем пару лет назад.А многие посчитают, что Энен загорелась идеей вернуться, когда увидела ту любовь и тот успех, которые обрушились на ее соперницу и соотечественницу Ким Клийстерс, победительницу US Open. (Во вторник Энен сказала, что «восхищается» успехом Клийстерс, но на нее больше повлияла победа Роджера Федерера на «Ролан Гаррос», и она приняла решение вернуться еще в середине июля).

Все это может быть правдой, а может стоить ровно столько же, сколько салфетка, на которой мы все это пишем. Да и какая разница?

То, что можно сказать совершенно точно – решительный поворот, который сделала Энен, отличается от остальных подобных решений. Клийстерс говорила, что она хочет закончить с теннисом и начать семейную жизнь, за несколько месяцев до того, как сделал это. Линдсей Дэвенпорт никогда ничего решительно не утверждала, даже когда забеременела. Мартина Хингис перед возвращением год пробовала себя в World Team Tennis.

Энен была первой ракеткой мира, когда примерно за неделю до ее любимого турнира – Открытого чемпионата Франции – она катапультировала из тенниса с больным коленом, публично восстановленными отношениями с прежде развалившейся семьей и семью титулами турниров «Большого шлема». Она попросила исключить ее имя из рейтингов на следующей же неделе. Затем она поехала в Париж, и символическим образом подтвердила свое решение – она вручила трофей Ане Иванович, которую обыграла там год назад.

Поворот событий был настолько поразительным, что многие аналитики посчитали – она не вернется. И действительно, не было ни малейшего намека на ее возвращение до этого лета, когда – уж не знаю, случайное это совпадение или нет – Клийстерс вернулась на корт в Цинциннати. У Энен на это время был назначен спектакль, но он был отменен. Она заказала дюжину новых ракеток. Слухи расползались, и мало кто был удивлен.

Вместо разбора того, что Энен сказала в этот вторник, лучше проанализируем то, что она сказала пару месяцев назад, когда вернулась в Ролан Гаррос, чтобы открыть аллею ее имени – на самом деле, это деревянная пешеходная дорожка в элитном поселке, где отдыхают важные персоны. Она встретилась со СМИ после открытия, и первый вопрос, который ей задали, был: «Жюстин, Вы же просто не сможете остаться в стороне, правда?».

У Энен хорошее чувство юмора: «Смогу, я обещаю, – сказала она, – Для меня это очень эмоциональный момент – то, что я вернулась сюда, но я вернулась в другом качестве, сейчас я чувствую себя далекой от тенниса».

Следующий вопрос был мой.

Спрашиваю: «Очевидно, что Ваше решение принято, но Вы не передумаете?».

«Нет, нет», – отвечает Жюстин с улыбкой.

Я продолжаю давить: «Мы видели так много уходов, которые оказались временными, люди меняли свое решение. Почему, как Вы думаете?».

Она ответила без сомнений: «Я думаю, что это очень тяжелый шаг – уйти. Любому спортсмену тяжело вернуться к нормальной жизни и начать новую. Я могу сказать вам, что даже при том, что у меня сильный характер, мне было не так просто оставить теннисную карьеру и вернуться к обычной жизни».

Молодые атлеты проявляют такие чудеса воли, закаляя свои тела и привыкая терпеть боль, что мы, возможно, ждем от них слишком многого, когда дело доходит до осведомленности в собственной личности. Они разительно отличаются от нас, частично из-за того, что они такими родились, а частично из-за той среды, в которой они проводят свои жизни.

Энен – это огромный талант в маленькой упаковке, теннисистка, которая на ранних этапах своей карьеры показала, что она очень уязвима для обычных человеческих проблем, таких как конфликты дома, неудачный брак, недостаток решимости в важные моменты. Тот факт, что она вновь уступила вполне понятной тяге к игре, не означает, что впредь мы должны несерьезно относиться ко всем, кто уходит. Любой, кто возвращался к старой привычке, прежней работе или бывшему возлюбленному, наверняка понимает ее.

WTA не намерена предоставлять официальные отпуска своим топ-игрокам, но, даже если бы такая уловка существовала, все равно оставались бы шансы, что кто-то из спортсменок выдернет вилку из розетки и только потом поймет, что в сети еще есть электричество. Главными понятиями их жизней являются вещи абсолютные – победы, поражения, результаты – и они не умеют справляться с возможностями, сомнениями и неопределенностями. «С меня хватит. Теперь я поняла, что нет. У вас проблемы?»

Катрина Адамс, бывший профессионал, а ныне комментатор Tennis Chanel, этим летом сказала, что она не может винить игроков, которые поменяли свое решение. «Когда они говорят что-то, они верят в то, что говорят. Я думаю, мир не понимает, что происходит в жизнях этих спортсменов. Мы вешаем на них ярлыки, и при этом не знаем, какие они на самом деле».

Уход Жюстин оставил рейтинг WTA в беспорядке. Травмы, нестабильность и хрупкая психология, которая проявилась у большинство игроков Топ-10 в ее отсутствие, это все не вина Жюстин. Но это увеличивает шансы на то, что ее возвращение, так же как и возвращение Клийстерс, будет тепло воспринято всем наблюдателями в качестве противоядия от того неприятного «никто-не-хотел-побеждать» зрелища, которое сейчас представляет собой тур, и которое вредит игре. Если Энен будет здорова, она должна бороться за титулы турниров «Большого шлема» уже в следующем году.

Вряд ли организаторы «Ролан Гаррос» уберут табличку, которую они поставили в честь Жюстин Энен в этом году, и которая гласит Allée Justine Henin. Хотя allée – это небольшая улица, это слово произносится очень похоже на allez, что по-французски значит «вперед», слово, которым, вместе с маленьким сжатым кулачком, Жюстин подгоняла себя во время матчей. Итак, она дала себе зеленый свет. Если даже ей удалось восстановиться от переутомления, нам стоит преодолеть свое, занять места наслаждаться созерцанием того, как она продолжает свою невероятную карьеру. Возможно, это даже интереснее, чем предполагаемый театральный дебют».

Стивен Тиньор в своей статье, опубликованной на ESPN.com смотрит уже не в прошлое, а в будущее – он не сомневается в успешном возвращении бельгийки и считает, что это демонстрирует не только невысокий уровень нынешнего женского тура, но инеоднозначность позиции, занятой его нынешними неформальными лидерами – сестрами Уильямс. Как известно, современная рейтинговая система подразумевает, что топ-теннисистка должна играть много и успешно, чтобы оставаться на вершине. У большинства не получается так играть – они играют много, но не всегда выигрывают. Сестры Уильямс противопоставили этому свою тактику – играть только крупнейшие турниры и доходить на них, как минимум, до полуфинала. Надо признать, что в нынешнем WTA-туре этого оказалось достаточно для того, чтобы не напрягаясь на мелких и средних турнирах, сохраняя возможность играть и в 28, и в 29, и стабильно (за исключением периодов травм) находиться в Топ-10 и даже в Топ-5.

Тиньор сравнивает позицию сестер Уильямс и позиции двух бельгиек – Жюстин Энен и Ким Клийстерс. Совсем недавно именно это противостояние составляло главную интригу женского тенниса, но бельгийки, которые играли много и достаточно успешно, обе устали и, по тем или иным причинам, ушли одна чуть раньше, другая чуть позже 25 лет. А американки продолжали выигрывать турниры «Большого шлема» после более чем 10 лет в туре. Но сначала вернулась Клийстерс и обыграла их обеих на пути к титулу US Open, теперь возвращается Энен.

«Успех придет рано или поздно. Кто-нибудь сомневается, что Энен справится с нынешней первой ракеткой тура Динарой Сафиной? Энен выиграла их первые пять матчей, не отдав ни сета; ее поражение от Сафиной в Берлине в 2008 было одним из тех моментов, которые подтолкнули Жюстин к уходу. Мы почти слышали, как она сказала: «Если я не могу обыграть таких, как Динара Сафина…». Нет, Энен возвращается не за такими поражениями. И хотя она никогда абсолютно не доминировала в теннисе, она все же была постоянным победителем, привозя домой, по крайней мере, один трофей турнира «Большого шлема» каждый год с 2003 по 2007. Сейчас, когда она снова голодна, есть все шансы на новую серию.

А если это произойдет, что мы скажем? Что правы были бельгийки, а не сестры Уильямс? Что лучший способ извлечь максимум из своей карьеры – это много и упорно трудиться, перегореть, сказать, что ты уходишь, а потом, когда заскучаешь, вернуться еще более сильной, чем раньше? Нет, но то, что мы действительно должны сделать – перестать настаивать на том, что сестрам Уильямс помогают их внекортовые интересы. Причина успеха Винус и Серены в том, что они всегда строили свои карьеры на своих условиях – начиная с пропусков юниорских турниров, заканчивая предпочтением турниров «Большого шлема» рейтингу. Если Энен по примеру Клийстерс поднимется на подиум турнира «Большого шлема», получится, что они действуют по одной и той же стратегии – уход и возвращение – даже если эта линия у каждой из них возникла случайно. Нет одного правильного способа, чтобы стать чемпионкой в WTA-туре, и нет единого для всех образца, по которому строится карьера.

Важно то, что возвращение Энен – это хорошая новость для всех в теннисе. Пресса получает историю, а WTA – звезду. А что самое главное, молодые игроки получают возможность увидеть человека, который на корте умеет делать все – от одноручного бэкхенда до форхенда изнутри-наружу. А это и означает быть образцом».