7 мин.

Великан из Тандила

Многочисленные отклики на неожиданную победу Хуана Мартина Дель Потро в финале US Open последовали незамедлительно. И одним из первых свою статью написал Том Перотта (TENNIS.com). В материале под названием «Добро пожаловать, Хуан Мартин» американец обращает внимание на форхенд аргентинца и на его умение владеть собой.

«Недавно Роджер Федерер сказал, что один удар может изменить ход матча, может быть, даже ход карьеры. Хуан Мартин Дель Потро доказал его правоту.

Форхенд Дель Потро повернул ход финального матча US Open как раз в тот момент, когда казалось, что Федерер ушел в отрыв. Двухметровый аргентинец показал 3 вида форхендов: тяжелый, убийственный и такой, звук которого напоминал звук шин автомобиля, движущего со скоростью 180 км/ч. Именно этот удар имел наиболее убийственный эффект и подарил Дель Потро надежду в критический момент, при счете 5:4, 30:30 на подаче Федерера во втором сете. Аргентинец выполнил обводящий удар с форхенда по линии, и судья крикнул «аут». Дель Потро незамедлительно взял челлендж, который показал, что мяч задел линию. Федерер долго смотрел на место падения мяча и заявил судье на вышке Джеку Гарнеру, что видеоповтор был неверный.

«Там был только один след от падения мяча, – сказал Федерер после матча, – и этот след находился в ауте».

Федерер впервые занервничал, а Дель Потро показал свои первые эмоции, он поднял руки и принялся заводить зрителей, сидевших за его спиной. И они поддержали его. Они хотели увидеть больше тенниса, а Дель Потро хотел предоставить им такую возможность. Следующим ударом стал еще один выстрел с форхенда по линии. Этот удар позволил ему вытянуть сет, который он впоследствии выиграл на тай-брейке.

Это было только начало того, что превратило этот финал US Open в лучший мужской финал этого турнира, и притом первый пятисетовый финальный поединок с тех времен, когда Агасси обыграл Тодда Мартина в 1999 году. Вполне возможно, что это даже лучший финал на Флашинг-Медоуз со времен Матса Виландера, обыгравшего Ивана Лендла, более чем 20 лет назад в одном из самых интригующих матчей в истории тенниса

Почему же этот матч был так хорош? Были качели, например в третьем сете, когда Дель Потро сделал брейк и повел 4:3, в ответ на это Федерер взял три гейма подряд и одержал победу в сете. Болельщики поддерживали Дель Потро, распевая песни по-испански. Когда Дель Потро выстреливал форхендом, заставляя Федерера отчаянно изгибаться, они охали и ахали, будто находились на цирковом представлении. И действительно игра Дель Потро содержит в себе нечто цирковое: рискованное, удивительное, неземное.

Но самым главным было то, как Дель Потро справился со своими эмоциями в матче против величайшего теннисиста, это и определило чемпиона. Аргентинец сказал, что, когда он проиграл третий сет, в его голову закрались сомнения. Его сомнения усилились, когда он упустил преимущество в 4-м сете, и выглядел уставшим. Вдруг, неожиданно его энергия вернулась к нему, и заработал его двуручный бэкхенд, красивые удары с которого стали попадать в самые углы корта. Он захватил контроль над матчем на тай-брейке 4-го сета, и вскоре уже вел 3:0 в 5-м. Федерер был похож на того самого Федерера, который проиграл финал Australian Open, он не мог ничего предпринять.

«Отдайте ему должное, потому что для него было непросто играть против такого опытного игрока как я, – сказал после финала Федерер, – Его самоотдача была просто фантастической»

После финального розыгрыша Дель Потро упал на спину и заплакал. К его чести, он, несмотря на ограниченность эфирного времени CBS, сказал несколько слов благодарности на испанском своей семье в Аргентине.

Если бы этот матч проходил в 2008 году, то все симпатии публики были бы на стороне швейцарца, у него была полоса неудач, и его время, казалось, шло на убыль. Но в этом году Федерер – новый человек: муж, отец и обладать 15 титулов «Большого шлема».

Итак, спустя пять лет, шествие Федерера по Нью-Йорку закончено. Пришло время для чего-то другого, совершенно нового. Добро пожаловать, Хуан Мартин Дель Потро».

Другой аналитик TENNIS.com Стивен Тиньор в статье, посвященной прорыву Дель Потро, назвал несколько моментов, наиболее запомнившихся ему на этом турнире.

« – Перед подачей Дель Потро неуклюже топчется на задней линии, а перед самой подачей дует на правую руку. Кажется, из этого ритуала он черпает уверенность в себе, и, похоже, он помогает ему извлекать больше из подачи.

– Дель Потро увеличивал для себя размеры корта, выходя из него для того, чтобы наказать своего соперника беспощадным плоским форхендом в угол. Есть два примечательных момента в этом ударе – в траектории полета мяча совершенно нет дуги, и когда мяч ударяется о покрытие DecoTurf, он скользит по нему, будто кто-то залил корт льдом.

– С третьего сета аргентинец начал нагружать спину Федерера более тяжелыми, мощными ударами. И лучшему игроку мира внезапно пришлось просто выживать и ждать, перекидывая мяч через сетку мягкими ударами. После 10-го подряд удара с задней линии, мне показалось, что если Дель Потро поверит в себя, то победа над Федерером – просто вопрос времени. По крайней мере в тот день, игра находилась в руках нового поколения – более высокого, более физически мощного и сильного.

– Ложа Дель Потро. Для тех, кто с удовольствием любовался соломенной шляпкой Анны Вентур, вечными начесами Гевина Россдэйла и его женой, как там ее зовут, этот пацан из маленького аргентинского городка вряд ли станет большим глотком свежего воздуха. У него есть менеджер, тренер Дэвин, консультант Орази (когда я видел очень похожих Дэвина и Орази вместе с Дель Потро на турнирах, у меня в голове проскакивала мысль: «Привет! Я Лари. Это мой брат Даррелл, а это мой другой брат Даррелл» (цитата из американского сериала Newhart)). Кроме них было еще два ряда пустых и очень желанных для многих кресел. Когда ДП после матча залез в ложу, единственное, что он мог делать – это обнимать то одного, то другого и так несколько раз, просто потому что там никого больше не было. Но при этом его ложа не являла собой «Мы против всего мира», как в случае с ложей Марии Шараповой. Дель Потро не искал столкновений. Это были просто «мы».

– Дик Энберг, открывая церемонию награждения, спросил у Дель Потро, как тот себя чувствует, учитывая, что за день до этого, когда он обыграл Надаля, он сказал, что это был лучший день в его жизни. Дель Потро ответил без заминки и максимально лаконично: он сказал, что чувствует себя «Намного лучше».

– Вид Дель Потро в пресс-комнате после победы. Это один из моих любимых ритуалов на турнирах «Большого шлема» – когда игрок приносит кубок с собой на пресс-конференцию. Я не был шокирован победой Дель Потро, пока не увидел его с тем же серебряным кубком, которым Род Лэйвер завершил комплектацию своего Большого Шлема в 1969. Дель Потро сгорбился над столом и, как обычно, отвечал на вопросы медленно и обстоятельно. В конце концов, итальянский репортер утомился от этого и с усмешкой в голосе спросил: «Вы всегда говорите таким спокойным голосом, вы когда-нибудь кричите в жизни? Злитесь?». Дель Потро ответил медленно, почти не поднимая глаз: «Да, конечно».

– Перед финалом, когда я наконец прошел в Национальный теннисный центр, миновал пост охраны, проверку сумки, дотопал до унылого пресс-центра, я сказал себе, что очень счастлив, потому что ближайшие 12 месяцев ноги моей здесь не будет. Но, когда после финала, я шел обратно мимо обнимавшихся людей в бело-голубых полосатых футболках футбольной сборной Аргентины, я поменял свое мнение. Я буду скучать по этой суете, витающей в воздухе, я захотел продолжения праздника. Через несколько минут я в метро ехал обратно на Манхэттен. Женщина, сидевшая рядом со мной, спросила: «Вы видели Дель Потро?» «Да, я видел его». «Мне понравилось то, что он сделал, когда выиграл», – сказала она и закрыла руками лицо, копируя его реакцию после победы. Именно поэтому я буду скучать по большим турнирам – я хочу видеть эмоции, которые испытывает игрок, впервые выигравший турнир «Большого шлема». Сейчас это случается не так уж и часто, именно поэтому прошедший финал оказался настолько привлекательным. Спасибо, Хуан Мартин, что поделился с нами эмоциями».

А Джон Вертхейм из Sports Illustrated также прежде всего оценил форхенд, который уже стал притчей во языцех, но при этом задумался о том, каковы перспективы молодого аргентинца на завоевание побед на других турнирах «Большого шлема».

Вот что он пишет о форхенде Дель Потро: «Он так же опасен, как подача Роддика. Он просто сногсшибательный. Дель Потро может использовать его в движении, бить изнутри наружу и к тому же делать это стабильно. У Джеймса Блэйка сильный форхенд, но ему нужна возможность подготовить удар. С этой точки зрения Дель Потро впечатлил меня гораздо больше – он может использовать эту силу по всему корту, из разных положений. И с легкостью».

А если говорить о перспективах Дель Потро на других турнирах «Большого шлема», то, по мнению Вертхейма, наибольшей проблемой для аргентинца по-прежнему остается трава: «На данный момент можно сказать, что если бы Дель Потро по другому сыграл пару очков в Париже, он мог бы быть уже двукратным чемпионом турниров «Большого шлема». А вот трава всегда будет проблемой для игроков такого роста, у которых к тому же возникают небольшие трудности с движением. Я думаю, с травой будет действительно сложно. Но на остальных трех турнирах «Большого шлема» он всегда будет претендентом на победу».

Это далеко не все, что написали эксперты и специалисты о 20-летнем аргентинце. Так что, продолжение следует.