7 мин.

Трава у дома

Но начнем с бронзы. Хуан Мартин дель Потро активировал национальный медальный план, а Новак Джокович сделал шаг в обратном направлении по сравнению с Олимпиадой в Пекине. Говорят, что всему виной повар барона де Кубертена. Не иначе как приготовленная им осетрина «второй свежести» вызвала у титулованной особы столь нестерпимый приступ изжоги, что человеколюбивый во всех отношениях барон внедрил в олимпийском теннисном турнире матч за третье место. Понятно, что медаль одна, а претендентов двое, поэтому «бронзовый матч» – инструмент в хозяйстве вроде бы необходимый. Но не в этом случае.

Новак Джокович мог сколько угодно распространяться на тему того, как он горд оспаривать бронзовую медаль, но веры ему было не больше, чем министру финансов, обещавшему победить инфляцию уже на следующей неделе. Мало того, что серб изначально ехал исключительно за золотом (тем более в отсутствие Надаля), так еще и бронзовая медаль в его коллекции уже имелась. Представить, что даже донельзя патриотичный Ноле будет выпрыгивать из штанов ради дубликата того, что давно уже пылится в домашнем чулане, было проблематично. С другой стороны дель Потро, совсем немного не дожавший в полуфинальном марафоне Федерера, при всей физической и психологической опустошенности явно намеревался при необходимости покинуть свои штаны. Да, аргентинец уже вроде бы признанный топ, элитный игрок, но всего лишь с одним мэйджором в кармане и всегда где-то на подходе, сразу за «большими людьми». Бронзовая олимпийская медаль (да еще на самом неудобном для себя покрытии) раскрасила бы южноамериканское портфолио намного более убедительно нежели сербское.

Впрочем, все это совершенно не означает, что Джокович не хотел победить. Или даже того, что серб не приложил достаточных усилий. Новак играл, как умеет – глубоко и мощно атаковал с обеих сторон, создавал агрессивные углы, временами укорачивал, периодически возникал у сетки, зарабатывал брейк-пойнты. В частности, в дебюте встречи Ноле имел 40:0 на подаче Хуан Мартина, но солидное преимущество разбазарил, а при счете 5:5 доигрался до того, что отдал собственную подачу.

Казалось бы, ничто не предвещало угрозы – серб спокойно вел гейм на своей подаче, но грубо сорвал удар, следом отвлекся, на пару минут отпустил концентрацию и, как следствие, отпустил и первый сет. Естественно, мимолетной расхлябанностью Джоковича надо было еще воспользоваться, но аргентинец был начеку.

Дель Потро вообще здорово выглядел на протяжении всего турнира – в первую очередь прибавил в движении и в ударах в движении. Раньше Хуан Мартин был более статичен и разряжал свою форхенд-пушку по ситуации, теперь дель Потро (пока позволяет физика) способен довольно долго выдерживать темповые ралли по задней линии с большим количеством тяжелых, но промежуточных ударов. Помимо этого аргентинец подтянул подачу – она стала помощнее и поострее и начала побольше соответствовать его габаритам – и игру на хафкорте. Даже Федерер, пока не измочалил аргентинца физически, не мог похвастаться безнаказанностью при исполнении укороченных (а ведь раньше это было безотказное оружие против не слишком координированного южноамериканца). У Хуан Мартина присутствуют определенные проблемы на приеме, но это во многом обусловлено не самой высокой скоростью реакции (что для человека такого роста практически неизбежно). В целом дель Потро довольно ощутимо прибавил в цельности игры плюс поустойчивее стал в психологическом плане. В частности, в двух матчах против Федерера и Джоковича он отыграл два десятка брейк-пойнтов. В то же время сам рисунок игры аргентинца изменений не претерпел – минимум разнообразия, поглубже и помощнее. Даже не слишком кондиционный Роджер разломал оборонительные построения Хуан Мартина уже приевшимся методом – варьируя длину и вращения ударов, выстраивая рваный темп. Стоит сбить аргентинца с ритма, и он (рассматриваем противостояния в рамках Топ-4) становится не особо опасен. Другое дело, что Джокович сам любит действовать поглубже и помощнее, не сильно заморачиваясь на тактике, и вроде бы должен был переигрывать дель Потро за счет более высокого общего мастерства. Однако проблема серба в том, что он уже довольно длительное время действует на автопилоте.

Как ни парадоксально, но победа на нынешнем Австралиан Опен пошла Джоковичу скорее во вред нежели на пользу. По-хорошему Новак должен был проигрывать еще в полуфинале Маррею и немного перезагружаться эмоционально. РГ же окончательно доломал серба и выхолостил его ментально. Да, он продолжает бить себя в грудь и активно общаться со своим боксом и кем-то наверху, но все это уже немного устало и по привычке. Здесь Новак отдал сет Фоньини, сет (и чуть не матч) Хьюитту, по делу уступил Маррею. Можно говорить, что Олимпиада не самый главный приоритет Новака в сезоне (хотя после мега успешного прошлого сезона это звучит довольно странно), но этот домысел в пользу эфиопских детей. Джокович просто не в лучшей форме, прежде всего психологически. Джокович не совершенствует свою игру в последние полгода. Может, нужен новый вызов, а может, просто не получается, но факт налицо. При этом по игре у серба (если брать соперников за пределами Топ-4) колоссальный запас прочности – на ТБШ любой его вылет ранее полуфинала станет бомбой. В конкретном поединке, тем не менее, дель Потро сдюжил, сделал по брейку в каждом сете и вполне заслуженно покинул туманный город с медалью на шее.

Реклама 18+

А дальше случился финал. С замечательной вывеской «Федерер – Маррей -2. Реванш». За блестящей оберткой, впрочем, скрывалась немного просроченная и подсохшая конфета. В этом никто особо не виноват, но так уж легли карты, что борьбы в решающем матче не получилось. В карьере Федерера уже был похожий финал – «Ролан Гаррос» 2008 года, в котором ему удалось взять у Надаля всего четыре гейма. Здесь Роджер выиграл семь и вроде даже сопротивлялся до последнего, но на деле преимущество Энди было тотальным. В частности, со счета 2:2 в первом сете Федерер уступил девять геймов кряду и, лишь столкнувшись с реальной перспективой быть перепутанным с Марией Шараповой, начал сопротивляться. Единственный момент, когда Роджер мог еще что-то повернуть вспять в этом матче, возник при счете 0:2 во втором сете при двух брейк-пойнтах на подаче британца. Гейм длился почти столько же, сколько бесшлемовая серия Маррея, Федерер имел шесть брейк-пойнтов, но все их благополучно прогулял. После этого многочисленные фанаты Энди во главе с его мамой могли больше не волноваться за исход поединка. Британец оправдал надежды нации и даже поставил сразу две точки в матче двумя эффектными эйсами.

Уличенные в скрытой благотворительности представители букмекерских контор скромно улыбались чуть поодаль. Кроме шуток, предложить на подобное действо коэффициенты в районе 1,5 на Федерера и 2,4 на Маррея могли исключительно щедрые альтруисты. Маррей, находящийся в сумасшедшей форме и играющий в лучший теннис в своей жизни (круче даже чем Николай «Play Station» Давыденко), против изрядно наевшегося в полуфинале да и вообще игравшего весь турнир так себе Федерера. При определенных раскладах Роджер вполне мог проиграть уже в финале «Уимблдона», но тогда вышло иначе. Здесь же Федерер большую часть турнира держался на подаче и общем классе и опыте, однако едва не уступил еще в первом круге неудобному Фалье. И если матчи с Беннето и Истоминым были еще относительно вменяемыми, то поединки с Изнером и дель Потро выглядели очень печально. Временами возникало дикое желание переключить канал на соревнования байдарочников, чем смотреть на то, как Роджер на траве(!!!) играет в жвачный теннис против гигантов, которых вроде бы надо крошить убойными очередями с форхенда. Удар справа, к слову, барахлил весь турнир. Возможно, это спина. Или локоть. Или что-то с глазами, но форхенда в системе координат Федерера на Олимпиаде не было. Федерер не простреливал с форхенда, а играл средние по силе кроссы, пытаясь добрать за счет плейсмента.

А Маррей тем временем действительно был нереально хорош. Подача, прием, движение, игра у сетки, кураж – все на высшем уровне. Набиравший и набиравший с самого начала года британец вышел на пик еще на «Уимблдоне», а здесь парил уже на недосягаемой для всех высоте. Проще говоря, это был практически прошлогодний Джокович. Чтобы иметь шансы против такого Энди, Федереру как минимум нужен был план – тактические кружева: постоянная смена ритма, направлений, вращений, чистая игра у сетки (еще одно больное место на протяжении всего турнира) и агрессия в атаке. И само собой, здоровый драйв. В начале матча у швейцарца несколько раз получилось встретить Энди бэкхендом по линии, но то были эпизоды. Подача тоже не слишком спасала – Роджер в итоге наколотил десяток эйсов, но этого хватило лишь для организации пристойного итогового счета. На деле Федерер от плана отказался и решил сыграть с Энди в «бей-беги». Так оказалось проще, быстрее и... безнадежнее, но кто кинет камень в Роджера?..

Понятно, что победы на «Уимблдоне» не проходят просто так, и эмоций в итоге не хватило, последней же каплей стал полуфинал с дель Потро. Но может, это и к лучшему. Золотая медаль могла бы убить в Федерере живого человека и окончательно перевести его в разряд небожителей. А ведь на солнце тоже должны быть пятна. Иначе в 3254 году маленький мальчик Пит Борг, изучая спортивную хронику прошлого и восторгаясь достижениями Федерера – Золотой Шлем и бла-бла-бла – засомневается и уточнит у отца: «Па, а Роджер наверно даже матом не ругался, да?».

Что касается Энди, то он наверняка проснется завтра утром самым счастливым человеком на планете. Не так часто каждому из нас удается победить своего главного соперника – самого себя.