10 мин.

Уимблдом

«Гейм, сет, матч Роджер Федерер». Судья объявляет итоговый счет, теннисисты жмут друг другу руки, а мой компаньон по просмотру все не может понять, кто победил – оба игрока плачут. Слезы радости победы и горечи поражения. Человек далекий от теннисного мира искренне озадачен. «Это был главный матч самого важного турнира на свете». Но этого объяснения мало – чтобы понять, как много значила эта игра для Энди Маррея и Роджера Федерера, нужно знать контекст. У каждого он свой, но есть у них и нечто общее – дорога к титульному матчу «Уимблдона»-2012 для обоих теннисистов длилась куда больше стандартных шести матчей.

Роджеру 30, он более двух лет не выигрывал турниров «Большого шлема», всего один раз был в финале, два года подряд проигрывал с матчболов в полуфинале Открытого первенства США, а на «Уимблдоне» и вовсе не проходил дальше четвертьфинала, проиграв в 2011-м году Жо-Вильфреду Тсонге с 2:0 по сетам. Сам Федерер заявлял, что все еще способен выиграть «Шлем» и даже вернуть себе первую строчку рейтинга, но верилось в это с трудом – возраст, пятисетовый формат и Новак Джокович с Рафаэлем Надалем, выигравшие последние девять мэйджоров, казались непреодолимой преградой. По ходу этого «Уимблдона» становилось понятно, что и не в этот раз. В третьем круге Роджер был вынужден отыгрываться с 0:2 по сетам против Жюльена Беннето, а в матче с Ксавье Малиссом испытывал проблемы со спиной. Но в полуфинале была одержана неожиданная великолепная победа над Новаком Джоковичем. Роджер в восьмой раз вышел в финал «Уимблдона», в случае победы в котором обновил бы свой рекорд по количеству выигранных мэйджоров, сравнялся с Питом Сампрасом по титулам на травяном мэйджоре (7) и вернулся на вершину рейтинга. Уступив два года назад звание первой ракетки мира Надалю, швейцарец не досчитался всего двух недель до рекорда по количеству недель во главе рейтинга. Плюс ко всему Роджер стал бы первым с 1975-го года теннисистом старше 30-ти лет, выигравшим «Уимблдон». К его сопернику по финалу статистика была куда нещаднее.

74 года британский теннисист не выигрывал «Уимблдон». С момента появления Энди Маррея в туре Британия ждет и верит в его победу. Последние три года Энди проигрывал в полуфиналах – один раз в ранге явного фаворита Энди Роддику и дважды Рафаэлю Надалю. После поражения испанца во втором круге английская пресса безостановочно писала о том, что вот он – лучший шанс. То, что Маррей не показывал качественной игры чуть ли не с самой Австралии, видимо, мало кого волновало. Но по ходу «Уимблдона» Энди прибавлял, а в первых двух сетах полуфинала против Тсонги и вовсе показал очень качественный агрессивный теннис – именно тот, что нужен для победы на «Уимблдоне». Выход Маррея в финал окончательно свел с ума британскую прессу и общественность – накануне титульного матча чуть ли не все газеты вышли с фото Маррея на первой полосе и заголовком «Наконец-то», над домом премьер-министра Британии подняли шотландский флаг, а билеты на финал продавались по 40 000 фунтов. Представить то давление, которое испытывал на себе Маррей в последние дни, очень сложно. Энди говорил, что старается не думать об этом, оградить себя от газет, телевидения и слушать лишь близких людей, но ведь это «только» давление извне. А есть еще и сам Маррей, со своей хрупкой психикой, тремя финалами ТБШ, 0:9 по сетам в них и сомнительным титулом «самого талантливого игрока, никогда не выигрывавшего мэйджор». На церемонии награждения Энди сквозь слезы попытался пошутить, сказав, что он «подобрался ближе». Правда. В этот раз у Маррея наконец-то были шансы в финале «Шлема».

Начался матч для Энди и вовсе обнадеживающе – в стартовом гейме он сделал брейк и тут же подтвердил его, взяв свою подачу. Маррей атаковал, Федерер ошибался. Роджер вообще как-то слишком неуверенно начал матч и в первом же гейме допустил целых три невынужденные ошибки. Апогеем стал удар с полулета в аут по длине. Маррей начал матч примерно так же, как и игру против Тсонги – агрессивно, атакуя вторую подачу, стараясь держать хорошую глубину ударов. Но в четвертом гейме случилось то, что еще не один раз повторится с Энди в этом матче – получив преимущество в своем гейме, он расслабился. В этот раз с 40:15 Маррей допустил две невынужденные ошибки, в гейме завязалась борьба, и Федерер сделал обратный брейк. Правда, сказать, что Роджер к этому моменту наладил игру нельзя – блестящие удары все еще меркли на фоне ошибок, которые он допускал в любых ситуациях, даже при выполнении смэша. К слову, ни один и не два раза в этом матче Маррей возвращал мячи в корт после ударов Федерера над головой. Однажды Роджер выиграл очко только после третьего смэша подряд. Но основным источником ошибок швейцарца был удар справа – самый явный признак того, что Федерер чувствует себя не в своей тарелке. Возможно, причиной этому была подача, которая в первых партиях не давала Роджеру практически никакого преимущества – швейцарец подавал чуть слабее, чем в матче с Джоковичем, но, главное, совсем не так остро. Невозвращенные подачи Федерера можно сосчитать по пальцам. Игра на своей второй подаче была и вовсе сродни катастрофе. После невероятных 72% выигранных розыгрышей на второй подаче в полуфинале с Джоковичем в воскресенье Федерер к середине сета имел статистику ноль из семи. Но и игра Маррея на своей второй подаче так же была далека от идеала, благодаря чему у Роджера появлялись шансы на приеме. В восьмом гейме Федерер сумел заработать два брейк-пойнта, но сначала Энди помогла подача, а потом уже и сам Роджер ошибся при выполнении свечки. В первых сетах швейцарец часто слишком коротко принимал, и Маррею не составляло труда выигрывать мячи с хавкорта, особенно часто он использовал косой короткий удар слева. Стало казаться, что Роджер наконец-то заиграл, стал дарить меньше коротких мячей и лучше выдерживать ралли с форхенда (с бэкхендом, как ни странно, особых проблем в матче не было). Как результат – необоснованный провал в следующем гейме и брейк Маррея. Со счета 15:0 Федерер проиграл четыре мяча подряд, один раз подставившись укороченным и допустив еще три невынужденных ошибки. Естественно, первая подача в это время была где-то там. Маррей же уверенно подал на партию и выиграл свой первый сет в финалах «Большого шлема». Федерер за первую партию сделал девять ударов навылет при 16-ти невынужденных ошибках. Не чемпионская статистика. Но по сути Роджер лучше отыграл середину сета, при этом провалив начало и конец партии – во второй все было наоборот.

Начало второго сета было за Федерером – он уверенно под ноль взял свою подачу и в следующем гейме смог заработать брейк-пойнт. Очередной короткий косой кросс слева в исполнении Маррея – и Роджер отправляет мяч в аут при попытке обвести с бэкхенда. С этого момента и до счета 5:6 30:0 на подаче Маррея вектор борьбы в сете полностью сместился на геймы Федерера – в следующих четырех гейма на приеме Роджер выиграет всего два мяча, при этом отыграв четыре брейк-пойнта на своей подаче. Во второй партии стала отчетливо видна вторая существенная проблема у Федерера – движение. Роджер часто спешил и наносил удары без должного подхода к мячу и если не срывал удар, то мягко накидывал его на сторону Энди – тот с радостью пользовался такими подарками. Вообще, во второй партии оба игрока старались играть активно, при этом Федерер еще и существенно снизил процент брака, стал чаще ходить к сетке и реже пытаться переиграть Энди в его же игре. На брейк-пойнтах Маррей был то слишком пассивен, то наоборот чересчур спешил атаковать – на первом скрытом сетболе Энди после второго удара решился выстрелить слева по линии, но не попал по длине. Когда Маррей повел 30:0 на своей подаче в 12-м гейме, подумалось что на тай-брейке преимущество будет именно у британского теннисиста – во втором сете он и подавал, и принимал лучше, а также старался как можно больше играть в корте. Но тринадцатому гейму не суждено было случиться. Вновь обладая ощутимым преимуществом в гейме, Энди проиграл четыре мяча подряд, а с ними и второй сет. Правда, в этот раз со счета 30:30 Федерер провел два отличных розыгрыша, завершив сет красивым укороченным ударом.

В начале третьей партии Федерер наконец-то заиграл свободней и даже позволил себе на геймболе вместо смэша легким движением оставить мяч у сетки – Маррей в тот момент уже повернулся к болбою за полотенцем. Не без проблем Энди все же взял свой гейм, Роджер повел 40:0 на своей подаче, и Лондон вновь стал рабом стихии – вместо надоедавшего всю неделю моросящего дождика разразился настоящий ливень, организаторы накрыли корт, а теннисисты его покинули. Вначале казалось, что дождь должен сыграть на пользу Маррею, – по первым геймам третьей партии Энди выглядел деморализованным и уставшим. Причина последнего, кажется, кроме всего прочего кроется также и в стремлении достать любой мяч в каждом розыгрыше – сколько Маррей получил дивидендов бегая за смэшами Роджера? Да, заставлять Федерера каждый раз делать лишний удар – хорошая тактика. Но ведь нужно также сопоставить ее и со своими возможностями. Если бы Энди не пытался быть агрессивным, не старался переигрывать Федерера в нетипичном для себя обмене мощными ударами справа под право, возможно он не выглядел бы таким уставшим. А может, это была и вовсе лишь психологическая усталость. Минут через десять после начала дождя организаторы объявили о том, что матч будет доигран под закрытой крышей. Спустя полчаса на центральном корте «Уимблдона» начался совсем другой поединок.

Получив идеальные для себя условия, Федерер стал значительно острее подавать, в разы лучше двигаться и, соответственно, намного чище бить. Роджер задал настолько ураганный темп, что Маррей большую часть времени был вынужден играть лишь в защите, даже если не хотел этого – Федерер в третьем сете играл очень быстро и размашисто, он летал по корту, атаковал и слева, и справа, стал агрессивно принимать вторую подачу. Несмотря на это, Энди довольно уверенно взял второй гейм на своей подаче в сете, а вот третий уже проиграл. С 40:0. В гейме, который длился около 20-ти минут, у Маррея было семь геймболов и пять отыгранных брейк-пойнтов. Шестой стал роковым. При 40:0 Федерер дважды великолепно принял с бэкхенда, а после Энди упал, когда ринулся к укороченному. Но я все равно вижу в этом тенденцию – Маррей на этом турнире с 40:0 умудрился проиграть свою подачу даже Карловичу. Вообще, такая ситуация довольно характерна для женского тура, но у мужчин проиграть свою подачу с тройного геймбола на траве – это явно говорит не только о хорошей игре соперника. Несмотря на то, что в следующих двух геймах на подаче Роджера было 30:30, ощущение, что Федерер уже полностью контролирует поединок, не покидало ни на секунду. За весь третий сет Энди смог выиграть всего пять мячей на приеме.

В начале четвертой партии Маррей смог ненадолго собраться, взял свой гейм и заработал брейк-пойнт на подаче соперника – Энди не смог обвести по линии после очередного острого кросса справа с последующим выходом к сетке в исполнении Федерера. После этого игровое преимущество швейцарца вновь было огромным. Только в этот раз его в первую очередь создавали ошибки Маррея – Энди уже ходил по корту с опущенными плечами, ошибался с обеих сторон, а на единственном брейк-пойнте Роджера нарвался на мощный обводящий удар швейцарца. До этого Маррей совершил парочку дежурных анфорсов. Финальной точкой в игре Энди можно считать обводящий удар при 30:30 на приеме – Федерер оказался слева под сеткой, мяч был на ракетке Маррея и весь корт как на ладони. Энди отправил мяч по длине в аут. В матче против Новака Федерер всего 25 раз вышел к сетке – удачными были 13 попыток. В финале Роджер 68 раз сыграл рядом с тросом и выиграл 53 мяча. Было даже несколько удачных выходов к сетке с приема.

На турнир Федерер подал без приключений – Энди смог отыграть один матчбол, но на втором Роджер в последний раз сыграл кросс справа и побежал к сетке – Маррей символично ошибся при выполнении обводящего удара, и Федерер упал на газон, закрыв лицо руками. Слезы радости – это в очередной раз переписанная история тенниса, победа там, где ее уже практически никто не ждал. Слезы горечи – расстроенная нация, разбитые амбиции, еще один упущенный шанс и очередной удар по фундаменту уверенности в своих силах.

Это был тяжелый и захватывающий «Уимблдон».