7 мин.

А нам все равно

Пока примадонны мужского тура устраивали вселенский плач по поводу ужасного, инспирированного коварным Ионом Цириаком и не менее коварными смурфиками покрытия, теннисистки тихо выполняли свою синюю работу. Скромно качала головой Мария Шарапова, указывая на маркетинговые причины цветового решения покрытия. Без энтузиазма комментировала ситуацию Виктория Азаренко. Но в целом реакцию женской половины турнира передает философское замечание той же Азаренко: «Да, корт не очень, но играть-то надо».

Критикуемое бегунками покрытие оказалось прямо-таки райским уголком для тех редких представительниц WTA, что любят от души подавать. Серена Уильямс и Люция Градецка, например, за шесть и пять матчей соответственно набрали эйсами по 55 очков. Про турнирные достижения Серены будет сказано позднее, но с не меньшим основанием героиней мадридской недели можно признать Градецку. 105-я ракетка мира, известная больше как парный специалист, прошла квалификацию и навела шороху в основной сетке. Ее отменная подача ни для кого тайной не является, но здесь Градецка сумела взять под контроль часто мешающие ей двойные ошибки и катком прошлась по отнюдь не девочкам для битья – прошлогодней чемпионке не менее быстрого Мадрида, а также «Уимблдона» Петре Квитовой и чемпионке США Саманте Стосур.

Быстрый отскок не только усиливал эффект подачи чешки, но и был ей на руку при игре с задней линии. Быстрые мячи, опускавшиеся в пределах досягаемости, она двуручной хваткой превращала в контр-виннерсы ловчее, чем когда ей приходилось обрабатывать полусвечки. Забивать – что с подачи, что с игры – ей удавалось даже Серену в полуфинале. Но в ключевой момент тай-брейка первой партии химеры прошлого материализовались в двойную, и бойцовский пыл Градецкой на этом угас. Сказались и полученные ранее травмы шеи (слишком экзальтированно она радовалась победе над Екатериной Макаровой в третьем круге) и мышц живота. Тем не менее, мадридский полуфинал позволил чешке вдвое сократить ее рейтинг – со 105-го места она перескочила на 55-е. Жаль, времени и места для набора олимпиадных очков у нее очень мало.

В плане интриги наиболее любопытной выглядела ситуация в нижней четверти сетки, где собрались чемпионка красногрунтового, но зального Штутгарта Мария Шарапова, чемпионка зеленоглинистого Чарльстона Серена Уильямс и Каролин Возняцки. Датчанка на последнем совместном для них троих турнире (в Майами) неожиданно обыграла американку, но уступила следом россиянке. Петром Возняцки был привнесен и дополнительный драматический сюжет – начиная с первого же дня, он усиленно убеждал общественность, что его дочь серьезно травмировала лодыжку и вряд ли доживет до следующего матча. Героическая Каролина не только дожила, но и разделалась с открытием сезона Моной Бартель и даже разгромила в первом сете непроснувшуюся Серену.

Это была единственная партия, потерянная Уильямс-младшей по пути к финалу. Остальных соперниц она сносила без вариантов, не предоставляя им ни малейших шансов на приеме первой подачи. Под горячую руку американке в четвертьфинале попала и Шарапова. Чем дальше, тем больше складывается ощущение, что Серена, уступившая Маше два важнейших финала в 2004 году, дала зарок никогда больше россиянке не проигрывать. С тех пор, в каких бы кондициях Уильямс ни пребывала, ее внутренний тумблер срабатывает автоматически, как только на другой стороне корта оказывается Шарапова. В Мадриде состоялась седьмая победа американки подряд, а общий счет личных встреч теперь – 8-2 в ее пользу.

Из верхней половины сетки с номинально схожими турнирными показателями (одна потерянная в пяти матчах партия) подходила к финалу лидер рейтинга Виктория Азаренко. Вот только содержание ее побед было другим. Весь турнир Вика невнятно подавала, расточала двойные ошибки и победы, даже и двухсетовые, скорее вымучивала – и у Андреи Главачковой, и у Аны Иванович, и в какой-то мере у Агнешки Радванской.

Победа над полькой, которой только чудо может помешать подняться в ближайшем будущем на вторую строчку рейтинга, стала уже шестой для Азаренко в этом году. Половина всех побед белоруски над игроками Топ-10 приходится на Агнешку. Отставленный от дел Роберт Радванский постарался уверить журналистов, что между двумя экс-подругами никакая черная кошка не пробегала, но ход матча едва ли позволяет ему поверить. Конечно, такой установки на убийство соперницы, как в Индиан-Уэллсе, у Азаренко не было, но без дежурного для их нынешних отношений faux pas не обошлось. Откидывая отыгранный мяч у сетки, Виктория едва не снесла Агнешке голову. Ответный взгляд Радванской выдал все, что она думает о первой ракетке мира. Да и завершился матч издевательским для польки укороченным. Быть битой собственным приемом – то еще удовольствие.

Реклама 18+

Особняком стоит победа Азаренко в четвертьфинале над всегда ей неудобной Ли На. Китаянка смела соперницу в первом сете, намного превосходя ее в силе ударов, а главное – в скорости. Азаренко при всем своем умении играть по восходящему мячу просто не поспевала за китаянкой. В оставшихся партиях Ли наделала кучу фирменных ошибок, но Викина резистентность и самообладание все равно впечатлили.

Увы, ни того, ни другого качества в главном матче турнира первая ракетка мира не продемонстрировала. То, что Азаренко исключительно зажата от нервов, бросалось в глаза еще на разминке. Собственная неоптимальная форма, сумасшедший ход Серены, спекуляции вокруг потенциального лидерства американки и сам характер взаимоотношений двух теннисисток явно сказались на настрое Азаренко. В личных встречах с Уильямс-младшей она уступала 1-6, единственную победу одержав над травмированной американкой в финале далекого уже Майами-2009. Последний раз соперницы сходились в третьем круге прошлогоднего US Open и подарили зрителям очень качественный теннис с упорнейшим вторым сетом. Проигравшая его Азаренко могла с полным правом высоко держать голову.

Много воды с тех порт утекло. Виктория, достигнув Олимпа, спустилась обратно к простым смертным. Серена, провалив любимые Australian Open и Майами, напротив, вновь пошла в гору. Перед финалом ее победная грунтовая серия, включавшая зеленый Чарльстон, красный Fed Cup, и синий Мадрид, насчитывала 12 матчей. В предфинальном интервью американка заявила, что ей «нечего терять» (верный признак ее убийственных намерений) и на корте была раскрепощена. Показательна ее непринужденная реакция на поломавшуюся прямо перед началом встречи бретельку бра.

Три первых гейма прошли в одну калитку. 30 процентов попадания первым мячом и четыре двойных ошибки Азаренко, серия пушечных подач Серены – и Уильямс-младшая уже вела с двойным брейком 3:0. Только в четвертом гейме, когда пушка Серены засбоила, Азаренко сумела завязать какое-то подобие борьбы, а в пятом гейме наконец размочила счет, втянув соперницу в более-менее продолжительный обмен ударами на задней линии. Очередной гейм на подаче Серены выявил простую закономерность: Серена попадает первым мячом – выигрывает очко, не попадает – возможны варианты. Благодаря этим вариантам Вика сумела даже добраться до брейк-пойнта, но и только. Уильямс скользила, поскальзывалась, падала на свой выдающийся каркас – и все равно набирала очки. Великие на то и великие, что выигрывать умеют из любого положения. Пару минут спустя сет завершился очередной двойной ошибкой Азаренко – 1:6. Ничего не изменилось в начале второго сета. Серена продолжила подавать эйсы, особенно ей пристрелялась диагональ во второй квадрат. Виктория продолжила невнятно подавать и срывать не такие уж редкие приемы второй подачи соперницы. Если бы Азаренко удалось выполнить на них обычные свои удары, многое могло бы сложиться иначе. Но, заторможенная и скованная, она никак не могла встретить мяч в нужной точке. Относительно пристойный счет второй партии – 6:3 – стал следствием не столько стабилизировавшейся подачи Азаренко, сколько того, что Серена, сделав брейк, не утруждала себя игрой на приеме. Турнир американка закрыла эйсом на все той же второй подаче – Вика, войдя в корт, промахнулась мимо неправильно отскочившего мяча. Прекрасная иллюстрация всего матча. А реакция зрителей, освиставших на церемонии награждения Иона Цириака и компанию, стала адекватной оценкой уровню организации всего турнира.

Несмотря на разгром, очередной, уже шестой в этом году финал и второй подряд на условном грунте можно признать вполне приемлемым для первой ракетки мира результатом. На «Ролан Гаррос» пойдет уже совсем другая игра с другими героями. Для Серены же мадридский титул стал первым, выигранным в континентальной Европе с Парижа-2003. Игроков десятки Серена на грунтовых европейских турнирах не обыгрывала до этого девять лет, а теперь на одном турнире и первую, и вторую ракеток мира. Кроме того, в коллекции Серены теперь есть титулы и на зеленом, и на красном, и на синем грунте. Впечатляющие статистические прорывы, но в Париже ей придется приспосабливаться к куда более медленным и вязким площадкам и куда большему числу розыгрышей. А на классической красной глине единственные свои большие победы Серена одерживала, только будучи на игровом и физическом пике в 2002 году.