6 мин.

Новакудоносор

В понедельник на корты «Флэшинг Мидоус» обрушилось четырехчасовое давление двух пар самых шустрых ног АТР-тура – титул, подслащенный почти двухмиллионным гонораром, разыграли лидеры мужского тенниса Новак Джокович и Рафаэль Надаль. Это была их уже шестая очная встреча в текущем сезоне, в то числе вторая подряд в финалах турниров «Большого шлема», и в пяти предыдущих случаях Рафа ни разу не уходил с корта победителем. Матч, как и положено финалу, получился затяжным и зрелищным, но не слишком драматичным или интригующим. Очередная победа Джоковича стала не просто заслуженной – она выглядела неотвратимой.

Соперники, предчувствуя, что мероприятие затянется, начали матч в невысоком темпе, но без особой разведки. Пока Джокович продолжал ловить отблески полуфинальной феерии, Рафа взял один из наиболее спокойных в матче геймов на своей подаче, а следом прихватил и подачу серба. Испанец был сконцентрированным и предельно заряженным на результат, Новак выглядел благодушно, как предводитель секты на вступительном собрании, и играл так же, рассыпая ошибки словно агитационные проспекты. Впрочем, намбаван локальной неудачи просто не заметил и довольно оперативно напомнил собравшимся, кто есть кто. Для этого Джоковичу не потребовалось извлекать кроликов из шляпы – он просто до посинения лупил Рафе под бэкхенд, причем испанец начинал синеть первым, и даже цвет игровой формы не мог служить ему оправданием. Надаль был так зачарован перфомансом Новака, что безропотно вложил в общак сербской секты шесть геймов подряд. Описывать отдельные розыгрыши не имеет смысла – все они развивались по схожему сценарию. Чья-либо подача, глубокий удар серба под заднюю линию, нейтральный ответ Рафы и далее форхенд/бэкхенд Ноле под право левше. Рафа три-четыре раза вменяемо возвращает подобием слайса, после чего получает все в ту же точку пятый, шестой, седьмой и т.д. удары Джоковича. Действо заканчивается либо аутом/сеткой в исполнении испанца или в лучшем случае коротким мячом, который Джокович забивает Рафе под тот же многострадальный бэкхенд, – в первом сете правую от себя часть корта серб не использует в принципе.

В шахматной терминологии есть понятие «цугцванг» – это такая позиция у одного из соперников, когда абсолютно любой ход является проигрышным и лишь ухудшает положение. Вот этот самый цугцванг накрыл Рафу с головой. Задавить темпом не получается, напугать вращениями – тем более, поразить сменой направлений – и подавно. Бэкхенд порядком изнасилован и не годится для атаки, а форхенд как забрали посмотреть на фейс-контроле, так и не отдают.

Второй сет до счета 4:2 был похож на первую партию больше, чем братья Брайаны друг на друга. Впав после выигрыша стартового сета в нирвану, Ноле вернулся к действительности при счете 0:2 и вновь пристроился к испанскому бэкхенду, который уже начинал истекать кровью. Федерер, по его словам, не имеет привычки смотреть финалы со стороны, но если швейцарец и наблюдал экзекуцию надалевского бэкхенда, то уж точно сидя в кресле и бросая бумеранг. О чем он думал в этот момент, неизвестно, потому что Роджер очень воспитанный и никому ничего не сказал.

Третий гейм второго сета длился больше, чем перерыв футбольного матча, – выиграть Новаку удалось лишь с шестого брейк-пойнта, когда потерявший ориентацию в пространстве Рафа засадил смэш в сетку. В принципе это был шанс Надаля поменять картину мира, но он его не использовал, за что может сказать отдельное спасибо своей подаче – счет ровно фиксировался восемь раз, и ни разу подача не пришла на помощь испанцу. После этого опять некоторое время продолжался театр одного актера, пока серб, не желая прослыть законченным садистом, не включил фантазию и не начал наряду с давлением на бэкхенд периодически использовать укороченные, а изредка даже не брезговал направлять мячи Рафе под форхенд. Впрочем, расчувствовавшийся от подобных щедрот испанец с завидным постоянством направлял свой коронный удар в направлении семнадцатого ряда. Тем не менее послабления режима от Джоковича все же принесли свои плоды – Надаль сделал брейк и сравнял счет 4:4. После этого Рафе, правда, пришлось выполнять неприятную миссию в виде собственной подачи, которую он предсказуемо провалил. Зацепиться за тоже не ахти какую подачу серба испанцу было уже не суждено – 6:4 и 2:0 по сетам в пользу претендента.

Третий сет наконец-то начался со счета 1:1, а дальше началось горе от ума. Джокович – брейк, Рафа – ребрейк, через гейм Новак – брейк, Надаль – ребрейк. И хотя толку от брейков Надаля было меньше, чем от китайских противозачаточных средств, испанец в фазе подачи откуда-то извлек дополнительные ресурсы и заиграл очень прилично, основательно напрягая Ноле и справа, и слева. Намбаван к тому моменту значительно просел физически, плюс его явно беспокоила спина, так что играть на приеме сербу было проще, чем на своей подаче. Последний и казалось бы решающий брейк серб оформил при счете 5:5 и отправился подавать на чемпионат, но не осилил. Особенно запомнился розыгрыш при счете по пятнадцати, когда соперники, мелькая во всех частях корта, выдали маленький шедевр в три десятка ударов, увенчавшийся виннерсом с бэкхенда от Надаля и фирменным полушпагатом от Джоковича. После Новак заодно провалил и тай-брейк (3:7) и, кое-как взяв свою подачу в начале четвертого сета, вызвал на корт массажиста. Пока эскулап колдовал над топ-спиной, Надаль делал вид, что разминается и наблюдал за манипуляциями врача со смешанным чувством сострадания и невысказанной надежды.

Пройдя мазевой апгрэйд, Джокович еще немного похрустел костями и отправился на прием. Однако вместо интригующего продолжения Рафа внезапно, но вполне закономерно развалился. Нет, физически испанец готов был бегать еще не один час, но он выдохся эмоционально. Джокович моментально это почувствовал и додавил. 6:1 – и спустя четыре часа после начала поединка серб пополняет свою коллекцию титулов эксклюзивным экземпляром.

Играть против серба от себя Надаль не в состоянии, и в течение всего года он даже не пытается что-то сделать в этом направлении. Хотя возможно, и пытается, но результаты будут попозже. Подача не летит – во всяком случае далеко не так, как в прошлом году здесь же. На что вообще можно рассчитывать в матче с Джоковичем без хотя бы десятка эйсов? Надаль выполнил за весь матч два – причем не в критические моменты и не на ключевых очках – и даже их нивелировал тремя двойными. Рафа отдал свою подачу 11 раз и лишь в четырех геймах на подаче избежал игры на «больше-меньше».

Расшатать игру Ноле Рафа также не может – там, где начинает давать сбой план «беги быстрее – бей сильнее», испанец оказывается беспомощен. Он, конечно, стремится к модернизации, например, стабилизирует бэкхенд, но в глобальном смысле обыгрывать Джоковича ему пока нечем. Серб комфортно чувствует себя в темповых перестрелках с задней линии и играючи обрабатывает высокие мячи плюс обладает одним из лучших приемов в мире, во всяком случае о том, чтобы доставить Джоковичу проблемы своей подачей, Надалю остается лишь мечтать. Ноле – единственный игрок в туре, против кого Рафа вынужден форсировать атаку, так как не может перебегать и перекачать. В этом собственно тоже не было бы ничего страшного, если бы не одно «но» – Надаль в ментальном плане не атакующий игрок, не панчер, он не чувствует момент для укола интуитивно, как тот же Федерер. А когда испанец находит возможность для атаки, об этом становится известно и Джоковичу, поэтому в большинстве случаев эти попытки обречены.

И самое главное – Новак научился играть с Рафой так же естественно, как школьник-ботаник жует яблоко и штудирует второй закон Ньютона, параллельно одной рукой собирая кубик Рубика шестнадцатью разными способами. От игры против Рафы у Джоковича может заболеть спина, но никак не голова.

Правление царя Навуходоносора длилось 43 года. Столько новому императору мужского тура не осилить, но на 43 месяца вполне можно замахнуться. Фантастика? Но не Джокович ли в этом сезоне по-новому раскрыл нам значение этого слова?