10 мин.

Тренды-2011. Михаил Лихачев: «Глушаков уже просился в сборную по пляжному футболу»

- Несколько лет назад пляжный футбол воспринимали чуть не как шоу ветеранов. С чем связан сегодняшний взлет популярности?

– Однозначно с успехами сборной. Мы, наверно, из всех видов футбола достигли пока самых высоких результатов. По стране растет количество стадионов, площадок для пляжного футбола, все больше людей имеет возможность заниматься им. Определенное движение вперед есть, пусть не такое быстрое, как хотелось бы.

- Кем-то из президентов РФС – Мутко, Фурсенко – инициировался подобный толчок в развитии?

– И Виталий Леонтьевич, и Сергей Александрович оказывали и, надеюсь, будут оказывать поддержку нашей сборной, развитию пляжного футбола в стране. Здесь, безусловно, могу их только благодарить.

- Игроки еще недавно жаловались, что им приходится искать способы заработка в зимнее время.

– Уже не приходится. Сейчас они – настоящие профессионалы, и год фактически становится круглым в плане соревнований. Если раньше сезон заканчивался в начале октября и возобновлялся в конце апреля, то теперь по-другому. Только что вернулись с розыгрыша Межконтинентального кубка, а уже в середине февраля Москва примет Кубок Европы в закрытых помещениях. Пользуясь случаем, приглашаю наших болельщиков в «Лужники». Потом – клубный чемпионат мира в Бразилии, другие соревнования практически раз в месяц.

– Когда игроки сборной обратились за помощью к президенту – реакция последовала?

– За золото чемпионата мира каждому подарили по айпаду. Было приятно. Я понимаю, что если бы подобную победу одержали футболисты большой сборной – резонанс был бы совсем другой.

- Насколько у вас комфортные условия перед подготовкой?

– В основном пятизвездочные отели, очень хорошие. Летаем, конечно, не чартерами, а обычными рейсами. Но для нас на первом плане спортивная составляющая.

- Лимит на легионеров – проблема пляжного футбола?

– В нынешнем сезоне российский чемпионат был сильнейшим в Европе. У нас играли звезды мирового футбола: бразильцы Буру, Бруну Шавьер, Жоржиньо, Фернандо – все игроки сборной. Лучший игрок ЧМ-2009 – швейцарец Деян Станкович. Приток таких парней в любом случае способствует росту качества турнира. Сегодняшний лимит – три человека в клубе на сезон – по-моему, оптимальная цифра.

- За пляжную сборную Бразилии играют неудачники большого футбола или отдельная категория мастеров?

– Там многие проходят через пляжный футбол. Тот же Буру узнаваем у себя на родине, как Ромарио, допустим. К нему подбегают в аэропорту, фотографируются, узнают. Совершенно особенное отношение к пляжному футболу, нежели в остальном мире. В Бразилии пляжный футбол – третий вид спорта после футбола и волейбола.

- Что собой представляет скаутинг в пляжном футболе?

– Сложный очень вопрос. В нашем виде спорта играют парни, у которых не очень получилось наверху, в большом футболе. Но думаю, что те люди, которые к нам приходят, имеют все шансы проявить себя и там. Не на самом высоком уровне, но все же. К примеру, Егор Шайков играл за тульский «Арсенал», Андрей Бухлицкий выступал за тверскую «Волгу». Как таковых, школ пляжного футбола не существует, мы вынуждены прибегать к услугам «больших» игроков.

- Вы лично ездите кого-то отсматривать?

– Да. Жаль, в регионах этому вопросу не всегда уделяют внимание. Костяк сформировался, а хотелось бы видеть перспективную молодежь.

- А брать ее неоткуда?

– Ребят не так много, приглашаем их на расширенные сборы, чтобы могли тренироваться с опытными людьми, но пока им тяжело выдерживать конкуренцию. В ближайшее время надеюсь, что получится омолодить состав.

- Можете сопоставить уровень зарплат пляжников с «большими» футболистами?

– В командах-лидерах по пляжному футболу игроки получают примерно столько же, сколько в командах-середняках второго дивизиона.

- Тактическое занятие в пляжном футболе – какое оно?

– Последнее время стали много изучать соперников – и это дало плоды. 21 век – можно найти самое сложное видео. Хотя на ЧМ не смогли достать видео по сборной Нигерии, с которой играли первый матч в группе. Но мне удалось посмотреть их отборочную игру в африканской зоне. А потом перед ребятами, как в 60-е, полчасика фишки двигал, рассказывал о лидерах. Мы достаточно уверенно выиграли.

- В пляжном футболе есть свой Жозе Моуринью?

– Наверно, это я. Вы можете отнестись к ответу как к шутке. Моуринью всегда напоминает о своих титулах, а всеми титулами пляжного футбола владеем мы.

- Чему-то научились у Жозе?

– Может быть, когда-нибудь удастся поучиться его победам в большом футболе. Желание есть – это не перспектива ближайших двух-четырех лет, однако в дальнейшем попробовать бы хотелось.

- Начали бы с клуба второй лиги?

– Почему бы нет?

- Кто для вас – неудобные соперники? Вот та же Швейцария со Станковичем – вроде команда одного человека, но постоянно доставляет проблемы.

– Соглашусь – с ними всегда сложно. Вы правильно заметили: никак не можем справиться со Станковичем, он забивает нам три гола в финале Евролиги. Великолепный мастер, поражает его высочайший процент реализации моментов.

Еще выделю, как ни странно, Таити. На чемпионате мира до конца второго периода не могли им забить. Держались нули, в итоге победили по счету легко, а по игре – не очень.

- На каком турнире испытали самые сильные эмоции?

– Этот момент могу выделить очень легко. По регламенту на чемпионате мира первыми выходят тренеры, занимают места на скамейках, а потом начинается официальная церемония открытия матча, гимны и так далее.

Когда в день финала 11 сентября я пришел на свою скамейку, обменялся рукопожатиями с тогдашним тренером бразильцев, оглядел трибуны и подумал: вот он миг тренерского счастья. Испытал настоящий кайф. Даже все нервы куда-то исчезли. В том финале удавалось хорошо вести игру именно по заменам, по подсказкам – это все потом анализировал.

- Много народу посетило финальный матч?

– 5700 человек, по официальной статистике.

- В России столько не бывает?

– Когда мы выиграли домашний чемпионат Европы в августе, аншлаги были. Стадион вмещал, кажется, четыре с половиной тысячи.

- Что за публика заполняет арены?

– Не такая, как в большом футболе. Здесь более дружелюбная атмосфера, нет агрессии. За исключением одного матча в 2010-м на чемпионате Москвы, ничего жуткого не припомню. Тогда вспыхнула драка – видимо, кем-то спланированная акция. Даже страшно стало на какое-то время, но, к счастью, все быстро закончилось. В пляжном футболе ведь нет разделения на фан-сектора, все сидят вместе, рядом с детьми, женщинами.

- Из випов на трибунах кого-то замечаете?

– Слышал, что высокие лица государства следят за нашими успехами, смотрят матчи. В подтверждение слов могу сказать, что встреча президента страны с Ильей Леоновым и Андреем Бухлицким – для нас серьезный шаг вперед.

- Правда, что РФС рекомендовал вам не совмещать работу в сборной и клубе?

– Да, в феврале мне руководство спортивного департамента сказало, что тренер сборной должен быть освобожден от клубной работы.

- Быков и Захаркин, например, говорят, что им необходима клубная работа, чтобы быть в тонусе.

– Я тоже еще хочу поработать на клубном уровне. Но в спорте все определяется просто: если есть результат – значит, решение было принято правильное. Сложно о чем-то сожалеть.

- Среди отдельных игроков вашей команды очень популярны рэп и панк. А в раздевалке что звучит?

– Это только среди отдельных игроков, даже понимаю, о ком вы. Но в целом, наверно, очень удивлю болельщиков: на тренировки мы ездим под Ирину Аллегрову. Некоторым людям в команде хорошо за тридцать – они, скажем так, старой формации и любят более легкую музыку.

- Не было такого, чтобы в команде кто-то коренным образом не сошелся характерами?

– Мое глубокое убеждение: никогда не добьешься побед, если внутри команды нездоровый микроклимат. У нас такого нет и не было. И верю, что не будет. Мы – братья, работаем честно, чтобы не было стыдно друг перед другом и перед болельщиками. Стараемся для тех людей, у которых в жизни не так много радостей. Поверьте, это не громкие слова. Знаю всех ребят – они очень ответственно относятся к матчам.

- Вы сейчас пьете чай. Не Бухлицкий случайно подсадил?

– Хорошая у вас информация. Бывает, сидим с ним, беседуем об игре за чашкой.

- Что за чай?

– Он держит в секрете, наливает сам.

- Вы выглядите таким спокойным, даже странно. На поле так же себя ведете?

– Тяжело все удерживать в себе. Может, и не нужно. Бывает, конечно, что эмоции перехлестывают.

- Вытворяли что-то такое, чего потом стыдились?

– (после долгой паузы) Не припомню.

- Пороки большого футбола вроде договорняков свойственны пляжному?

– Пока нет. Еще не пришли в пляжный футбол деньги, которые могут так испортить людей. Искренне верю, что договорняки обойдут наш вид стороной.

- А проблемы судейства?

– Квалификация судей недостаточно высока, приходится иногда мучиться с ними. Но надо быть на три головы выше соперника – тогда никакой судья тебе не помешает.

- От кого исходила инициатива пригласить в команду Александра Филимонова?

– От меня. Увидел его игру на Кубке России и на одном из этапов чемпионата России – в Самаре, уже тогда задумался над его возможным приглашением. После того, как Саша блестяще отыграл суперфинал чемпионата России в Санкт-Петербурге, я ему сказал, что пора вновь примерять майку национальной сборной.

- Сейчас, помимо Филимонова, в составе есть кто-то из профессионалов большого футбола?

– Если вы имеете в виду игроков с именем, то, конечно, нет. Здесь уже, можно сказать, самые настоящие пляжники, взращенные нами.

- Работать со звездами – Смертиным, Филимоновым – тяжело?

– Меня сразу поразил их профессионализм. Стало огромным сюрпризом, как они умело адаптировались, как себя вели. Честно скажу, было неудобно, когда Смертин ко мне долгое время обращался на «вы». У нас же простые отношения в команде – я как-то подошел к нему и говорю: «Леш, ты давай это дело заканчивай». Он очень воспитанный, культурный, грамотный человек. Самые лучшие слова о нем могу сказать.

Знаете, недавно был на вечере, где награждали Дениса Глушакова как лучшего футболиста России, Елене Морозовой специальную премию вручали. Сказал, что если у кого-то есть скепсис – пожалуйста, 9 января, гала-вечер ФИФА: Хави, Месси, Криштиану Роналду, Леонов, Бухлицкий. По-моему, здесь сложно что-то добавить. Меня поддержали ветераны нашего футбола: Шустиков, Ловчев. Они-то понимают, как это все трудно достается.

- Правда ли, что перед вашим назначением рассматривалась кандидатура Эрика Кантона?

– Да. Эрик был одним из главных кандидатов, но случилось так, как случилось.

- Почему пляжный футбол популярен в Бразилии – понятно. А почему в Швейцарии, России?

– Здесь важна роль энтузиастов. У нас это, допустим, Сергей Анохин – председатель комитета пляжного футбола, который, по сути, привез вид спорта в нашу страну. Николай Николаевич Писарев, президенты футбольных клубов.

- Часто контактируете с Писаревым?

– Я его подчиненный. Он возглавляет спортивный департамент РФС, является старшим тренером национальной сборной, мы достаточно тесно общаемся. Благодарен Писареву за доверие.

- На Евро-2012 поедете?

– Хочется, к тому же есть определенные взаимоотношения с ребятами из команды. Но у нас тоже сезон, не до конца утвержден календарь. Будем отталкиваться от него. Желаю сборной удачи на турнире.

- А «определенные взаимоотношения» с кем конкретно?

– Когда еще работал старшим преподавателем кафедры физвоспитания Московского Государственного Индустриального Университета, довелось немножко поработать с Динияром Билялятдиновым. Совсем недавно познакомился с Денисом Глушаковым.

- В случае чего ждете их в своей команде?

– Глушаков уже просился.

Андрей Бухлицкий: «Гвозди попадались на всех полях, где я играл»

Сборная России выиграла Евролигу