4 мин.

Женя, Женечка и «Катюша»

Афинский триумф российской школы гимнастики, когда первые два места в личном многоборье, не обращая внимания на спортсменок из других стран, разыграли между собой Алина Кабаева и Ирина Чащина, требовал пекинского продолжения. И после ухода двух главных звезд из спортивной жизни в обычную главный тренер Ирина Винер принялась лепить чемпионок из тех, кто шел за лидерами.

Ольга Капранова и Вера Сесина с переменным успехом оправдывали надежды нашей «железной леди». Лучше была то одна, то другая. Но стать безусловным лидером – как российской команды, так и гимнастики в целом – не удалось ни той, ни другой. В какой-то момент – в середине 2006 года – на ковре в роли спасительницы репутации снова появилась Кабаева. Она тренировалась усерднее, чем когда-либо, а Винер убеждала себя и журналистов, что Алина сможет выступить не только в Пекине, но и в Лондоне. Однако попытка повернуть время вспять не удалась. Кабаева не поехала на чемпионат Европы-2007, получив накануне травму, а на чемпионате мира-2007 выступила неудачно – якобы из-за простуды.

По иронии судьбы на том самом чемпионате Европы-2007 Кабаеву в спешном порядке заменила юная Евгения Канаева. Узнав о том, что едет в Баку буквально за неделю до старта, Женя готовила программы со скакалкой и булавами, но выиграла в итоге упражнение с лентой. В этом году на чемпионате Европы в Турине Канаева стала уже абсолютно лучшей, тем самым забронировав за собой путевку в Пекин. Ирина Винер излучала спокойствие и уверенность.

Журналисты, как байку, передавали из уст в уста фразу главного тренера сборной о том, что разница между Кабаевой и Канаевой – всего одна буква. Винер еще предстояло определить вторую гимнастку для выступления в Пекине, но Канаева была настолько сильнее остальных на Евро, что об этом уже можно было не волноваться – побеждать на Олимпиаду отправлялась именно юная Женя.

И она это сделала. В первом упражнении квалификации Канаева уронила с ноги скакалку. Комментаторы телеканала «Спорт» в эфире запричитали, а вне эфира, забыв выключить микрофон, заслуженный мастер спорта Лидия Иванова озвучила свое «нехорошее предчувствие по поводу Канаевой». Мол, девочка перегорела, первая Олимпиада все-таки. А Женя спокойно и классно сделала обруч, а потом и остальные предметы. В финале же никаких серьезных, очевидных зрителям сбоев Канаева не допустила, оттанцевав свои композиции – от испанской скакалки до «Подмосковных вечеров» с лентой – легко и артистично; обворожительно, но сдержанно улыбалась, приветствуя зрителей в начале и в конце выступления.

В каждом из четырех видов она получала очень высокие оценки и к концу соревнований оторвалась от преследовательниц на 3,5 балла. И лишь после заключительной ленты эмоции чуть-чуть выскользнули из-под контроля – еще на ковре Женя едва не заплакала, понимая, что победила. А потом, счастливая и смущенная, благодарила в телекамеру тренеров – Веру Штельбаумс, которая и тренирует, и настраивает, и вообще 99 процентов успеха, и Ирину Винер, которая «выбрала, поставила меня сюда».

Вторая же выбранная Винер спортсменка Ольга Капранова напряжения Игр не выдержала, запоров упражнение с булавами. В первом же элементе она потеряла равновесие, а следом уронила предмет. Судьи такого не заметить не могли. 16,950 (при том, что за остальные виды Капранова ниже 18,050 не получала) – и прощай медальные перспективы. Даже разудалая и технически сложная «Катюша» с лентой не могла исправить положение. Тем более что главные соперницы наших девушек – украинка Анна Бессонова и Инна Жукова из Белоруссии – грубых ошибок не допускали. Они в итоге и стали олимпийскими призерами.

И если стабильная, но несколько блеклая гимнастка Инна Жукова серебром должна быть более чем довольна, то у Анны Бессоновой наверняка масса вопросов к судейскому корпусу. Все ее четыре программы смотрелись цельно, ярко и эмоционально, а на непросвещенный взгляд и очень технично (специалисты наверняка бы нашли недокрученный поворот или недотянутый носок, но такого рода помарки нашлись бы у всех – даже у Канаевой). Бессонова прекрасно чувствует ритм и умеет передать настроение музыки, даже работая с предметами и выполняя сложные элементы.

Однако то ли статус действующей чемпионки мира, то ли недавняя история с дисквалификацией тренера спортсменки Ириной Дерюгиной настроили арбитров на особую к ней требовательность. Даже искренне болевший за наших спортсменок Владимир Гомельский, интеллигентный и понимающий гимнастику комментатор Первого канала, не раз резюмировал оценки Бессоновой фразой «судьи излишне строги».

После третьего вида – упражнения с булавами – довольная своим выступлением Анна улыбалась в ожидании оценок, но лишь до тех пор, пока их не увидела и не услышала свист возмущенных выставленными баллами трибун. Украинская команда оперативно подала протест, судьи многократно пересмотрели программу на своих мониторах и расщедрились – на 0,050 балла. До серебра Бессоновой в итоге не хватило тех же самых пяти сотых. До золота была целая пропасть.

Автор – старший редактор журнала PROспорт