4 мин.

У нас не любят шоу

Воскресное противостояние между сборными России и США напомнило последний матч между этими командами, который состоялся восемь лет назад на Олимпийских играх в Сиднее. Тогда в четвертьфинале американцы, ведомые Кевином Гарнеттом, Винсом Картером и Джейсоном Киддом, в упорной борьбе (85:70) смогли сломить сопротивление коллектива Станислава Еремина, в котором выделялись и сегодняшние столпы сборной Захар Пашутин и Никита Моргунов.

Итоговая победа на той Олимпиаде стала для баскетболистов США последним крупным успехом на крупных международных турнирах, ознаменовав начало длительного периода безвременья и глобальных перестроек.

Дэвид Блатт подчеркивал важность спарринга с таким именитым соперником, хотя и признавал, что главные козыри постарается приберечь на решающие игры: «На победу играешь всегда, но это не главное. Не хотелось бы потратить победу над сборной США на тренировочный матч. Шанс обыграть такую сборную – один из ста. Лучше прибережем парочку сюрпризов для встречи в Пекине».

В отличие от литовского коллеги Рамунаса Бутаутаса, которого после крупного поражения от американцев упрекают в коварном намерении расслабить грозную «дрим-тим», Блатт явно отнесся к матчу с предельной серьезностью, рассматривая его как генеральную репетицию перед Олимпиадой. И настроил команду именно на конкретного соперника: «Американцы хотят играть в баскетбол наступательный, быстрый, со множеством перехватов, быстрых прорывов… Нужно замедлять темп, вынуждать их переходить к более поздним стадиям нападения, не совершать потерь».

Воплотить установку россиянам удалось лишь частично. Потерь хватало. И у Мони и Самойленко, и даже у Холдена, в начале не устоявшего перед прессингом Уильямса и допустившего в общей сложности пять осечек. При этом нельзя не признать, что защита российской сборной, несмотря на пропущенные 89 очков, оставила приятное впечатление. Особенно если сравнить ее с защитными построениями растерявшихся литовцев. Сократив количество потерь, сборной удалось заставить американцев играть в позиционное нападение, которое, в отличие от прошлых «товарняков» с Турцией и Литвой, частенько разваливалось на индивидуальные действия заокеанских мастеров.

Смешанная зонная защита временами доставила много неприятностей американцам, которые периодически могли противопоставить ей лишь трехочковые Кобе Брайанта и Майкла Редда (общий процент составил 53,8 – 7 из 13). В решающие минуты, когда атака совсем «стопорилась», лидерские качества проявлял Кобе, частенько легко пролезавший под кольцо россиян, даже несмотря на противодействие сразу нескольких оппонентов.

Но за исключением ряда огрехов баскетболисты сборной России заслужили твердую четверку за цепкость и самоотдачу. Важнейшим достижением явилось и то, что им удалось не допустить превращения встречи в цирковое шоу, которое мы наблюдали двумя днями ранее против той же Литвы. Немаловажным фактором этому послужила игра «больших», уверенно чувствовавших себя под кольцом против Ховарда, Боша и Бузера (выходившего на месте центра в заключительной четверти) – Майк Кшишевски в конце даже обошелся совсем из больших, сформировав «фронтлайн» из Джеймса и Энтони.

С нападением дело обстояло немного хуже. Как и в матче против Литвы, американцы уделяли большое внимание основному разыгрывающему соперников. В отличие от Ясикявичюса, «съеденного» Брайантом, Холден смотрелся неплохо, забив несколько важных мячей, в том числе и неоднократно «проваливаясь» под кольцо. Плотная опека Джея «на получении» привела к тому, что выполнять его функции приходилось партнерам, а получалось у них это с переменным успехом.

Наконец, бросилась в глаза особенная «заряженность» россиян, отличавшая их игру на чемпионате Европы, но лишь изредка осенявшая в последних товарищеских матчах. Ни мало не смущаясь звездным статусом соперников, не только повидавшие виды Кириленко, Пашутин, Моргунов и Холден, но и Кейру, Воронцевич, Каун и Сергей Быков вполне достойно противостояли плотной опеке, которую периодически предлагали американцы. Довольно резко начав (9:9 после прохода Кейру и «трехи» Моргунова), россияне закончили первую четверть, уступая 12 очков. Оставшееся время «звездно-полосатые», хоть и удерживали дистанцию в десять баллов, не могли развить преимущества.

Неплохой шанс сделать борьбу равной сборная России имела в третьей четверти, когда команда приблизилась к сопернику на расстояние 8 очков. Однако Дэвид Блатт заменил уставшего Кириленко, и Россия пропустила рывок сборной США, предрешивший исход матча.

Ссылки на «расхлябанность» американской команды и невнимательность при оборонительных действиях в защите выглядят не очень убедительными, если вспомнить, что Майк Кшишевски известен как ярый приверженец игровой дисциплины и вряд ли допустил бы халатность накануне решающих матчей. Вдобавок именно желанием сыграть строже в защите объясняется появление Тэйшоуна Принса, который редко выходил в предыдущих матчах.

Вообще оба тренера, скорее, решали локальные задачи, предоставив много игрового времени резерву (20 минут – у Воронцевича, 16 – у Быкова, 14 – у Кейру). Заранее подкладывая соломку, еще перед встречей с США Дэвид Блатт призвал не придавать большого значения итоговому результату, сказав: «Если товарищеский матч Россия проиграет, я все равно буду спать спокойно следующей ночью».

Игра команды, которая, по его словам, в ближайшие дни только наберет оптимальную форму и, вполне возможно, вернет в свои ряды Виктора Хряпу, внушила надежду, что почивать сегодня Блатту позволят заготовленные сюрпризы и неиссякаемый оптимизм, а не осознание того, что «главное на Олимпиаде не победа, а участие».

Россия – США – 68:89 (17:29, 14:17, 20:25, 17:18)

РОССИЯ: Холден (17 + 7 подборов), Быков (6), Моня (5), Кириленко (18 + 8 подборов + 4 передачи), Моргунов (4) – старт; Саврасенко (6), Кейру (4), Фридзон (4), Воронцевич (2), Пашутин (2), Самойленко (0), Каун (0).

США: Кидд (0), Брайант (19), Л.Джеймс (10 + 6 подборов), Энтони (17 + 7 подборов), Ховард (5) – старт; Уэйд (16), Дер.Уильямс (5 + 9 передач), Редд (6), Пол (4), Бош (3), Принс (2), Бузер (2).