5 мин.

Да здравствует король!

В субботу, 23 сентября, Владимир Крамник и Веселин Топалов - два чемпиона, два знаменитых гроссмейстера - сядут за шахматный столик, чтобы в открытом и честном бою выяснить, кто из них достоин звания абсолютного чемпиона планеты. Этому событию, призванному спустя почти 60 лет вновь объединить шахматное человечество под эгидой ФИДЕ, предшествовал красочный праздник на элистинском стадионе «Уралан».

 

Еще неделю назад в зале, где будут играть гроссмейстеры, кипели строительные работы, срок окончания которых несколько раз корректировался с учетом объективного положения дел. Однако, сознавая важность задачи, строители успели вовремя.

Впрочем, главная невысказанная, затаенная проблема - и руководства ФИДЕ, и организаторов, и главного арбитра - заключалась в ином: в том, чтобы впервые в истории обеспечить на шахматном соревновании по-настоящему действенный и надежный, исключающий какие-либо подозрения общественности антикомпьютерный контроль.

Дело даже не в том, что для подозрений были реальные основания, а в том, что атмосфера недоговоренности и связанных с ней домыслов могла уже в ближайшем будущем расшатать всю иерархию современных шахмат.

Не только на русскоязычных интернет-сайтах, но и в некоторых офлайновых газетах и журналах появились публикации, которые прямо обвиняли стремительно взлетевшего на вершины мировых рейтингов Веселина Топалова в применении так называемого цифрового допинга, то есть в использовании подсказок компьютера, и чемпион мира оказался в положении человека, вынужденного доказывать, что он не верблюд.

Вероятно, по принципу "клин клином вышибают" Топалов включил в состав своей команды не какого-нибудь тренера-психолога или психотерапевта, а самого натурального колдуна (так и написано в заявке).

Любопытно, что президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов официально подтвердил правомочность этого решения, заявив, что регламентом присутствие ведьм, колдунов и парапсихологов на матче не возбраняется, если они не нарушают общественный порядок.

Взаперти

Судя по всему, не склонный к мистике Владимир Крамник также не собирается оспаривать кадровое решение своего соперника. Ведь Владимира в отличие от некоторых шахматистов недавнего прошлого не слишком волнуют чьи бы то ни было телепатические способности.

Зато "компьютерная тема" продолжает оставаться в центре внимания, причем достаточно спокойные и выдержанные "антикомпьютерные" меры организаторов представляются не только своевременными, но и совершенно необходимыми, так как иначе - в наш высокотехнологичный век! - было бы трудно полностью доверять результатам как начинающегося матча, так и последующих чемпионатов мира.

Что же сделано в рамках этой программы? Во-первых, получилось так, что место проживания соперников и их тренерских групп - шахматный город «Сити-Чесс» - отстоит от игрового зала не на сто метров, как в Сан-Луисе, а приблизительно на два с половиной километра, что делает крайне затруднительной устойчивую радиосвязь с использованием миниатюрных устройств. Во-вторых, в турнирном зале и, что немаловажно, в его ближайших окрестностях будет категорически запрещено пользоваться сотовыми телефонами, а одна пока что не названная ростовская фирма собирается во время игры тщательно сканировать эфир. И, наконец, между зрителями и участниками матча опустят большой полупрозрачный экран, сквозь который участники зрителям будут прекрасно видны, а вот зрители участникам - нет...

Судейский кошмар

Перед началом любого крупного спортивного соревнования принято делать прогнозы. У кого из шахматных королей больше шансов на успех? Преимущество в ранее сыгранных партиях имеет Владимир Крамник. По разным подсчетам (можно учитывать или не учитывать разновидности шахмат, например блиц и "слепые") его превосходство составляет от восьми до десяти очков (примерно 30 на 20), однако две последние классические партии уверенно выиграл Веселин Топалов. Если судить по рейтингу, который обычно отражает нынешнее положение дел, впереди Веселин Топалов, уверенно занимающий первую строчку мирового списка. Однако за последнее время Владимир Крамник, выигравший супертурнир в Дортмунде, а до этого показавший абсолютно лучший результат на Всемирной шахматной олимпиаде, заметно поправил свои дела.

Поэтому рейтинг-прогноз, сулящий победу Топалову с разницей в два очка, также вряд ли стоит принимать всерьез. Участники русскоязычных интернет-форумов считают неявным фаворитом Владимира Крамника, а букмекерские оценки чрезвычайно близки к положению "пятьдесят на пятьдесят".

Примерно так же оцениваю шансы сторон и я, но в отличие от главного судьи матча голландца Гиссена могу не опасаться того, что, если 12 основных поединков закончатся со счетом 6:6, четыре быстрых (в ходе тай-брейка) - 2:2, а две первые блицпартии - 1:1, мне самому придется "выйти на ринг" и превратиться... в активного участника сражения.

Дело в том, что в этом случае судьба высшего шахматного титула должна будет решиться в одной-единственной блицпартии, которую белые (имея шесть минут) обязаны будут выигрывать, черных же устроит и ничья. При этом правила блица (т.е. официальные правила ФИДЕ) предусматривают такую штуку, как обязанность арбитра прекращать борьбу, если, по его мнению, один из участников злостно играет на время. А блицевая граница между игрой на время и обычной игрой на победу - вещь не просто зыбкая, но и весьма субъективная.

Конечно, вероятность подобного сценария ничтожно мала, но теоретически все может сложиться так, что своим волевым, а значит, небесспорным решением главному арбитру придется, по сути дела, отдать мировую шахматную корону одному из соперников. В оправдание столь необычного правила могу лишь заметить, что оно ничуть не хуже, чем, например, послематчевые пенальти в финале футбольного чемпионата мира. Что же до ночных судейских кошмаров, то хочется искренне пожелать, чтобы они никогда не стали явью.

Антиподы

Начинающийся матч уникален во многих отношениях. Ведь в нем встречаются не претендент с увенчанным лаврами чемпионом, а сразу два чемпиона мира, два короля, к тому же - два антипода, два шахматиста, отличающихся друг от друга по подходу к жизни и игре, как белое и черное!

Владимир Крамник - это мощный хладнокровный стратег, никогда не забывающий как об объективной ничейности начального положения, так и о том, что для общей победы в матче достаточно всего лишь... проиграть на одну партию меньше, чем соперник.

А вот Веселин Топалов на своем щите словно бы начертал знаменитый лозунг бразильской футбольной сборной времен Пеле и Гарринчи: "Вы нам забьете сколько сможете, а мы - сколько захотим!"

И именно это обстоятельство позволяет предсказать в Элисте захватывающее столкновение, которое обещает всему шахматному человечеству яркое и незабываемое зрелище!