6 мин.

Зубовный скрежет

Шайбу! Шайбу!

Матч хоккейной сборной – уж больно диковинное зрелище для Москвы. С одной стороны, это здорово взвинчивает болельщицкую ажитацию, с другой – не дает устояться внятным традициям боления за сборную. На Ходынке все совсем не так, как в «Сокольниках» или ЛДС ЦСКА. Никакой тебе агрессивно-настроенной молодежи и повсеместных сквернословий, зато много семейных пар с детьми и трогательных атрибутов ура-патриотического суппорта. У ювелирного магазина на нечетной стороне Ленинградки один проворный торговец за полчаса сбыл десяток российских флагов – по сотне за штуку. На Аллее хоккейной славы, ведущей к «Мегаспорту», цена флагов возрастала втрое и впятеро – в зависимости от размеров.

Наплыв неофитов породил спрос на такой болельщицкий артефакт, как дудки. От того, чтобы сойти с ума от их какофонического жужжания, спасало только то, что далеко не все новообращенные болельщики с ходу разбирались, как ими пользоваться. Таких новообращенных было в избытке: спонсорам турнира – например, «Шкоде» и «Авторадио» – на трибуне С отряжались целые сектора. Песнопениям, зазубренным зарядам, эффектным перформансам и прочим обыденностям футбольного боления на Ходынке места не нашлось. Все эти досужие «Россия! Россия!» и «Шайбу! Шайбу!», конечно, навевали консервативно-ностальгическую негу, но и какой-нибудь ироничный баннер на тему Полтавской битвы такому матчу, наверное, не повредил бы.

Арена «Мегаспорт» сейчас – одна сплошная реклама ЧМ-2016, на который посягает Россия. Огромные стяги, наклейки на бортах, баннеры в фойе и видеоролик, многажды прокрученный на видеокубе, – такие маркетинговые силы задействовались неспроста. В четверг стартовала официальная заявочная компания России и в «Мегаспорт» набилось невиданное число резидентов ИИХФ. «Голосуй за чемпионат мира 2016 в Москве и Санкт-Петербурге» – тонко намекала им рекламная мишура.

Аншлаг, аншлаг

Ненормированный рабочий день, пробки и другие ингредиенты столичных будней отсрочили фиксацию аншлага. Это только поначалу центральные сектора пестрили свободными местами, после первого перерыва их не осталось вовсе. Будто дожидаясь опаздывающих, команды набрали обороты лишь во втором периоде. Первый же вышел каким-то разогревочным и малособытийным. Показалось, что Матиаса Экхольма удалили на 16-й минуте скорее для проформы – дескать, надо же хоть кого-то удалить за целый-то период. На судейский реверанс Сергей Мозякин ответил голом.

Те, кто в перерыве заигрались в аэрохоккей и застоялись в очереди за горячей кукурузой, не верили своим глазам – в зачине второго периода команды дважды обменялись заброшенными шайбами. Вячеслав Быков особенно досадовал по поводу гола Никласа Перссона. Шайба нападающего «Нефтехимика» вывела его на рассуждения об изъянах российского хоккея:

– Понимаете, мы мало разговариваем на льду. Это проблема всего российского хоккея. Из-за недостатка информации и подсказок мы и пропустили первый гол. Нужно больше общаться на льду.

Обычно нордически спокойные скандинавы на этот раз не только бились и толкались, но даже кусались.

– Швед даже укусил меня за руку, – ошарашил журналистов Максим Афиногенов. – Раньше только в боксе Тайсон Холифилда кусал. Я совсем не ожидал такого.

Гастрономический выбор шведа можно понять – укусил он не абы кого, а чемпиона мира и призера олимпийских игр. Каков на вкус оказался нападающий сборной России узнать не удалось – личность шведского кусача осталась невыясненной.

Алексей Морозов, прознав об инциденте, опешил:

– Да ладно! Вы шутите? Неужели, правда? Пойду сейчас у Макса спрошу, что случилось.

Вячеслав Аркадьевич воспринял зубовный скрежет соперников спокойней:

– Надо нам тоже зубы наточить, – хладнокровно констатировал тренер. – Это сборная Швеции нас пока не уважает. Но мы им зубы-то пообломаем.

Игра в открытую

Шведского коллегу Быкова то и дело пытались поддеть – чего, мол, он не вызывает питерских сборников и вратаря Эрсберга. Пер Мортс парировал подобные вопросы комплиментами в адрес шведских кэхаэловцев.

– Я хорошо себе представляю возможности и Вейнхандля, и Мортенссона, и Франссона. Я бывал в Петербурге и наблюдал их игру воочию, но в этот раз я решил посмотреть в деле более молодых хоккеистов. Что же касается Эрсберга, подопечного Вячеслава Быкова, то его я знаю еще лучше – он же начинал у меня в «Вестеросе». Но суть в том, что Лив на данный момент – объективно сильнейший вратарь Швеции. Хотя и не исключено, что мы вызовем Эрсберга на следующий этап.

Неординарное решение взять тайм-аут посреди игры Мортс объяснил так:

– Наши игроки больше играли в «русскую рулетку», проваливались в центре, потеряли контроль над игрой.

Шведская сборная еще до старта турнира разослала журналистам, в том числе и российским, информационные письма с подробной информацией о своей команде. Кроме подробнейшей статистики по каждому игроку, шведы проинформировали СМИ о месте и времени их прибытия в Москву, предоставили полное расписание тренировок и по собственной инициативе снабдили журналистов прямыми номерами телефонов генерального менеджера и главного тренера. При всех заверениях российского тренерского штаба об открытости и готовности вести диалог, представить себе Вячеслава Быкова, раздающего всем желающим журналистам такую личную информацию, пока никак не получается.

По зубам

Сборная России, как и обещали тренеры, все-таки меняется. Появляются новые лица и игровые сочетания.

– Доволен тройкой Чурилова, – признался Вячеслав Быков. – Учитывая, что для ребят это по сути первый матч на таком уровне, их уверенная игра очень приятна.

Илья Никулин, прежде долгое время игравший в паре с Константином Корнеевым, теперь выходит на лед с Николаем Беловым.

– И как вам играется с Беловым? – спрашивали Никулина. – Вы же оба любите убегать в атаку.

– А мы по очереди.

Алексея Морозова спросили про взаимопонимание в звене, где к их неразлучной связке с Зариповым приставили Алексея Кайгородова.

– Мне очень понравилось с ним играть. Он дает много передач, выводит на ударные позиции. В общем, старается помочь нам забить.

Старался Кайгородов не зря – с его легкой руки Данис Зарипов, совсем недавно вернувшийся в игру после травмы, забил свой первый гол за сборную в этом сезоне.

Своей агрессивностью и напором шведам удалось сделать невозможное – сподвигнуть Сергея Мозякина на кулачный поединок. Техничный форвард не самый большой мастак в силовом хоккее, а уж выяснения отношений с применением грубой физической силы и вовсе не его стихия. Наглые шведы сначала резво набросились на неопытного в бойцовских делах Мозякина, но совсем забыли, с кем именно капитан «Атланта» играет в одном звене сборной. Два Александра, Гуськов и Радулов, у которых уже определенно чесались руки, быстро и умело преподали урок вежливости шведским оппонентам. Зубы им ломать пока не стали, но намек на это точно дали.

Швеция – Россия – 3:5 (0:1, 2:2, 1:2)

0:1 – 18 Мозякин (Корнеев, А.Радулов)

1:1 – 21 Перссон (Нильссон, Магнус Юханссон)

1:2 – 22 Афиногенов

1:3 – 23 Морозов (Н.Белов)

2:3 – 23 Фернхольм (Варг)

3:3 – 49 Себастиян Эриксон (Рундблад, Мелин)

3:4 – 55 Н.Белов (Морозов, Кайгородов)

3:5 – 60 Зарипов (Кайгородов, Морозов)

Вратари: Лив – Кошечкин.

16 декабря. 20.00.