6 мин.

«Локаут в КХЛ – это фантастика»

Компенсация Красоткину

Дмитрию Красоткину тридцать семь – и это очень серьезный человек. В начале ноября вместо гудков его телефон отзывался джинглом: «Если это по поводу налогов, кредитов, долгов, оплаты за газ, свет и воду, то меня нет и не будет!»

Трубку он тогда не брал неделю. За Дмитрия стало как-то тревожно: его же в октябре выставили из минского «Динамо» – и после этого ни весточки.

В середине ноября Красоткин уже сменил джингл – на диалог из «нашей раши» (как положено, с закадровым смехом). И наконец-то ответил на звонок. Поначалу ветеран уклончиво отвечал на вопрос о причинах разрыва контракта с Минском, но спустя несколько дежурных фраз («не моя компетенция», «не подошел тренеру Хьюзу», «не мне решать»), выпалил:

– По-моему, тренер не соответствовал уровню КХЛ. Не мое дело, конечно, но, мне кажется, он в «Динамо» свои интересы решал. Выгонять меня и приглашать людей, которые вообще непонятно где играли и заведомо ниже уровня КХЛ, – это странно.

– А профсоюз вам помог?

– В плане чего?

– Ну, у вас ведь контракт разорван по инициативе клуба.

– Да. Так я в любом случае по регламенту должен получить 2/3 от оставшейся по контракту суммы.

– Они рассчитались?

– Не рассчитались, а рассчитываются.

– Не отнекиваются?

– А они отнекиваться не будут. Я же в профсоюзе, а тут с этим все строго. Поэтому рассчитываются помесячно, равными долями. Обязательства Минск исполняет.

Контракт с «Динамо» Красоткин подписал в июне – и до лета 2009-го имеет право на компенсацию. Одно но – выплаты прекратятся как только он заключит соглашение с новым клубом. Пока у Дмитрия, по его словам, нет предложений, но завершать карьеру он не намерен.

Первые лидеры: Бардин и Харламов

Профсоюз, с которым уже считаются клубы, был рожден в апреле 2008-го. Главное – не использовать эту формулировку в разговоре с нынешним генменеджером «Авангарда» Анатолием Бардиным. Потому как Бардин считает, что настоящий профсоюз появился раньше – летом 2005-го. Он сам его и возглавлял.

– Как это – что мы сделали, – разочарованно отозвался Бардин. – Давайте посчитаем. Мы объединили 2/3 хоккеистов суперлиги. Мы помогли хоккеистам «Крыльев Советов» – им задолженность за четыре месяца выплатили. Мы помогли решить вопрос с выплатой зарплат в «Динамо» – там тоже деньги долго не платили. Мы помогли избежать дисквалификации хоккеисту Михаилу Грабовскому (если кто забыл, нападающий подписал контракты с «Динамо» и «Ак Барсом» – прим. Sports.ru). Так что дел было много. И Андрей Коваленко – глава сегодняшнего профсоюза – работал с нами.

Потом был профсоюз Александра Харламова: он объединял игроков и тренеров. Когда сыну великого нападающего предложили пост технического директора в профсоюзе хоккеистов КХЛ, он отказался. «Я не вижу себя в этой должности, – объяснял Александр Харламов «Советскому спорту» в майском интервью. – В новом профсоюзе появляются люди, ангажированные КХЛ, а этого быть не должно. Они активно пользуются тем, что профсоюз у нас – дело новое и не совсем понятное. Чем это впоследствии обернется для игроков – не знаю».

Когда корреспондент Sports.ru 20 ноября прочитал эти строки Харламову, он сказал:

– Это я говорил тогда. Какова ситуация на сегодняшний день – не берусь судить. Не потому, что я не хочу об этом говорить. Я бы рад вам что-то рассказать, но просто не владею информацией о том, кто сейчас работает там, чем занимается, какие проблемы они решают.

КХЛ растет вместе с оппозицией

Главой своей организации игроки избрали Андрея Коваленко. Ради того чтобы руководить профсоюзом, Коваленко решил завершить карьеру хоккеиста, в которой были олимпийские золото и серебро, второе место чемпионата мира и четыре победы в чемпионатах страны. С 38-летним Коваленко считаются. Вице-президент КХЛ Родион Тухватулин, роняя фразу: «Получается, мы сами воспитываем себе оппозицию», – тут же оговаривается: «Нет-нет, немного не точно выразился – сомневаюсь, что Коваленко это выражение понравится. Поэтому вы напишите так: мы – профсоюз и лига – растем совместно».

Тухватулин отвергает и предположение о том, что профсоюз для лиги карманен:

– Карманный профсоюз? Нет, что вы. Я вам приведу простой пример. На этот сезон действует рамочное, тезисное соглашение между объединением игроков и лигой. Этап подготовки этого соглашения совпал с периодом, когда мы массу – полторы с лишним тысячи – старых контрактов переводили в новые. Там затрагивалась куча всяких разных интересов. Встречи у нас с профсоюзом были каждый день – и это были жаркие споры. У Коваленко, видимо, тактика такая была: на каждую новую встречу он приводил с собой нового авторитетного человека: там были олимпийские чемпионы, обладатели Кубка Стэнли... И каждый приходил с новыми аргументами и идеями, которые тем не менее лежали в одном общем русле – и управлял этим руслом Андрей. Это было очень непросто. Ни о каких заигрываниях речи нет. Это не игра в профсоюз, это уже профсоюз.

Членом экспертного совета КХЛ является бывший глава НХЛПА Боб Гуденау – тот человек, которого мы должны благодарить за яркий сезон-2004/2005 в суперлиге. Это ведь возглавляемая им организация объявила тогда локаут в НХЛ. Минувшей весной Гуденау принимал участие в разработке договора между объединением работодателей и профсоюзом игроков КХЛ.

Забастовки не будет

Пока организация Коваленко не вступала в открытое противостояние с клубами. И это прежде всего от того, что в громких случаях игроки не просили защиты у профсоюза. Когда была ситуация с интервью Сушинского, Андрей сказал: «Чтобы решать этот вопрос, необходимо обращение Максима». Сейчас, в ситуации с конфликтом между Зиновьевым и «Ак Барсом», Коваленко тоже разводит руками: заявления, мол, от Сергея нет.

Один из лучших бомбардиров КХЛ Алексей Морозов возглавляет казанскую ячейку профсоюза и в позициях объединения хоккеистов уверен.

– Лига изначально была заинтересована в профсоюзе, но надо понимать, что мы – самостоятельная организация, – сделал акцент на слове «самостоятельная» Морозов. – Профсоюз в курсе всех дел игроков, у нас отлажен контакт. Насколько знаю, профсоюз уже помог нескольким игрокам решить сложности с клубами. Размер взносов я вам не скажу, это информация для внутреннего пользования.

– Тогда скажите – когда в КХЛ локаут будет?

– Да какой локаут – всех все устраивает. Пока мне сама возможность забастовки кажется фантастикой.

Пока так кажется всем – тем более, что профсоюз еще не был в бою с клубами. Глупо требовать от профсоюза непременно, с первых дней существования, ругаться с лигой и клубными боссами, но так уж вышло, что пока этого не произойдет – мы не поймем, чего стоит организация на самом деле.

– В ближайшие пять лет никакого локаута в КХЛ не будет, – говорит Александр Харламов. – Просто потому, что забастовка – это удар по самим хоккеистам, которые в ней будут участвовать. Никто не может дать гарантий, что в случае локаута хозяева клубов не наберут себе новые составы.