4 мин.

Алексей Трощинский: «Челиос у нас бы не выжил»

- Алексей, год назад Максим Сушинский, покидая «Динамо», заявил, что в свои тридцать с небольшим не в состоянии столько бегать на тренировках, сколько предлагает главный тренер команды Владимир Крикунов. Вы ведь тоже далеко не мальчик, но вновь собираетесь примерить бело-голубую форму. У вас что, здоровья больше?

- Почему же? Я знаю, что придется нелегко. У Крикунова действительно не самая простая предсезонка. Уже мысленно готовлю себя к его любимым «баллонам». Два человека садятся чуть позади, набрасывают на тебя вожжи, и тащишь их туда и обратно через всю площадку. Ничего не остается – только терпеть. После первых четырех недель нагрузок постепенно начнутся турниры, там уж полегче станет. Я всегда успокаиваю себя: гораздо хуже, когда по ходу сезона «физику» брать неоткуда. Вот тогда – да, очень скверное ощущение. Надо бежать, выигрывать, деньги зарабатывать. А не можешь – сил нет.

- Вы возвращаетесь в «Динамо» после двухлетней командировки в «Авангард». Могли еще остаться в Омске?

- У меня закончился контракт, а новый не предложили. Вот и вся история. Других вариантов, на самом деле, хватало. В «Динамо» я вернулся по двум причинам. Договор предложили сразу на два года. Когда тебе тридцать три – это очень весомый аргумент. И, конечно, семейный фактор сказался. Старшей дочери осенью надо идти в школу. Хочется, чтобы ребенок уже почувствовал, что такое дом. Понимаю, ей было тяжело – приходилось постоянно привыкать к новым людям. Только друзья появились – надо прощаться. Надеюсь, теперь разъезды закончились.

- То «Динамо», из которого вы уходили, стало чемпионом в локаутном сезоне. Как чувствуете, сейчас вы пришли в новую команду?

- Не думаю. Многие люди, тот же Крикунов до сих пор на месте. Вот если вы спросите, что изменилось вокруг самого клуба, тогда скажу – да, «Динамо» я не узнал. Новый президент Михаил Головков за год сделал очень много. Одна отремонтированная база в Новогорске чего стоит! Приехал весной туда с вещами – еле узнал. От руководителя в нашем деле очень много зависит. Очень хорошо, что Головков так горит желанием помочь «Динамо».

- Вы родом из Усть-Каменогорска. Летом были на родине?

- Да, заезжал к родителям на неделю.

- Интересно, что думают в Казахстане по поводу возможного расширения суперлиги?

- Могу точно сказать – интерес есть. Я как-то приходил на матчи, по-моему, первой лиги местного чемпионата. Во дворце сидело минимум четыре тысячи болельщиков. Пообщался со знакомыми ребятами. Они говорят: и гостиницы строятся, и деньги у команд появляются. Так что скоро команды из Казахстана вполне могут попроситься в российский элитный дивизион.

- Вы ведь в курсе, что в суперлиге вновь будете считаться легионером? Что думаете на этот счет?

- Я, честно говоря, уже запутался. В суперлиге каждый год новые законы. За Казахстан я последний раз играл в 2004 году на чемпионате мира в Праге. Говорят, должно пройти четыре года, чтобы я мог поменять хоккейное гражданство. Если так, видимо, еще год я буду считаться легионером. Самому смешно. Давно купил квартиру в Москве, друзей в столице уйма. А получается – гастарбайтер.

- Вы уже сами говорили о возрасте. Травмы дают о себе знать?

- Особо не жалуюсь. Правда, концовка прошлого сезона далась нелегко. Повредил бедро – доигрывал на уколах. В Омске доктора неплохие. Посоветовался с одним профессором, он выдал список рекомендаций на отпуск. Для начала поехал в Чехию, в Карловы Вары. Ходил в грязелечебницу, на физиопроцедуры. Сразу почувствовал себя лучше. А закрепить эффект решил поездкой на море. Две недели загорал с семьей в Греции. Плавание и солнце организму необходимы. В общем, с каждым годом стараюсь все больше следить за собой.

- Вместе с тем, ваш пыл на площадке с годами не идет на убыль. Иногда интересно: что вы периодически пытаетесь доказать судьям?

- Знаете, когда остынешь, самому бывает неудобно. Что поделать, эмоции. Порой на площадке ситуация выглядит иначе, чем с трибуны. Вдобавок, думаешь: и как судья этот момент просмотрел или зачем в другом месте свистнул? Естественно, заводишься. Только со временем я начал понимать, что судьи тоже могут ошибаться. Сказали свое слово и штрафы. В прошлом году в «Авангарде» Валерий Белоусов ввел наказания за десятиминутные дисциплинарные удаления – желающих поговорить с арбитрами тут же поубавилось.

- А ведь еще и симулянты встречаются. Не многовато их в суперлиге?

- Периодически попадаются. У нас ведь правила – не разберешься. Могут удалить и тебя за зацеп, и того, кто упал – за неспортивное поведение. Никогда не пойму такую трактовку. И люди встречаются разные. Один просто спотыкается и затем даже извиняется, мол, не нарочно. А есть товарищи, которые специально врезаются в тебя и начинают смотреть на судью. Фамилии называть не буду – лучше в игре лишний раз подловлю.

- Как думаете, в суперлиге когда-нибудь появится свой Крис Челиос, которому в 45 лет предлагают заключить новый контракт?

- Непростой вопрос. Пожалуй, в ближайшие годы – нет. У нас еще много стереотипов, касающихся возраста. И система тренировок больше рассчитана на молодежь. Андрей Марков мне давал почитать конспекты энхаэловских занятий. Там в основном штанга и велотренажер. В «Авангарде» был чех Вацлав Новак. Он рассказывал: в экстралиге готовятся циклично – две недели пашут, две отдыхают. А у нас – «баллоны», кроссы. Попробуйте заставить Челиоса пробежать в жару десять километров на время! Он бы просто не выжил.

Константин ИВИГИН