9 мин.

7 лучших хоккеистов из России в истории АХЛ

7 – Виктор Гордиюк, нападающий

Реальнейший шанс закрепиться в «Баффало» был у Гордиюка осенью 1994-го. Его наигрывали с Могильным и ЛаФонтеном в первом звене, и в предсезонке эта тройка показывала неплохой хоккей. Но грянул локаут – наступил перерыв – а в январе ЛаФонтен уже был травмирован, и все связи разрушились.

В истории фарм-клуба «Сэйбрс», «Рочестера», Гордиюк оставил более заметный след. В дебютном сезоне он стал лучшим бомбардиром команды в плей-офф (9+9 в 17 матчах), сыграв с ней в финале Кубка Колдера, а за два следующих года забил свыше 60 голов и набрал 133 очка. После ухода из «Баффало» в 1995-м он выиграл Кубок Тернера с «Ютой» (ИХЛ), после чего со спокойной душой уехал в Германию.

Цитата: «Техничных игроков в «Баффало» хватало. Александр Могильный, Пэт Лафонтен, Дэйв Андрейчак – взрослые и маститые игроки, которым в атаке и доверял главный тренер, порой не замечая молодых. А играть в четвертой тройке, с «бойцами», было просто тяжело. Поэтому, когда меня отправляли в клуб «Рочестер» мне было только приятно. Ибо там я получал больше игрового времени, набирался опыта» (Виктор Гордиюк в интервью официальному сайту «Химика»).

6 – Олег Петров, нападающий

В начале 90-х европейцев без выдающихся физических данных или/и одностороннего соглашения в НХЛ особенно не жалели, отправляя при первой возможности в фарм-клуб обрастать мясом и привыкать к силовому хоккею. Сей участи не избежал и Олег Петров – нападающий скоростной и техничный, но далеко не богатырской комплекции. Конкурировать со звездами «Монреаля» Леклером, Дени Савардом, Беллоузом и Дамфуссом молодой армеец не мог, а вот в фарм-клубе «Канадиенс» он быстро стал лидером. В первом же сезоне он забил 30 шайб, включая 4 кубковые, а весной 1996-го перед отъездом в Швейцарию на его счету значились 155 (64+91) очко в 146 матчах или более балла за игру в среднем.

Ну а своей хоккейной мечты – места в основе «Монреаля» и контракта с шестью нулями – Петров в итоге добился. В сезоне-2001/02 он вместе с Саку Койву даже стал лучшим бомбардиром команды.

Цитата: «Жил недолго вместе с Дональдом Браширом. Славный парень. Один недостаток – храпел. Да так, что у меня кровать тряслась. Ремнями надо было привязываться, чтоб с нее не рухнуть. И после нескольких бессонных ночей я попросил другого соседа» (Олег Петров в интервью «Спорт-Экспрессу»).

5 – Алексей Егоров, нападающий

Росточку и умения толкаться не хватало и другому российскому легионеру Алексею Егорову, которому к тому же немного не повезло с тренером. В 1997-м, когда воспитанник питерского СКА созрел для игры на уровне НХЛ в «Сан-Хосе» пришел Дэррилл Саттер, поменявший стиль «акул» с комбинационного европейского на любимый форчек. Егорову оставалось ехать из Калифорнии в Кентукки и играть за местных «Фроублэйдс». В первом сезоне за фарм-клуб он набрал 58 (26+32) очков, а во втором поднял планку до 84 (32+52) баллов, причем в середине чемпионата-1997/98 в списке бомбардиров он уступал только Стивену Гуолле. Матч звезд АХЛ форвард начал в первой пятерке команды США, рядом с ним, к слову, был и малоизвестный тогда защитник Здено Хара, только начинавший карьеру в Америке.

«Ради бога, только не пишите, что Егоров уже суперзвезда! Ему еще много работать» – просил у журналистов коуч калифорнийцев Джим Уайли в феврале 1996-го, когда Алексей сделал хет-трик в игре с «Калгари». В НХЛ после того матча он больше не забивал. Не дождавшись предложения от «Шаркс», нападающий вернулся в Россию, затем пытался пробиться в «Атланту», немного поиграл в Германии…. Весной 2002-го после драки с наркодилерами он выпрыгнул из окна третьего этажа. Российский рекорд результативности в АХЛ (84 очка) по-прежнему принадлежит ему.

4 – Владимир Воробьев, нападающий

В отличие от большинства соотечественников Воробьев собрался в Америку не сразу после драфта или по первому звонку агента, а в довольно солидном возрасте – почти 25 лет – когда тянуть было уже нельзя. В «Рейнджерс» его динамовские заслуги (золото и два серебра за три года), естественно, не интересовали, и большую часть своей легионерской карьеры форвард провел не на Манхэттане, а в Бинхэмптоне и Коннектикуте, где базировались дочерние команды ньюйоркцев.

Реклама 18+

Три сезона подряд с учетом плей-офф он набирал в АХЛ свыше 50 очков, а весной 1998-го, играя с Марком Саваром, забил 11 кубковых голов. Эта связка могла выстрелить в составе «Рейнджерс», но ни тот, ни другой там толком не играли. Сам Воробьев говорил, что виноват Марк Мессье, невзлюбивший очередного русского в команде; по мнению же Дона Мэлоуни, руководившего «Хартфордом» в те годы, Воробьеву катастрофически не хватало жесткости и стабильности. «С такой игрой надо забивать по 80 голов, чтобы приносить команде пользу», – объяснял генменеджер «Уэйлерс» невызовы Владимира в НХЛ.

Зато ему удалось сыграть в Матче звезд, пусть не таком крутом, как в НХЛ, но весьма богатом на громкие имена. Партнерами и соперниками Воробьева были Даниэл Бриэр, Брендан Моррисон, Гандзуш, Каллен, Пандолфо, Хара, Даниил Марков и Брайан Буше.

Цитата: «По слухам, из команды меня «сплавлял» Марк Мессье. Это мне Леша Ковалев рассказал. Не знаю, верить или нет, но авторитет у Марка, конечно, огромный, и он, возможно, влиял на кадровую политику клуба» (Владимир Воробьев в интервью «Спорт-Экспрессу»).

3 – Артем Анисимов, нападающий

В 2007-м, когда ярославец приехал в «Рейнджерс», ему не было и 20 лет, а в центре у «синерубашечников» рубились мультимиллионеры Скотт Гомес (тогда еще забивавший) и Крис Друри (тогда еще здоровый), более опытный Брэндон Дубински и спец по вбрасываниям Блэйр Беттс. Выдержать такую конкуренцию Анисимов не мог при всем желании, поэтому без школы АХЛ было не обойтись. Учеником Артем оказался весьма прилежным: 16 голов и 43 очка в дебютном сезоне, 37 голов и 81 очко на второй год (оба результата в топ-5 лучших). В 2009-м его позвали на Матч звезд лиги, и именно он забросил победную шайбу, добавив к ней еще две результативные передачи. Томить такого парня в фарм-клубе «Рейнджерс» долго не могли, и следующий сезон полезный форвард полностью провел в НХЛ.

Интересно, что в один год с Анисимовым немногим хуже в АХЛ дебютировали Александр Никулин, Илья Зубов, Николай Лемтюгов и Вячеслав Трухно. На четверых они провели в НХЛ меньше 15 матчей.

Цитата: «Я был в шоке, что не надо сумки таскать. Ты в аэропорт приезжаешь на своей машине, а вещи, баулы – все само путешествует. Тебе надо быть, например, в 4 часа в раздевалке, и твое дело – быть там. И все» (Артем Анисимов в интервью Sports.ru).

2 – Евгений Наместников, защитник

Действующий рекордсмен среди российских игроков в АХЛ по числу набранных очков и поменянных клубов. С 1993 по 2000-й Наместников успел сыграть за «Гамильтон», «Сиракьюз», «Лоуэлл Лок Монстерс» и «Хартфорд», и это не считая команд НХЛ, куда его периодически вызывали («Ванкувер», «Айлендерс», «Нэшвилл») и коротких командировок в ИХЛ («Юта», «Милуоки»). Если бы не травмы, которых у защитника за карьеру набралось не меньше, чем у Даниила Маркова или Александра Карповцева, Наместников наверняка заиграл бы в Национальной хоккейной лиге.

В фарм-клубах он всегда бы на хорошем счету, и даже считался одним из ведущих оборонцев АХЛ. 4 года подряд Евгений набирал не менее 30 очков, трижды забивал свыше 10 голов, а в 1997-м сыграл в Матче звезд лиги.

Цитата: «У меня были большие шансы, и я сам подумал, что уже смог закрепиться, когда играл в «Ванкувере». Но в первом матче плей-офф получил травму и следующий сезон начал в «фарме». Когда перешел в «Айлендерс», несмотря на односторонний контракт, с первых же дней оказался в низшей лиге. Отыграл там 20 матчей, снова получил травму, причем на тренировке. Самое обидное: знал наверняка — после той тренировки меня поднимут наверх. После этого пробиться в НХЛ так и не удалось» (Евгений Наместников, «Советский спорт»).

1 – Роман Оксюта, нападающий

А вот кому здоровья было не занимать, так это Оксюте. Центнер веса, почти 190 сантиметров, широченные плечи – не зря его прозвали мурманским «мамонтом». В «Эдмонтон» из «Химика» он уехал в январе 1993-го, в самый разгар сезона в НХЛ, и «нефтяники» для начала решили отправить его в фарм-клуб. На то, чтобы привыкнуть к жесткому, временами, жестокому хоккею АХЛ, Оксюте понадобилось меньше недели. Он сразу же стал много забивать, завершив чемпионат с 26 голами в 43 матчах, а в плей-офф одного из лидеров «Кэйп Бретон Ойлерс» было не остановить. Набрав 28 (9+19) очков в 16 матчах он стал третьим бомбардиром Кубка Колдера, приложив руку к вечному рекорду Билла Макдугалла (52 очка в плей-офф). Они были напарниками по звену и немалую долю очков набирали с помощью друг друга. Более того, Оксюта забил сразу 5 победных голов (еще один кубковый рекорд АХЛ), а его команда выиграла Кубок Колдера, победив в финале «Рочестер» Гордиюка.

В сезоне-1993/04 мурманчанин принесет дочерней команде «Ойлерс» еще три десятка голов, но играть с такой же эффективностью в НХЛ у него не получалось. Дмитрий Миронов говорил, что никогда не видел более странного и нестабильного хоккеиста, чем Оксюта, по словам тренеров «Эдмонтона», Роман приезжал в тренировочный лагерь с 5 килограммами лишнего веса, а в «Анахайме» его гоняли за нежелание бороться у бортов. Из «Питтсбурга» нападающий и вовсе ушел со скандалом. Его отправили перевоспитываться в ИХЛ, а он разорвал контракт и уехал в Норвегию.

Цитата: «Когда мы перетащили его в «Анахайм», Романа поставили в первое звено с Кария и Селянне. Казалось бы, вот он, шанс! Но Оксюта сам же все испортил. Тоже ленивый» (агент Виктор Нечаев, «Спорт-Экспресс»).