7 мин.

Легенды чемпионатов мира. 50-е и 60-е

Сет Мартин (Канада)

Годы: 1961, 1963 – 1964, 1966 – 1967.

Титулы: Лучший вратарь ЧМ-1961, 1963, 1964, 1966. Чемпион мира 1961.

Почему не Коноваленко? Исключительно потому, что нашему голкиперу (который, к слову, считал Мартина образцом в этом искусстве) добавляли надежности несравненные защитники: Сологубов, Трегубов, Рагулин, Кузькин, Давыдов, Васильев, Лутченко etc. Канадец, даже если ему и снился когда-нибудь такой заслон, старался поскорее проснуться, чтобы не забивать голову несбыточной фантазией. Чаще всего Мартин отдувался за всю Канаду в одиночку – он был таким непробиваемым, что казалось, мог одновременно ловить две шайбы. Не случайно почти на всех чемпионатах, где он выступал, у ИИХФ (тогда еще ЛИХГ) не возникало сомнений, кого провозгласить идеальным вратарем. Да и в 67-м он был прочнее прочих, но приз отдали американцу Ветцелю, который героически выволок безобразную сборную США на пятое место.

Лучший турнир. Самый первый. На чемпионате-61 только американцам удалось отворить ворота Мартина дважды (его сменщику за 15 оставшихся минут встречи они успели забить столько же). Швеция, Чехословакия и в «золотом матче» Советская Россия довольствовались одним голом каждая.

Лучший матч. Предпоследний. 27 марта 1967 года за тур до финиша сборные СССР и Канады определяли чемпиона. Преимущество наших было грандиозным, но Мартин бился насмерть. Распечатать его смог только… собственный защитник Карл Брюэр (у нас его тогда величали Бревером), причем в донельзя глупом эпизоде. Анатолий Фирсов отправился меняться, около борта повстречался с шайбой и отшвырнул ее от себя, не глядя, в зону соперника. Брюэр неловко махнул клюшкой, она взмыла воздух, приземлилась оторопевшему Сету на спину и свалилась в сетку.

Альтернатива. Конечно, Коноваленко.

Николай Сологубов (СССР)

Годы: 1955 – 1961, 1963.

Титулы: Лучший защитник ЧМ-1956, 1957, 1960. Чемпион мира 1956, 1963.

Анатолий Тарасов, перелистывая однажды свои блокноты, обнаружил, что Сологубов в паре с Иваном Трегубовым не проиграл на чемпионатах мира ни одного микроматча, хотя всегда действовал против первых троек. Он же много позже признавался, что поставить в один ряд с Николаем может только Васильева, Фетисова да Касатонова – и никого из легендарного поколения 60-х. К портрету лучшего защитника той эпохи остается добавить только, что он еще и стал новатором – первым в Европе игроком обороны, кто после отбора шайбы не вышвыривал ее из зоны или ближнему партнеру, а немедленным острым пасом начинал ответную атаку.

Лучший турнир. Чемпионат мира-57 в Москве. Защитник Сологубов на нем переквалифицировался в бомбардира, забивая практически в каждом матче и при этом четко выполняя прямые обязанности. В игре с поляками он добился «хет-трика», а в решающей встрече против Швеции довел счет до 4:2, и если бы в третьем периоде не уходил с площадки, сборная СССР, наверное, выиграла бы золото.

Лучший матч. Таковых было два – против Канады и США на финише Олимпиады-56, где одновременно разыгрывались звания чемпионов мира и Европы. Заокеанские гости впервые наткнулись на столь явное и откровенное неуважение: за 120 минут Сологубов не допустил к воротам тезки Пучкова ни тех, ни других, а некоторых особенно дерзких размазал по бортам.

Альтернатива. Иван Трегубов, лучший защитник ЧМ-1958 и 1961. Единственный из тех времен, кого можно приравнять к Сологубову.

Александр Рагулин (СССР)

Годы: 1961, 1963 – 1973.

Титулы: Лучший защитник ЧМ-1966. 10-кратный чемпион мира.

Рагулин в отличие от Сологубова был чистым разрушителем, но в своем амплуа был неподражаем. Огромный, монолитный, он раскидывал в разные стороны канадцев, не говоря уже о скандинавах с чехами, как киношный Портос гвардейцев кардинала. Из-за внушительных габаритов Рагулин был не очень быстрым игроком, зато тонко чувствовал позицию и интуитивно угадывал развитие ситуации. Переиграть его один в один считалось подвигом – не говоря уже о том, чтобы создать хотя бы видимость равновесия в силовой борьбе. Да, возможно, в плане технического мастерства Александр Палыч уступал многим – и не только партнерам, но и соперникам. Зато не было у публики более любимого защитника, такого завораживающе гигантского. Неудивительно, что всего лишь раз став кавалером чемпионата на своей позиции, он в пять раз чаще – с 1963 по 1967 – включался в символическую сборную, определяемую голосованием журналистов.

Лучший турнир. Любляна-66. За весь чемпионат сборная СССР пропустила 7 шайб, причем в двух определяющих встречах с Канадой и Чехословакией – одну. Надо ли долго вычислять, каков вклад Рагулина в этом результате? А еще он неожиданно для всех занял 11-е место в списке самых результативных игроков (4 гола, 2 паса).

Лучший матч. «Завуалированный финал» Олимпиады-68 (в который опять же внедрили чемпионат мира и Европы) с Канадой, выигранный нашими – 5:0. Вообще-то принято считать, что это был бенефис Коноваленко – но в одиночку, без Рагулина и партнеров он вряд ли бы остался «сухим».

Альтернатива. Франтишек Тикал (Чехословакия), лучший защитник ЧМ-1964 и 1965. Скажем так: у сборной ЧССР с ее знаменитой обороной было одно гарантированное место в этом топ-листе, и по совокупности заслуг оно было отдано Тикалу.

Анатолий Фирсов (СССР)

Годы: 1964 – 1971.

Титулы: Лучший нападающий ЧМ-1967, 1968, 1971. Лучший бомбардир ЧМ-1967, 1968, 1969, 1971. 8-кратный чемпион мира.

Самое важное свойство Фирсова: во всех ключевых встречах он был на виду, впереди или рядом с первыми, и выигрывал подчас не просто матчи, а целые чемпионаты. С 1967-го по 1971-й какой турнир ни возьми – везде в главных сражениях у Анатолия есть гол или пас, а чаще то и другое, и нередко победные. Если перечислять и рассказывать эпизоды, получится еще один текст. Поэтому просто поверьте – хотя бы тем людям, кто назначал его в «Олл старс» чемпионатов все те пять лет, с 1967-го по 1971-й. Надо еще добавить, что в 72-м, когда Олимпиады и ЧМ разделили, Фирсов завоевал олимпийское золото, а на мировое первенство не поехал – и впервые за 10 лет сборная СССР его проиграла.

Лучший турнир. Олимпиада+ЧМ-68. Фирсов забивал почти во всех матчах, обеспечил победу над шведами, приложив клюшку ко всем трем голам, а в уже замеченной игре с Канадой открыл и закрыл счет.

Лучший матч. Можно было бы еще раз произнести «Канада – 5:0», но для разнообразия пусть здесь значится игра с Швецией на ЧМ-71 (8:0), ознаменованная 4 фирсовскими голами.

Альтернатива. Константин Локтев, лучший нападающий ЧМ-1966, лучший бомбардир ЧМ-1957.

Свен Тумба Юханссон (Швеция)

Годы: 1952 – 1958, 1960 – 1966.

Титулы: Лучший нападающий ЧМ-1957, 1962. Лучший бомбардир ЧМ-1963, 1964. Чемпион мира 1953, 1957, 1962

Прозвище «Тумба», идеально рисующее образ этого громоздкого и незыблемо устойчивого шведа, ему дали еще в юные годы – а в зрелом возрасте он вписал себе кличку в паспорт как фамилию. На первый свой турнир (Олимпиаду-52) Юханссон приехал в 20 лет, на последний – в 34, и стал, по сути, олицетворением истории чемпионатов мира 50-60-х. Он привел Тре крунур к сенсационному триумфу в 57-м и 62-м (золото 1953-го не в счет, тот турнир из-за неявок Канады, США, отказа от дебюта сборной СССР и досрочного отъезда на родину чехословаков получился ненастоящим), да и в 63-м Юханссон и Швеция должны были побеждать. То есть, Тумба лично, своими руками крушил и советскую систему, и канадский принцип присылать в Европу сильнейший любительский клуб – он просто лучше всех играл в хоккей, как Марадона в 86-м в футбол.

Лучший турнир. Московский чемпионат 1957 года.

Лучший матч. Решающий матч того первенства со сборной СССР (4:4). Юханссон тогда не забил, но зато трижды помог отличиться партнерам по звену Эрлингу Линдстрему и Эйлерту Меетя. В той игре Тумба перехитрил самого Тарасова: он увозил своего опекуна к другому защитнику, и получалось, что те сторожили грозного шведа вдвоем, тогда как кто-то из его партнеров оставался открытым. Знаменитый тренер так и не придумал, как разгадать этот фокус.

Альтернатива. Вячеслав Старшинов, лучший нападающий ЧМ-1965.

Всеволод Бобров (СССР)

Годы: 1954 – 1957.

Титулы: Лучший нападающий ЧМ-1954. 2-кратный чемпион мира.

Можно ли сделать разумный выбор между Борисом Майоровым и Вениамином Александровым? А поставить кого-либо из них выше Боброва? Наверное, можно, но не в этот раз. Конечно, играли Майоров с Александровым посильнее старшего товарища, все-таки хоккей за десяток лет ушагал далеко вперед, и вместе с ним лучшие хоккеисты. Но Бобров – это не просто славная история, это – легенда. В общем, если не знаешь, кого назвать лучшим – называй самого уважаемого, не ошибешься.

Лучший турнир. Чемпионат мира 1954. Тот самый, по ходу которого отцы хоккея рисовали Боброва на карикатурах первоклашкой, слушающим урок канадского учителя, а Всеволод в решающей встрече рассказал им целую хоккейную науку.

Лучший матч. Тот самый, с Канадой в 54-м. Не потому, что Бобров там по-особенному блистал (на его счету всего 1 гол), а потому что после нее ему первому из советских капитанов вручили Кубок мира.

Альтернативы. 1) Борис Майоров, лучший нападающий ЧМ-1964 (тренеры сборной СССР передарили приз защитнику Эдуарду Иванову), лучший бомбардир ЧМ-1961. 2) Вениамин Александров, лучший бомбардир ЧМ-1966.

* Автор – редактор журнала «PROспорт»