6 мин.

В пользу искусства

Женщины

В мире сейчас не так много фигуристок, способных выиграть чемпионат мира – раз, два, три и обчелся. Японки Мао Асада и Мики Андо, да кореянка Ю-На Ким – вот и все, пожалуй. Московский чемпионат этот список укоротил на треть довольно быстро – Асада подтвердила закономерность всех своих неудач текущего сезона еще в короткой программе, а в произвольной выступила если и лучше, то не на много. Отточенное, вышколенное катание, ощущение простоты и легкости исполнения самых сложных элементов по-прежнему при ней, а вот безупречность и стабильность куда-то запропастились.

Выступавшая в предпоследней разминке теперь уже бывшая чемпионка заслужила от судей массу упреков (сразу пять элементов оценены с понижающим коэффициентом), а ее итоговое 6-е место удивления не вызвало – быть выше она вряд ли заслуживала. Забыть сезон и начать с чистого листа – получится ли такой камбэк у Асады, показавшей худший для себя результат за пять чемпионатов мира.

Ким или Андо? Золотая интрига накануне произвольной пряталась именно в этом вопросе. Японке предстояло выйти на лед раньше соперницы, первой в заключительной разминке, и это пошло ей на пользу. Мики заметно нервничала, но прыжки отскакивали от ее коньков один за другим, чистые, как на подбор. Придраться при желании можно было лишь к каскаду из двойных акселя и тулупа, где Андо не совсем удался выезд, но эта помарка из разряда тех, на которые можно закрыть глаза.

Николай Морозов, как обычно, жил за бортиком одной жизнью с подопечной, прыгал вместе с ней, исполнял дорожки и вращения, а радовался финальным аккордам музыки Эдварда Грига даже сильнее самой Андо. Возможно, эти аккорды станут заключительными и в четырехлетнем сотрудничестве двукратной чемпионки мира и ее тренера, на что намекал сам Морозов.

Ю-На Ким первыми же секундами корейского национального танца показала, что привычного эталона от ее катания ждать не стоит. Минус два оборота во втором каскадном тулупе, еще минус два во флипе – прежде кореянка хладнокровно чеканила прыжок за прыжком, а тут будто заклинило. На этих двух элементах, ранее исполняемых с закрытыми глазами, Ким и проиграла второй чемпионат подряд.

Прибавь она к своей итоговой сумме (128,59) еще по 5 баллов, утерянных на каждыом срыве, стала бы чемпионкой без вопросов, а отрыв бы составил минимум 10 баллов – ни в технике, ни в компонентах судьи ей равных по-прежнему не видят. Но не сложилось, и слезы в глазах Ю-На на подиуме могли означать все что угодно – и прощание со льдом, и обретение новых стимулов.

Очередная российская медаль сегодня была близка, но осталась в 0,76 балла от Алены Леоновой, которая сделала на льду все, что умела. Или почти все. Продолжая поиски образа, «иствикская ведьма» в очередной раз сменила прическу, выйдя на лед, словно сжатая пружина – собранной и отчаянной.

Лишь к середине программы, когда большая часть успешно выполненных элементов осталась позади (за досадным исключением лутца), Алена стала напоминать ту самую зажигалку, к которой все успели привыкнуть. После выступления она плакала от радости, что все получилось, целовала лед, еще не зная, на какой мизер ее обойдет Каролина Костнер.

Итальянка не была идеальна, но для себя выступила значительно – обошлась без падений, лишь однажды запустив бабочку в одном из каскадов. Компонентов ей отсыпали привычно много, больше набрала только Ким – вот и почти три балла преимущества над Леоновой, у которой благодаря второй сумме дня за технику был резерв только в два. Последнее слово оставалось за Ксенией Макаровой, но третья по итогам короткой программы фигуристка с часовым нервным напряжением не справилась.

Кроме мелких ошибок Ксения грубо напортачила с элементами – в попытках спасти каскад после падения на первом риттбергере, видимо, ошиблась в подсчетах, забыв, что уже исполняла этот прыжок и пошла на третий каскад. В итоге получила за элемент баранку, а всего потеряла на ошибке не меньше 12 баллов, а вместе с ними место в пятерке. Благо, что итоговая 7-я позиция в сочетании с 4-м местом Леоновой все же дала сборной России долгожданное тройное представительство на следующем чемпионате.

Результаты произвольной программы и итоговое положение в женском одиночном катании

Танцы на льду

Субботний вечер должен был раскрыть последнюю интригу – кто же на данный момент лучше танцует на льду: американцы Мэрил Дэвис и Чарли Уайт или канадцы Тесса Виртью и Скотт Моир. Такая постановка вопроса для зрителей, да и для судей тоже, с каждым годом все сильнее напоминает мучения ребенка, поставленного перед дилеммой, кого же он больше любит – маму или папу. Разница лишь в том, что судейская бригада не может дипломатично уйти от ответа, выбрав обоих.

Но прежде должны были быть раскрыты еще несколько секретов: номер один – какой из двух российских дуэтов окажется выше (после короткого танца Боброва – Соловьев и Ильиных – Кацалапов шли почти вровень). И номер два – кому же достанутся бронзовые медали. Подозрения в том, что это будут разные пары, стали закрадываться еще накануне, когда россияне отпустили Натали Пешала и Фабьяна Бурзу вперед сразу на пять баллов, и тем было достаточно откатать своего «Чарли Чаплина» без сбоев.

Но сбой произошел – французы упали в начале дорожки шагов по кругу и лишились порядка шести баллов. Подарком, увы, воспользовались не россияне, а дебютанты чемпионатов мира из США – брат с сестрой Шибутани. Именно они выступили чище, аккуратнее и прилежнее других, тогда как наших заметно придавили ко льду домашние стены и близость пьедестала.

Ильиных с Кацалаповым страстно, с характером катали «Дон Кихота», но допускали какие-то школьные, видимые невооруженным глазом ошибки, за которые теряли уровни на твизлах и дорожках. Отвалились Елена с Никитой далековато – сразу на десятое место в произвольном танце и на седьмое итоговое. Для дебюта неплохо, но только если не брать во внимание дебют Шибутани, которых всего год назад на юниорском первенстве наши опережали аж на 20 баллов.

Боброва и Соловьев хоть опытнее, хладнокровнее и пока еще мастеровитее Ильиных с Кацалаповым, но тоже дрогнули. Обычно их «Мелодии белой ночи» получались настолько пронзительными и проникновенными, что в зале стоял звон от тишины. В субботу Екатерина с Дмитрием зажались, словно укрывшись в каком-то панцире – ребятам очень не хватало души, эмоций, какого-то откровения.

Ошибки тоже вылезли, а пожалеть арбитры россиян не захотели – шестое место в трех с половиной балла от пьедестала и уплывшая из-под носа медаль. А следующий год для Бобровой и Соловьева обещает быть сложным – ведь первый номер сборной легко может отойти другим.

Десерт из двух последних танцев получился роскошным. Искрящая и зажигательная латина от канадцев против страстного и чувственного танго американцев, полные сложнейших, местами уникальных элементов, но выполненные с поразительной легкостью. Какими фибрами души судьи определяли победителей, где искали преимущество одних над другими – понять невозможно, да и не очень хочется после такого фейерверка копаться в цифрах.

Ясно одно: победа Дэвис и Уайт всего лишь вторая часть потрясающего многосерийного фильма совместного производства США и Канады. А кто присоединится к главным героям, и сколько еще таких эпизодов впереди – можно только гадать. В нетерпеливом ожидании новых чудес на льду.

Результаты произвольной программы и итоговое положение в танцах на льду