4 мин.

Экзамен по китайскому

Стартовая австралийско-азиатская секция чемпионата мира завершится в эти выходные гонкой в Китае. Шанхайский автодром представит участникам все то, что уже было (и еще будет) в этом году, но под собственным соусом – оба автодрома вышли из-под кульмана Германа Тильке.

Конфигурация Международного автодрома Шанхая местами явно напоминает схему Международого автодрома Сепанга – скручивающиеся и раскручивающиеся повороты, две длиннющие прямые со шпилькой и небольшие прямики, соединяющие скоростные связки. Отличие в том, что в Китае прямые еще длиннее, а повороты еще закрученнее. Но разница в траекториях оказать больших изменений на настройки не должна.

Разительные перемены произойдут в связи с местным климатом. В Малайзии в это время года очень жарко и влажно – двигателям были необходимы большие радиаторы, а шинам – бережное отношение в связках. Таким образом, инженеры вынуждены были идти на компромисс между прижимной силой и вентиляцией. В Китае температуры несколько ниже, а, значит, командам в меньшей степени придется заботиться об охлаждении двигателей, но в большей степени – о реализации потенциала машины.

Автодром в Шанхае очень скоростной – прямая между 13-м и 14-м поворотами, которую ФИА определила для использования системы DRS, является самой длинной в действующем календаре «Формулы-1» – болиды чемпионата мира едут по ней 17 секунд с до упора выжатым газом. Также необходимо отметить, что на протяжении более 60 процентов трассы двигателям предстоит работать на максимальных оборотах. Благодаря тому, что мотор теперь не нуждается в экстраохлаждении, инженер может в большей степени задействовать поток воздуха, пытаясь найти баланс между скоростью на прямых и в связке седьмого-десятого виражей и эффективным прохождением жестких торможений шестого, одиннадцатого и четырнадцатого поворотов. Таким образом, Китай вынесет одну из важнейших оценок эффективности и универсальности всех вместе взятых аэродинамических прибамбасов каждой отдельно рассматриваемой машины.

Низкие, по сравнению с Малайзией, температуры также снимут некоторую нагрузку с шин, что, с одной стороны, позволит смелее атаковать на торможениях, параллельно проверяя эффективность тормозной системы, а с другой – даст возможность подумать над тактикой с меньшим количеством пит-стопов. Конечно, фокусов в духе австралийского, как у Серхио Переса, на этот раз ждать не придется – некоторые торможения в Шанхае жестче, чем в Мельбурне: каждое будет сильнее уничтожать покрышки, поэтому пилоту необходимо заранее знать, какое количество кругов он должен преодолеть на данном комплекте резины, чтобы не израсходовать значительную часть ресурса в первых же торможениях. Это в свою очередь повышает важность работы над надежностью продукции «Пирелли» на свободных заездах, а также раздаст еще несколько медалей в конкурсе «Экономия Шин-2011».

Учитывая, что Уэбберу и «Феррари» в чемпионате мира необходимо отыгрываться, а DRS на длинной прямой, скорее всего, даст ощутимую прибавку в скорости и шансах на обгон, есть вероятность, что эти коллективы выберут агрессивную тактику с большим количеством пит-стопов. После первого круга Гран-при Малайзии команда «Лотус-Рено» в особенно активных обгонных действиях замечена не была, зато Ник Хайдфельд уверенно уезжал с апекса последнего поворота от атаковавших его пилотов. До остановок гонщики английской команды теряли время из-за разрушения шин. По словам Ника, конюшня не зазвала его на пит-стоп раньше потому, что в таком случае могла возникнуть необходимость дополнительной смены покрышек. Возможно, причина этого в жарком климате Малайзии, тогда как в Китае консервативная тактика пит-стопов не приведет к серьезным потерям в темпе.

Одним из главных вопросов, который волнует болельщиков и специалистов – форма «Макларена». На «Сепанге» команда близко подобралась к «Ред Булл» в квалификации, однако в гонке Себастьян Феттель уехал далеко и надолго. Возможно, Льюис Хэмилтон мог бы навязать борьбу немцу, не окажись после старта на втором месте Хайдфельд… но малайская гонка уже в прошлом, и теперь Льюис и его команда наверняка постараются выступить успешнее.

Еще одним вопросом, еще раз поднятым в Малайзии, стала форма «Феррари». Скудерия была ошеломлена провалом в субботу – отставание в секунду от поула непростительно команде с чемпионскими амбициями, – однако подобный шок может быть связан и с тем, что в Маранелло были уверены в неплохой скорости своих машин на «тилькедромах», но не справились с жарой в одной отдельно взятой Малайзии. Если эта догадка верна, то в Китае итальянские болиды должны подтянуться к лидерам. А если нет, то слухи о том, что «Феррари» уже сейчас готова сосредоточиться на следующем сезоне, могут подтвердиться в ближайшее время.

Многие упорно твердят, что настоящий сезон начнется только в Европе, мол, именно к Гран-при Турции большинство команд подготовят первый пакет обновлений. Болельщики, да и сами участники в глубине души понимают, что борьба за чемпионский титул уже два раза как началась, а европейская часть сезона – ее логичное продолжение. Таким образом, Гран-при Китая вынесет окончательную оценку работе команд этой зимой и их первоначальным модификациям машин. И если «Феррари» вновь квалифицируются в секунде от поула, значит, им придется повторять прошлогоднее чудесное возвращение в борьбу за чемпионский титул или уже сейчас убирать этот сезон в архив.

К слову, «Феррари» на данный момент является самой успешной командой в Китае – Скудерия трижды побеждала в Шанхае. Но «Макларен» уступает им лишь одну гонку, а победный опыт есть также у «Ред Булл» и «Рено». Среди пилотов выделяется Фернандо Алонсо, который последние шесть лет заканчивает квалификацию в Шанхае на первой или второй линях стартовой решетки. Он же лидирует и по показателю среднего финиша на этом автодроме – 3,7 в семи стартах. В принципе, это еще один повод считать гонку в Китае последним шансом «Феррари» на реабилитацию после слабого начала сезона. Интересно также отметить, что семь Гран-при Китая выиграли семь разных гонщиков. Но это, конечно, не значит, что у Баттона, Феттеля или Хэмилтона нет шансов – победит самая прилежная команда межсезонья, независимо от ее давних заслуг.