6 мин.

Не поминайте лихом

«Атланта» (1972 – 1980) – «Калгари» (1980 – н.в.)

«Флэймс» стали первой командой с юго-востока США, хотя ни о какой экспансии НХЛ в этот регион речи тогда не шло. В тот год лиге важно было удержать от вступления в ВХА «Айлендерс», а «Атланта» была принята для уравнивания числа клубов. Многие называли эту затею смешной и бессмысленной.

Как зачастую бывает, спортивные успехи команды оказались выше успехов финансовых. За 8 лет выступлений в Атланте «Флэймс» 6 раз попадали в плей-офф (хоть и не выиграли ни одной серии), но так и не смогли пробудить в регионе серьезного интереса к хоккею. Доходило до того, что на домашние матчи команды приходило не больше 1000 человек, к тому же «огонькам» никак не удавалось заключить выгодный телевизионный контракт. Рассчитывать в такой ситуации даже на мало-мальский финансовый успех не представлялось возможным, и в 1980 году клуб был продан бизнесменам из Калгари, кстати, за рекордные для того времени 16 миллионов долларов.

Интересно, что «Флэймс» стали единственным франчайзом, сохранившим название после переезда. Логотип «Атланты» и сейчас используется в форме «Калгари» в качестве буквы «А» на ассистентских свитерах.

«Канзас-Сити» (1974 – 1976) – «Колорадо» (1976 – 1982) – «Нью-Джерси» (1982 – н.в.)

История клуба зародилась в 1972 году, когда он получил разрешение на вступление в НХЛ, а в Канзас-Сити началось строительство новой арены. Однако в Миссури команда пробыла лишь два сезона, проиграв 110 из 160 матчей. Такие результаты не вызвали большого интереса среди местного населения (средняя посещаемость составляла около 8 тысяч. Это при том, что арена вмещала 17 тысяч), и в 1976 году хоккеисты переехали в Денвер. Кардинального улучшения ни спортивной, ни финансовой составляющей не произошло. «Рокис» продолжали барахтаться на дне таблицы, дважды меняли владельцев, пока в 1982 году их не приобрел уроженец Нью-Джерси Джон Макмаллен.

«Колорадо» оставил довольно любопытное наследие. Именно на домашних матчах «Рокис» впервые прозвучала знаменитая мелодия «Rock and Roll, Pt.2», которая сейчас используется многими командами во время празднования гола.

«Миннесота» (1967 – 1993) – «Даллас» (1993 – н.в.)

Когда в 1990 году владельцем «Миннесоты» стал бизнесмен Норм Грин, в судьбе клуба наметились большие перемены. В 1991-м «Норт Старс» сменили эмблему и добавили черные цвета в гостевую форму. А два года спустя самый хоккейный штат Америки, дававший стране больше всего профессиональных хоккеистов, испытал настоящий шок: команда решила перебраться в Даллас.

«Изначально, как только Грин купил команду, у него был план перевезти ее в другой город, – отмечал Эл Шэйвер, проработавший 26 лет комментатором на домашних матчах «Норт Старс». – Это стало понятно после того, как он изменил логотип команды, убрал букву «N». Просто «звезды»? Они могут быть где угодно, но только не в Миннесоте.

«Грин жаловался на плохую посещаемость, нежелание властей посодействовать строительству нового дворца в Миннеаполисе. Как-то он сказал, что только идиот может терять деньги на хоккее в Миннесоте. Что ж, он вполне подтвердил это высказывание», – это уже слова бывшего директора клуба по развитию Джули Хэммонд.

Надо сказать, «Миннесота» действительно испытывала некоторые финансовые проблемы, но все-таки основной причиной переезда команды было желание самого Грина, надолго ставшего среди болельщиков «северных звезд» персоной нон грата.

Естественно, такой штат, как Миннесота не мог долго оставаться без хоккея, и в 2000 году там снова появилась команда НХЛ. Любопытно, что в первом же матче «Уайлд» встретились как раз с «Далласом», победив с крупным счетом 6:0.

«Виннипег» (1979 – 1996) – «Финикс» (1996 – н.в.)

Влившись в ряды клубов НХЛ из приказавшей долго жить ВХА, «Виннипег» отыграл в лиге 17 сезонов. В середине 80-х клуб был постоянным участником плей-офф, но в эпоху великих династий рассчитывать на что-то большее, чем первый-второй раунд, не мог. Тем не менее, «Джетс» открыли несколько по-настоящему громких имен, таких как Дэйл Хэверчак, Томас Стеен или Теппо Нумминен. Именно здесь начинали карьеру Теему Селянне, Кит Ткачак и Алексей Жамнов. Кстати, «Виннипег» может считаться одним из самых «русских» клубов лиги: клуб задрафтовал более двух десятков россиян. Не все из них заиграли в НХЛ, но это уже другая тема.

Финансовые проблемы возникли у команды из-за стремительного роста зарплат хоккеистов в начале 90-х. «Джетс» имели один из самых маленьких оборотов в НХЛ и не могли тягаться с грандами. Кроме того, «Виннипег Арена», хоть и заполнялась исправно, была одной из самых маловместительных в лиге (15393 зрителя), что также не способствовало росту доходов. В декабре 1995-го клуб приобрел магнат Джерри Коланджело, и по окончании сезона-1995/1996 на карте НХЛ стало на одну южную точку больше.

Тем не менее, жители Виннипега до сих пор не теряют надежды, что когда-нибудь большой хоккей вернется в их город. Скажем, сайт «Джетс» существует до сих пор и поддерживается в весьма рабочем состоянии. Возможно, постоянные финансовые трудности ряда команд, сопровождаемые слухами о переезде, в скором времени воплотят мечты в реальность.

«Квебек» (1979 – 1995) – Колорадо (1995 – н.в.)

Судьба «Квебека» в какой-то степени схожа с судьбой «Виннипега». Команда также в 1979-м пришла в НХЛ из ВХА, также в 80-е была постоянным участником плей-офф и также в 90-е столкнулась с финансовыми трудностями. Основная проблема заключалась в том, что зарплаты хоккеистам клуб выплачивал в долларах США, а доходы получал в канадских, которые сильно проигрывали американскому. Финансовый оборот «Нордикс» вообще был одним из самых низких во всем североамериканском спорте (хуже только у «Грин Бэй Пэкерс» из НФЛ), к тому же из-за специфики Квебека практически вся информация о команде предоставлялась на французском языке, а англоязычные игроки ехали сюда с большой неохотой. В такой ситуации терпевшим убытки владельцам ничего не оставалось, кроме как продать команду американским инвесторам. Здесь уже начинается история будущего двукратного обладателя Кубка Стэнли «Колорадо Эвеланш»…

Квебек же, не представляющий себя без хоккея, не мог просто так смириться с утратой, и возвращение в город команды НХЛ стало чуть ли не идеей национального масштаба. Митинги, обещания строительства новой современной арены, правительственные заявления – канадская сторона делает все возможное. Размах акции такой, что им заинтересовались даже по ту сторону океана. Но не в главном офисе лиги – Гэри Беттмэн и Билл Дэйли пока ничего конкретного не обещают.

«Хартфорд» (1979 – 1997) – «Каролина» (1997 – н.в.)

Третий выходец из ВХА, во многом повторивший участь канадских собратьев и переживший схожие проблемы. Низкий финансовый оборот, невысокая посещаемость, невнятная билетная политика, неясность со строительством новой арены – все это отнюдь не способствовало процветанию клуба в небольшом городе с населением около 140 тысяч жителей. К тому же Хартфорд довольно неудачно расположен на полпути между Нью-Йорком и Бостоном, из-за чего клуб не мог привлечь дополнительную аудиторию.

В 1994 году «Уэйлерс» приобрел бизнесмен Питер Карманос, и спустя 4 года перевез их в Северную Каролину, заодно открыв для НХЛ новый рынок. Переезд и ребрендинг клуба прошел весьма безболезненно. Как показала история, пары команд АХЛ Коннектикуту вполне хватает.