7 мин.

Последний шанс Тонио

У Италии особые отношения с «Формулой-1». С одной стороны – в чемпионате выступает легендарная конюшня, за выступлениями которой пристально наблюдает не только Апеннинский полуостров, но и добрая половина мира; с другой – у автогоночной нации уже много лет нет настоящего героя среди пилотов. Последним итальянским чемпионом был Альберто Аскари, добивавшийся успехов в 1952 и 1953 годах, и с тех пор местные гонщики изредка становились лишь лучшими из проигравших, как, например, Микеле Альборето в 1985-м или Рикардо Патрезе в 1992-м.

За последние 10 лет картина не поменялась – в «Формуле-1» Италию представляли талантливые парни, вроде Джанкарло Физикеллы или Ярно Трулли, однако все, чего им удалось достичь – редких побед на фоне более успешных напарников-конкурентов.

Карьера еще одного южанина – Витантонио Лиуцци – чем-то напоминает судьбы земляков: обладая несомненным талантом, он так и не добился серьезных успехов, в то время как один из его бывших напарников в прошлом году стал чемпионом мира…

Вверх по лестнице

Как и у многих современных пилотов, карьера Тонио началась в картинге. В 9 лет он впервые сел за руль небольшой машинки, а уже через три года праздновал победу в итальянском чемпионате. Еще два сезона – и он второй призер чемпионата мира. В 2001 году итальянец выиграл первый титул, став чемпионом мира по картингу, но по-настоящему 19-летний Лиуцци стал известен после картинговой гонки в Керпене, где сумел опередить знаменитого Михаэля Шумахера – именитый спортсмен решил тряхнуть стариной и погоняться на одной трассе с более молодыми соперниками.

В то же время Тонио начал выступать в младших «формулах», причем с переменным успехом. Если в 2001 году он стал вторым в немецкой «Формуле-Рено», то уже на следующий год в немецкой «Формуле-3» был лишь девятым. Впрочем, если учесть загрузку спортсмена, спад в результатах кажется неудивительным – Лиуцци приходилось учиться всему буквально на лету: в том же сезоне он принял участие в нескольких гонках французского и итальянского чемпионатов «Ф-3», в «Формуле-3 Мастерс», в европейском суперкубке «Формулы-3» и в Гран-при Макао в составе команды Колина Коллеса. Кроме того, Витантонио числился тест-пилотом конюшни «Колони», выступавшей в «Формуле-3000», а под конец года поработал с «Уильямсом» на тестах в Валенсии.

Если хочешь попасть в «Формулу-1», то долго возиться в младших сериях нельзя, потому в 2003-м гонщик с помощью концерна «Ред Булл» перешел в более высокий класс – в «Формулу-3000», аналогом которой ныне является GP2. За два следующих сезона Лиуцци превратился в одного из лидеров серии, и в 2004 году в составе команды Кристиана Хорнера «Арден» стал чемпионом с семью победами в десяти гонках.

Успех породил вполне естественные для каждого приличного итальянского гонщика слухи о том, что им заинтересовалась сама «Феррари». Однако поскольку Скудерия долгие годы предпочитала видеть в своих рядах в качестве напарника Шумахера бразильского гонщика, предполагалось, что сначала Лиуцци займет место в «Заубере» (получавшего итальянские моторы), тем более что оттуда на повышение в «Рено» уходил Физикелла. Тонио даже получил приглашение на тесты швейцарской конюшни, однако незадолго до испытаний Петер Заубер объявил о контракте с Жаком Вильневом.

Упущенные возможности

В результате Лиуцци продолжил сотрудничать с «Ред Булл», но уже не в качестве боевого гонщика «Формулы-3000», а будучи пилотом на замене в новосозданной команде «Формулы-1» австрийского концерна (на базе «Ягуара»), руководителем которой стал все тот же Хорнер.

Итальянец начал с места в карьер – уже на первой тренировке он показал лучший результат сессии, а в следующих двух Гран-при в пятничных заездах регулярно попадал в тройку лучших. Правда стоит отметить, что на трассу «пятничные гонщики» частенько выезжали с пустыми баками и свежими покрышками, однако это не мешало специалистам наблюдать у Тонио действительно отличную природную скорость.

Но были и проблемы. Перед началом сезона руководство команды решило дать равные возможности двум молодым гонщикам – Кристиану Клину (уже практически не нужному выпускнику молодежной программы «Ред Булл»), доставшемуся Хорнеру «в наследство» от «Ягуара», и Лиуцци. По замыслу менеджмента, два таланта должны были подгонять друг друга, и лучший из них остался бы в конюшне в качестве основного гонщика.

Однако на деле все вышло иначе – более опытный Клин начал сезон первым, провел несколько хороших гонок, а затем уступил место в кокпите Лиуцци. В глазах общественности эта рокировка выглядела как настоящее предательство идеалам честной борьбы, и итальянскому пилоту пришлось выступать под серьезным давлением. Первый Гран-при он, впрочем, провел неплохо и даже опередил более опытного напарника Дэвида Култхарда, однако затем из-за собственных ошибок дважды не добирался до финиша.

Владельцы команды осознали ошибку, а потому предоставили Тонио еще один шанс проявить себя. Но на фоне четвертого места Култхарда на Гран-при Европы девятый результат итальянца выглядел почти как катастрофа.

Команда поняла, что нужно выбрать кого-то одного, и неудивительно, что напарником Ди-Си в оставшейся части сезона остался Клин.

Жалеть молодого Лиуцци никто не собирался – благодаря неуемной и неуместной работе имиджмейкеров «Ред Булл» пилот выглядел как тусовочный парень, который занимается «Формулой-1» ради развлечения, а на деле любит поваляться в кроватке с классными девчонками. Быть может, на продажи энергетиков молодежи этот образ действовал успешно, но консервативная «Ф-1» такого не поняла и не приняла.

Полоса черная, полоса белая

Вторую возможность проявить себя в «Формуле-1» Витантонио получил в «Торо Россо». Впрочем, на деле как такового шанса поначалу и не было – бывшая «Минарди» хоть и имела в своем распоряжении более сильный автомобиль, чем в 2005-м, но все же это был прошлогодний «Ред Булл», который обслуживался далеко не топовыми механиками и инженерами в пелотоне. Машина была не самой плохой, но за очки бороться практически не позволяла. В итоге за весь сезон лучшей стала гонка в США, где Лиуцци набрал первый балл для конюшни в зачет Кубка конструкторов.

Сезон-2007 начался еще хуже – Тонио, так же как и его напарник Скотт Спид, допускал много ошибок, новая машина с новым мотором часто ломалась, да к тому же в коллективе полностью отсутствовало взаимопонимание. Инженеры совершенно не доверяли молодым пилотам, а те не могли проявить свои таланты из-за того, что им не позволяли настраивать машину по своему вкусу. В конце концов из команды выгнали Спида и пригласили Себастьяна Феттеля, а Лиуцци, доездив чемпионат до последней гонки, уступил место чемпиону «Чампкара» Себастьяну Бурдэ.

Несмотря на сильную концовку 2007 года (шестое место в Китае), остаться в чемпионате итальянцу не удалось. Менеджер гонщика Питер Коллинз вел переговоры с несколькими командами, в числе которых был и «Уильямс», но договориться о должности тест-пилота получилось только с Виджаем Малльей.

Весь 2008-й и почти треть 2009 года гонщик просидел на лавке, временами участвуя в других соревнованиях (A1 GP), и за это время осознал, насколько хочет выступать в «Формуле-1»...

Судьба предоставила итальянцу очередной шанс: земляк Физикелла ушел в «Феррари», и Лиуцци перед Гран-при Италии получил в свое распоряжение довольно быстрый автомобиль. Несмотря на почти двухлетнее сидения без дела, дебют за «Форс-Индию» прошел почти удачно – в квалификации на тяжелой машине Тонио показал 7-е время, а в гонке какое-то время претендовал на приличное количество очков. Увы, поломка трансмиссии не позволила спортсмену финишировать.

После этого у многих сложилось ощущение, что у Лиуцци на руках имеются все козыри для успешных выступлений в «Формуле-1». На сезон-2010 возлагались большие надежды, однако серьезный удар по планам был нанесен в межсезонье – мягкий стиль пилотажа Тонио совершенно не подходил к новым покрышкам «Бриджстоуна». История эта известна многим – с похожими проблемами столкнулись и другие гонщики, вроде Фелипе Массы. Однако, в отличие от бразильца, Тонио после неудачного чемпионата возможности реабилитироваться не получил…

В свете переговоров «Форс-Индии» с Полом ди Рестой казалось, что карьера Лиуцци закончилась. Но сменив инертного Коллинза на Энрико Дзанарини (бывшего менеджера Физико, к слову), итальянец все же зацепился за место в «Формуле-1». Пусть теперь он будет выступать всего лишь за скромную «Хиспанию», но все же в чемпионате мира.

«С детства, со времен картинга я мечтал о «Формуле-1».Так что хочу, чтобы у меня был шанс проявить себя. Переход в «Хиспанию» – это новая глава в моей жизни, в моей карьере. И я буду бороться до тех пор, пока не добьюсь успеха».

Слова оптимиста.