13 мин.

20 самых доходных клубов мира

1. «Реал» (Мадрид) – €439 млн (+9,3%)

Динамика последних 5 лет (€ млн): 292 – 351 – 366 – 401 – 439

Источники: стадион – 30%, телевидение – 36%, спонсоры и атрибутика – 34%

Мадридский клуб шестой год подряд сохраняет за собой звание самого доходного в мире. Уступив своему главному конкуренту «Барселоне» по спортивным показателям, «Реал» тем не менее превзошел ее по доходности: мадридцы лучше зарабатывают на билетах и абонементах и больше получают от спонсоров и продажи футболок. Особенно сильно прибавил в доходности «Сантьяго Бернабеу». Зрители на его трибунах принесли клубу на 27% больше, чем в прошлом году – в первую очередь благодаря финалу Лиги чемпионов-2010. Отлично идут дела и с коммерческими доходами: больше «Реала» на спонсорах и атрибутике зарабатывает только «Бавария».

Чтобы и дальше наращивать доходы такими темпами, «Реалу» нужно уже в ближайшие годы конвертировать свои галактические траты в футбольные трофеи.

2. «Барселона» – €398 млн (+ 8,8%)

Динамика последних 5 лет (€ млн): 259 – 290 – 309 – 366 – 398

Источники: стадион – 25%, телевидение – 44%, спонсоры и атрибутика – 31%

Продолжая собирать трофеи один за другим, каталонский клуб удержал вторую строчку рейтинга и вплотную подобрался к отметке в €400 млн. Новая администрация под руководством Сандро Роселля решительно взялась за поиск новых возможностей покрыть долги. Знаковым стало соглашение с Qatar Foundation: окончательный отказ от «чистых футболок» принесет в клубную казну не меньше €165 млн. Улучшилась и ситуация с телевизионными выплатами. Во-первых, УЕФА повысила оценку испанского телерынка и начала больше платить местным участникам Лиги чемпионов. Во-вторых, каталонцы подписали улучшенное соглашение с Mediapro до 2014 года. Это особенно важно потому, что именно индивидуальные контракты с телевидением позволяют «Барселоне» и «Реалу» занимать первые две строчки рейтинга.

Если «Барселона» будет так же стабильно добиваться успехов на футбольном поле, как в последние несколько лет, она может отобрать у «Реала» титул самого доходного клуба планеты.

3. «Манчестер Юнайтед» – €350 млн (+7%)

Динамика последних 5 лет (€ млн): 243 – 315 – 325 – 327 – 350

Источники доходов: стадион – 35%, телевидение – 37%, спонсоры и атрибутика – 28%

Неоднозначные результаты в прошлом сезоне не помешали манкунианцам остаться на третьем месте рейтинга. Такая же ситуация сложилась и с финансами «МЮ»: не все было гладко, но в целом хуже не стало. Падение доходов, зависящих от посещаемости стадиона по принципу «вылетаешь в 1/4 ЛЧ – играешь меньше матчей – собираешь меньше денег», перекрылось ростом выплат от телетрансляций и особенно доходов от коммерческой деятельности. Доходы от ТВ вообще выросли наперекор спортивным результатам: по итогам неудачного евросезона «МЮ» получил от УЕФА на 20% больше денег. Ко всему прочему руководство «красных дьяволов» отлично работает с рекламодателями: подписание контракта с AON и несколькими дополнительными спонсорами увеличило коммерческие доходы клуба еще на 16%.

Тем не менее, отрыв «Барселоны» от англичан по итогам сезона только вырос. Чтобы догнать ее, «Манчестеру» нужно добиваться на футбольном поле успехов, сопоставимых с каталонскими.

4. «Бавария» – €323 млн (+11,6%)

Динамика последних 5 лет (€ млн): 205 – 223 – 295 – 290 – 323

Источники: стадион – 21%, телевидение – 26%, спонсоры и атрибутика – 53%

Успешно выступив в бундеслиге и на евроарене, немецкий клуб сократил отставание от «Манчестер Юнайтед». Однако вряд ли «Бавария» сможет потеснить англичан в следующем сезоне: то, что манкунианцы проведут новый цикл успешнее, – почти такой же факт, как и то, что сезон «Баварии» будет хуже.

Тем не менее, в сезоне 2009-2010 доходы баварцев росли по всем трем направлениям. Особенно сильно прибавили телетрансляции – правда, прирост в 20% объясняется традиционно невысокими ТВ-заработками бундеслиги, на фоне которых деньги за выход в финале Лиги чемпионов становятся громадной суммой. Удлинившийся до максимума евросезон помог еще и увеличить сборы с «Альянц-Арены». Всего два дополнительных домашних матча – и плюс €6,1 млн в бюджет. А главное – «Бавария» больше всех в мире зарабатывает на спонсорах (€172,9 млн), являясь на огромном рынке Германии фактически футбольным брендом мирового масштаба.

5. «Арсенал» – €274 млн (+4,2%)

Динамика последних 5 лет (€ млн): 192 – 264 – 264 – 263 – 274

Источники: стадион – 42%, телевидение – 38%, спонсоры и атрибутика – 20%

«Канониры» сохранили пятое место в рейтинге и остаются вторым по доходности английским клубом. Растут доходы от телетрансляций, все доходнее становится новый стадион «Эмирейтс», выручка от зрителей с одного домашнего матча возросла с €3,7 до €4,2 млн. Но в прошедшем сезоне «Арсенал» сыграл там на пять матчей меньше и на 6% меньше заработал.

На доходности лондонского клуба продолжает сказываться и недавнее строительство арены. С одной стороны, для него пришлось заключить несколько долгосрочных контрактов, которые сегодня являются далеко не самыми прибыльными, но и не могут быть пересмотрены. С другой, «Арсенал» заработал €192 млн на застройке территории на месте «Хайбери» – правда, Deloitte эту сумму в общий расчет не включает.

6. «Челси» – €256 млн (+5,6%)

Динамика последних 5 лет (€ млн): 221 – 283 – 269 – 242 – 256

Источники: стадион – 32%, телевидение – 41%, спонсоры и атрибутика – 27%

Выиграв домашнее первенство и покинув Лигу чемпионов в первом же раунде плей-офф, «Челси» добился совсем незначительного прироста доходности (слегка увеличенного ростом британской валюты по отношению к евро) и остался на 6-м месте рейтинга. Впервые при Романе Абрамовиче доходы лондонского клуба от зрителей упали. Зрителей на «Стэмфорд Бридж» не стало меньше (их могло быть и больше, будь стадион повместительней), но сказалось уменьшение числа домашних матчей. Чтобы вернуться в первую пятерку рейтинга, лондонцам нужно будет обязательно решить проблему с вместимостью домашней арены.

7. «Милан» – €236 млн (+20%, +3 позиции в рейтинге)

Динамика последних 5 лет (€ млн): 220 – 229 – 210 – 197 – 236

Источники: стадион – 13%, телевидение – 60%, спонсоры и атрибутика – 27%

Возвращение в Лигу чемпионов помогло «россонери» резко увеличить доходы и подняться в рейтинге, обойдя гораздо более стабильный «Интер». Главным источником роста стали возросшие на 43% доходы от телетрансляций. Для «Милана», как и для большинства итальянских грандов, эта статья – основная, гораздо важнее остальных. Другой вопрос, насколько клубу удастся удержать взятую планку, ведь с нового сезона серия А возвращается к коллективной продаже телеправ с более равномерным распределением доходов между лидерами и аутсайдерами.

8. «Ливерпуль» – €225,3 млн (+3,8%, -1 позиция в рейтинге)

Динамика последних 5 лет (€ млн): 176 – 207 – 211 – 217 – 225

Источники: стадион – 23%, телевидение – 43%, спонсоры и атрибутика – 34%

Доходы мерсисайдского клуба выросли только в пересчете на евро, в фунтовом выражении они даже слегка упали. Из-за ухудшившихся футбольных результатов снизилась посещаемость, хуже стала продаваться атрибутика, упали доходы от спонсоров – но все это покрыл рост выплат от ТВ. Тем не менее, ближайшие годы легкими для «Ливерпуля» не будут: как на поле, так и за его пределами ему все активнее наступают на пятки «Манчестер Сити» и «Тоттенхэм». Остается лишь наблюдать за тем, с какими бизнес-идеями пришли в клуб новые хозяева.

9. «Интер» – €224,8 млн (+14,4%)

Динамика последних 5 лет (€ млн): 188 – 177 – 173 – 197 – 225

Источники: стадион – 17%, телевидение – 62%, спонсоры и атрибутика – 21%

Улучшив свою доходность, «Интернационале» так и не смог подняться в рейтинге – в этом году он опять на 9-м месте. Миланцы собрали внушительный урожай трофеев, но подняться выше им не позволила диспропорциональная структура доходов. По итогам сезона «Интер» стал 4-м в мире по доходам от телетрансляций – к большому итальянскому контракту добавились еще и деньги от УЕФА за победу в Лиге чемпионов (в итоге €137,9 миллионов и 19% прироста). Но всю картину миланцам испортили стадион и рекламодатели. Первый требует реконструкции, которую рассчитывали провести под Евро-2016, но право провести турнир досталось Франции. Вторые из-за мирового кризиса всячески норовили снизить суммы рекламных контрактов.

В итоге чемпионский «Интер» заработал меньше, чем менее успешный, но более привлекательный для спонсоров «Милан». Если учесть скомканное начало сезона и переход к коллективной продаже телеправ, вряд ли результаты следующего года будут лучше.

10. «Ювентус» – €205 млн (+0,9%, -2 позиции в рейтинге)

Динамика последних 5 лет (€ млн): 231 – 141 – 168 – 203 – 205

Источники: стадион – 8%, телевидение – 65%, спонсоры и атрибутика – 27%

Совершив резкий скачок год назад, туринский клуб остановился в развитии – практически все показатели доходности «старой синьоры» остались на прежнем уровне. Третье место в группе Лиги чемпионов никак не увеличило выручку от трансляций, старые спонсорские контракты сменились новыми примерно на ту же сумму, а посещаемость «Стадио Олимпико» хоть и выросла при подорожавших билетах, но особой роли в доходах «Юве» не играет. Посмотрим, что принесут клубу переезд на новый 40-тысячный стадион (планируется в 2011-2012 году) и новый принцип продажи телеправ в Италии.

11. «Манчестер Сити» – €153 млн (+49,5%, +9 позиций в рейтинге)

Динамика последних 5 лет (€ млн): 89 – 85 – 104 – 102 – 153

Источники: стадион – 20%, телевидение – 43%, спонсоры и атрибутика – 37%

«Сити» совершил самый значительный скачок в рейтинге – с 20-го на 11-е место. Инвестиции арабских шейхов наконец-то воплотились в футбольные результаты, которые в свою очередь привели к росту клубных доходов. Удачное выступление в домашних турнирах несмотря на пролет мимо еврокубков, выгодные спонсорские контракты с Etihad Airways и Umbro, растущая посещаемость «Сити оф Мэнчестер» – вот и 50% рост на выходе. Главная задача для «горожан» на ближайшие сезоны, особенно в преддверии финансового «фэйр-плей», – не снижая темпов, ворваться-таки в футбольную элиту с соответствующими цифрами в графе «доходы».

12. «Тоттенхэм» – €146 млн (+10,2%, +3 позиции в рейтинге)

Динамика последних 5 лет (€ млн): 107 – 153 – 145 – 133 – 146

Источники: стадион – 31%, телевидение – 43%, спонсоры и атрибутика – 26%

«Шпоры» наконец добились места в первой четверке премьер-лиги, давшее им право сыграть в Лиге чемпионов. Судя по тому, как клуб прошел групповой этап, именно в сезоне 2010-2011 следует ждать резкого скачка его доходов. В предыдущем же сезоне самое успешное выступление «Тоттенхэма» в премьер-лиге компенсировалось отсутствием матчей еврокубков, а рост спонсорских контактов – низкой вместимостью «Уайт Харт Лейн». Вполне возможно, что в следующем рейтинге «шпоры» уже будут в первой десятке, но чтобы полноценно конкурировать с грандами, им позарез нужен новый стадион.

13. «Гамбург» – €146 млн (-0,3%, -2 позиции в рейтинге)

Динамика последних 5 лет (€ млн): 102 – 120 – 128 – 147 – 146

Источники: стадион – 34%, телевидение – 23%, спонсоры и атрибутика – 43%

Сезон 2009-2010 для «Гамбург» получился неоднозначным: полуфинал Кубка Европы и лишь седьмое место в бундеслиге. Не будь у клуба из второго по размерам города Германии хорошо развитой коммерческой базы, позволяющей заключать выгодные спонсорские контракты с компаниями вроде Emirates, падение доходов было бы куда более заметным. На следующий сезон «Гамбург» и еврокубков лишился, и в бундеслиге не блещет – а, значит, падение в рейтинге ему практически обеспечено.

14. «Лион» – €146 млн (+4,7%, -1 позиция в рейтинге)

Динамика последних 5 лет (€ млн): 128 – 141 – 156 – 140 – 146

Источники: стадион – 17%, телевидение – 54%, спонсоры и атрибутика – 29%

Лионский клуб компенсировал футбольными успехами свои неудачи на финансовом поприще. Первый в истории клуба выход в полуфинал Лиги чемпионов существенно повысил доходы клуба, составив 20% клубного бюджета. А вот отношения со спонсорами у «Лиона» не сложились. Мало того, что мировой экономический кризис повлиял на щедрость рекламодателей, так еще и руководство Лиги 1 запретило клубу носить на футболках логотип букмекерской компании BetClic. В целом же перспективы «Олимпика» выглядят неплохо: им почти гарантировано ежегодное участие в Лиге чемпионов, а с 2013 года их ждет новый 60-тысячный стадион.

15. «Марсель» – €141 млн (+5,9%, -1 позиция в рейтинге)

Динамика последних 5 лет (€ млн): 85 – 99 – 127 – 133 – 141

Источники: стадион – 18%, телевидение – 50%, спонсоры и атрибутика – 32%

Обойдя «Лион» в чемпионской гонке, марсельцы сократили отставание от него в доходности с €43 млн до €5 млн. Тем не менее, для дальнейшего развития «Марселю» тоже нужно увеличивать доходы от стадиона, которые у французских клубов традиционно низки. Для этого планируется к 2014 году реконструировать «Стад Велодром».

16. «Шальке-04» – €140 млн (+12,3%)

Динамика последних 5 лет (€ млн): 123 – 114 – 148 – 125 – 140

Источники: стадион – 18%, телевидение – 25%, спонсоры и атрибутика – 57%

Традиционно для Германии, основным источником доходов «Шальке» являются доходы от коммерческой деятельности. Не останавливаясь на «Газпроме», гельзенкирхенцы очень активно работают с самыми разными спонсорами. При этом из-за отсутствия еврокубковых матчей и невысокой цены на билеты «Шальке» не попадал даже в топ-20 клубов по доходам от зрителей – и это при заполняющейся почти битком 60-тысячной «Велтинс-Арене».

17. «Атлетико» – €125 млн (+18,6%, +1 позиция в рейтинге)

Динамика последних 5 лет (€ млн): 54 – 63 – 79 – 105 – 125

Источники: стадион – 29%, телевидение – 50%, спонсоры и атрибутика – 21%

Успешно сложившийся для мадридцев сезон позволил им сделать рывок по всем направлениям. Половину своих денег клуб заработал на телетрансляциях. Как ни странно, главным финансовым достижением «матрасников» стала не победа в Лиге Европы (она принесла дополнительно лишь €5 млн), а новый домашний контракт с Telemadrid на пять лет по €42 млн в год.

18. «Рома» – €123 млн (-16,2%, -6 позиций в рейтинге)

Динамика последних 5 лет (€ млн): 115 – 145 – 175 – 146 – 123

Источники: стадион – 16%, телевидение – 53%, спонсоры и атрибутика – 31%

Главным неудачником нынешнего рейтинга римляне стали из-за непопадания в Лигу чемпионов. В Лиге Европы доходы от ТВ гораздо ниже, и главный источник итальянского клуба оскудел на €21,3 млн (25%). К тому же, несмотря на среднюю посещаемость в 40 тысяч зрителей хуже «Ромы» на домашнем стадионе в двадцатке Deloitte зарабатывает только «Ювентус». Как и остальные итальянские клубы, «Рома» отчаянно нуждается в современной арене, а у семьи Сенси на нее явно нет денег.

19. «Штутгарт» – €115 млн (+15,3%, новичок рейтинга)

Динамика последних 5 лет (€ млн): 63 – 88 – 112 – 100 – 115

Источники: стадион – 26%, телевидение – 42%, спонсоры и атрибутика – 32%

Въехав в Лигу чемпионов за счет бронзовых медалей бундеслиги 2008-2009 гг., «Штутгарт» резко увеличил свои доходы от телетрансляций на 61% (€18,2 млн). За счет этого у швабов получилась своеобразная структура доходов, нетипичная для других немецких клубов рейтинга, которые больше всего зарабатывают на коммерческой деятельности. Поскольку в следующем сезоне «Штутгарт» пропустил Лигу чемпионов, а в домашнем первенстве борется за выживание, вряд ли его стоит ждать в следующем топ-20.

20. «Астон Вилла» – €109 млн (+10,5%, новичок рейтинга)

Динамика последних 5 лет (€ млн): 71 – 78 – 96 – 99 – 109

Источники: стадион – 27%, телевидение – 58%, спонсоры и атрибутика – 15%

Попаданием в первую двадцатку Deloitte бирмингемцы обязаны нескольким годам стабильно успешных выступлений в премьер-лиге и кубковым успехам сезона 2009-2010. Росту доходов не мешало даже бесплатное размещение на груди рекламы хосписа Acorns и не самая большая посещаемость стадиона – все равно основным источником доходов «Астон Виллы» было телевидение. Со следующего сезона титульный спонсор стал платным, но теперь и он вряд ли скомпенсирует ранний вылет «Виллы» из еврокубков и ее трудности в премьер-лиге.

Примечание 1: Исследование не учитывает трансферы, налог на добавленную стоимость и другие налоги с продаж, а также значительные доходы от нефутбольной деятельности.

Примечание 2: Доходы от стадиона подразумевают продажу билетов и абонементов, доходы от телевидения – продажу прав на телетрансляции на местные и международные соревнования, а коммерческие доходы состоят из спонсорских контрактов и продажи атрибутики.

Примечание 3: Отчетность «Шальке-04» и «Штутгарта» охватывает не сезон, а календарный год.