11 мин.

5% от «Салавата Юлаева»

Президентом по «Сармату»

Для начала – предыстория. «Башинформсвязь-Динамо», на базе которого и создавался футбольный клуб «Уфа», увидел свет в марте 2009 года. Два сезона в зоне «Урал-Поволжье» получились разными. В стартовом было девятое место из шестнадцати возможных, что было признано даже успехом, а в следующем году – десятое из четырнадцати, что воспринималось однозначно как провал. Решающим в появлении нового клуба стали, по сути, три события: смена власти в республике минувшим летом, очередной приезд «Барселоны» в соседнюю Казань осенью и круглогодичная активность небезразличных к футболу людей, среди которых представители СМИ сыграли одну из ключевых ролей.

Сначала в середине июля бессменного Муртазу Рахимова на президентском посту сменил Рустэм Хамитов. Муртаза Губайдуллович к футболу всегда относился холодно и никогда не стеснялся в выражениях по поводу бессмысленности появления большого клуба в пределах Башкирии. Рустэм Закиевич же любил – не любил, никуда от футбольных проблем не ушел бы. Уже на первой видеовстрече первого лица с народом и республиканскими СМИ местный спортивный журналист Сергей Тертышный спросил нового главу республики в прямом эфире: «В 1997 году соседский футбольный клуб «Рубин» из Казани выступал во втором российском дивизионе, а уже в прошлом году наши географические соседи играли в Лиге чемпионов. Когда же в Уфе будет команда премьер-лиги, которая сможет обыгрывать казанцев»? Президент расплылся в улыбке и ответил: «Я только «за»! Давайте вместе работать в этом направлении». Уже в кулуарах телецентра Хамитов подтвердил свои намерения относительно футбола, добавив, что местные журналисты должны постоянно напоминать об этом, тогда все обязательно получится. Стоит ли говорить, что ни одна из последующих пресс-конференций президента не обходилась без вопроса о футболе?

Тем временем в соседнюю Казань вновь приехала «Барселона». На матче в конце сентября присутствовал и внушительный десант болельщиков из Башкирии. Причем были те, кто болел и за «Барсу», и за хозяев, или просто за российский или за мировой футбол. В личном блоге президента Хамитова вновь зажглось. Мол, смотрите, у соседей-то снова «Барселона». А у нас что? Уже поздней осенью все внимание к себе привлекла отчетно-выборная конференция Федерации футбола и мини-футбола Башкортостана. Как и предполагалось, новым председателем этой организации стал уфимский бизнесмен, генеральный директор мини-футбольного клуба «Динамо-Тималь» Шамиль Газизов. Его победа на выборах была легко предсказуема. Всего кандидатов на пост было четверо, но двое по ходу конференции свои кандидатуры сняли. Подводя итоги работы минувшей четырехлетки, собравшимися на конференции были отмечены в первую очередь потери, которые понес башкирский футбол за последние годы. Это исчезновение таких самобытных команд, как уфимский «Таксист», «Спартак» (Бирск), «Девон» (Серафимовский), стерлитамакские «Каучук» и «Содовик». Вообще, тон беседы на совещании был задан верный и большинство собравшихся пришли к выводу, что молодому руководителю досталось, мягко говоря, беспокойное футбольное хозяйство с кучей проблем. Однако решение о создании нового клуба и строительстве нового стадиона было принято. Изначально команду хотели назвать «Сармат», но президент Хамитов порубил идею на корню, заявив:

– Название футбольного клуба мне и самому как-то не очень. Сарматы – это этнос или народ, который жил 2000 лет назад. Именем этноса называть футбольный клуб? В перепись у нас в республике кто-то записался сарматом. Я на их месте возмутился бы! Нет ведь ФК «Булгар»? Или ФК «Кипчак»? Или ФК «Печенег»? Или есть? Не помню. Но если и есть, то я против.

Так и получил российский футбол еще одних «горожан» – ФК «Уфа».

Какой такой хоккей?

– Амбиции у нас большие – заявил на специальном мероприятии, где 23 декабря было объявлено «днем рождения башкирского футбола» заместитель руководителя Администрации Президента Башкортостана, а по совместительству и председатель попечительского совета Федерации футбола и мини-футбола республики Ростислав Мурзагулов. – Решение принято всерьез и надолго. Одиннадцати миллионеров, которые всех обыграют, и мы их распустим, у нас не будет. Все всерьез и надолго. К финансовым вложениям республика готова. Однако они будут не такие большие, как может показаться. У нас был серьезный кастинг среди тренеров. Хотя слово «кастинг» здесь неприменимо для людей, которых мы пригласили в Уфу. Тренером-консультантом нашей команды уже не один и не два дня является Анатолий Федорович Бышовец. Это человек, который не стал бы ввязываться в сомнительные проекты. Поэтому его поддержка для нас крайне важна. Главный тренер – Андрей Антанасович Канчельскис.

Реклама 18+

– Было заявлено о появлении нового стадиона…

– Да, проекты рассматриваются и скоро утвердятся. Касательно возможного места его строительства, мне очень нравится вариант с новой точкой притяжения в Уфе – районе, где находятся «ИКЕЯ», «МЕГА» и «Касторама», по направлению в аэропорт. Там хороший подъезд и туда будет ходить много общественного транспорта. Стадион построим на 50 000 зрителей, если у нас будет хотя бы один шанс зацепиться за возможность проведения матчей чемпионата мира 2018 года. Для чемпионата России достаточно будет и 30 000 человек. Спрос на спорт в Башкирии огромный. На 8000 мест на хоккейной «Уфа-арене» в этом году поступило 40 000 заявок. Подойдем к этому вопросу с научной точки зрения – сначала проведем исследование. У нас и президент такой, он ведь инженер. Сначала все измерит, просчитает, а потом делает. Что касается стадиона, на котором будем играть уже весной, то это будет «Динамо», которое мы увеличим до вместимости в 8 000 или 10 000 человек. Так же в бюджете заложены деньги на преобразование того искусственного газона, который есть там сейчас.

– Сколько будет стоить возрождение или рождение, кому как угодно, башкирского футбола?

– Цифра приемлемая и находится на уровне ведущих команд второго дивизиона. Как только бюджет будет принят, мы его объявим. Могу сказать, что в хоккейных «Салаватах Юлаевых» объем этого бюджета составит процентов пять. В год.

– Говорилось и о создании футбольной академии в Уфе. Кто ее возглавит?

– Да, академия обязательно будет. Возглавит ее достойный человек, знающий башкирский футбол. В любом случае, у нас есть Бышовец, фамилия которого даже без его дел является мощнейшим магнитом для детей. Узнав, что он у нас, многие захотят заниматься футболом. Еще отмечу такой момент, что мы будем работать не для миллионной Уфы, а для четырехмиллионной Башкирии. Глубинка нам так же очень важна. Хотим исключить ситуацию, при которой в некоторых районах не будет нормальных полей.

– Сейчас в эйфории вами сказано очень много слов. Вы же понимаете, что республика здесь хоккейная. Рентабельно ли создавать футбольный клуб?

– А кто сказал, что у нас хоккейная республика? Покажите мне этого человека. Я сам играю в футбол с семи лет. Начинал в городе Кумертау. Там было минимум по две команды в каждом дворе. Сегодняшние реалии таковы, что у нас только активно играющих в футбол людей – минимум 75 000 человек. У нас есть столько хоккеистов? Да у нас три человека провели сезон в клубах российской премьер-лиги. Вон Саша Васильев за ЦСКА бегает в еврокубках. Валикаева покупает московский «Спартак»! По поводу рентабельности: действительно, прибыли этот проект не принесет. Но мы выполняем в первую очередь социальную функцию.

– Готовы ли крупные компании вкладывать деньги в «Уфу»?

– Конечно. Пока что одна очень крупная компания попросила не светить ее. Она выйдет на авансцену, когда мы одержим первые победы. И такое внимание есть далеко не от одного потенциального спонсора.

– В Высшей школе тренеров я общался со специалистами из Башкирии, надеюсь, они мне помогут – рассказал Андрей Канчельскис. – Для меня большая честь здесь работать.

– Какой процент башкирских игроков будет в новой команде?

– Все будет зависеть от того, составят ли они конкуренцию новым игрокам. Критерий – футбольное поле. Нам без разницы – украинец, башкир или россиянин. У нас в списке тридцать игроков и за три с половиной месяца нужно всех просмотреть и к весне определиться с составом.

– Кого из действующих игроков можно взять за идеал для уфимского клуба?

– Месси, конечно.

– В России игроки такого уровня, как Месси, есть?

– Мы постараемся воспитать его в Башкирии.

– В какие еще клубы вас звали?

– Не скрою, что предложения были. Озвучивать их не буду. Я выбрал Уфу, потому что мне интересно начинать здесь футбол практически с нуля. У меня есть опыт работы в Новотроицке с «Ностой», но там я был в качестве генерального директора. С населением города в сто тысяч человек, мы имели хорошую детскую школу, в которой занималось двести детишек. Это прекрасный показатель. В Уфе население больше миллиона, поэтому талантов здесь должно быть в десять раз больше.

– Будет ли у ФК «Уфа» дубль?

– Все будет зависеть от того, в какой лиге мы будем выступать. Команда академии, которая примет участие в КФК, будет обязательно. Ей станет молодежная сборная Башкирии по футболу.

– Для вас принципиально будет ли ваша играть команда на искусственном покрытии или на естественном?

– Конечно, практически все футболисты любят играть на настоящем газоне. Знаю, что нам предстоит сыграть на искусственном поле, но ничего страшного.

– Какой будет тактика новой команды?

– Я приверженец атакующего стиля. Могу сказать, что будем играть как минимум в два нападающих. В «Торпедо-ЗИЛ» я проповедовал именно атаку. В основном через фланги, так как я сам играл с краю. Такая игра мне кажется эффективной и красивой.

– О фамилии новичков уже сейчас что-то можно говорить?

– Сборы покажут.

– Называлась фамилия Андрея Тихонова…

– Нет, его в нашем списке нет. В зоне «Урал-Поволжье» очень атлетичный футбол, поэтому даже Тихонов не выдержит здесь в своем возрасте и тридцати минут.

Уже позже, в прямом эфире телеканала БСТ Канчельскис заявил, что одним из потенциальных вратарей «Уфы» станет Сергей Козко.

Реклама 18+

Экология Бышовца

– Та программа, которую я увидел, подразумевает развитие инфраструктуры в Башкирии – это уже Анатолий Бышовец. – Конечно, меня смущают незначительные суммы, и длительная программа развития так же смущает. Надо бы побольше одного, и поменьше другого. Моя роль в клубе – консультант, футбольный советник. Играя во втором дивизионе, мы должны будем думать уже о первом. А всегда подразумевать Премьер-лигу. Это та цель, которая нас всех объединяет. Я хочу быть рядом и помочь. Мне еще интересно чисто по-человечески полезным футболу и молодым игрокам. В Башкирии я отдыхал в Красноусольске, мне очень понравилось, видел там много людей, играющих в футбол. К тому же начальником башкортостанской таможни работает мой сын. Да и Канчельскис – это же один из моих самых любимых игроков, рад ему помочь.

– За какое время реально будет выйти «Уфе» в премьер-лигу?

– Должна быть постепенность. Переход на «осень-весна» создает очень много проблем для клубов уральской и восточной зон, но намерения на скорейшее повышение в классе у нас есть. Все будет зависеть от того, какой подберется здесь состав. Думаю что три года – вполне приемлемое время, чтобы выйти в высший эшелон российского футбола. Президент республики принял программу, которая подразумевает выход в Премьер-лигу не позднее чем через пять лет. Сделаем пятилетку за три года – будем молодцами.

– Естественно, у вас были и другие предложения. Что же в первую очередь побудило вас приехать именно в Уфу, а не в другое место?

– Отношение к делу, к футболу. Среда для развития здесь очень благоприятная, сразу хочется созидать. Такой порыв хочется по-человечески поддержать. Я даже чувствую какую-то внутреннюю миссию начать все с нуля. Мне это интересно. И я очень хочу, чтобы у Андрея в Уфе получилось начать со второй лиги и дойти до Лиги чемпионов. Не хочу, конечно, ударяться в мечты Фурсенко, но почему нет? Почему не стремиться к невозможному? Это даже вызывает уважение. Думаю, что задача эта решаема. В свое время я взялся за олимпийскую команду и бунтовал, когда мне дали план подготовки. В нем не было абсолютно ничего! На что мне футбольные мэтры заявили: «А зачем тебе все это? Ты что, выиграть хочешь»? И я ответил: «Не могу сказать, что мы выиграем. Но мы сделаем все для победы». Как известно, мы выиграли. Ничего невозможного нет. Все зависит от качества, от творчества. Надо реализовать все, что может дать эта благодатная башкирская земля. Вот здесь прозвучало сравнение с «Салаватом Юлаевым». Считаю, что не нужно отбирать у них деньги. А нужно просто прибавить суммы к футболу, чтобы развивался весь спорт в комплексе. Тогда можно будет говорить о качестве уже наверняка. Потому что невозможно научить плавать, если в бассейне нет воды.

Реклама 18+

– Вы много поиграли и потренировали в российском футболе. Может ли закулисная составляющая футбола припятствовать развитию ФК «Уфа» и как с этим бороться?

– Да, сегодня ни для кого не секрет – то, что происходит в нашем футболе, порой сказывается на его развитии. Я имею в виду случаи, когда результат достигается не за счет мастерства футболистов, а за счет организаторских способностей отдельных людей. Зная себя и Канчельскиса, заверяю вас, что с экологической точки зрения мы будем на самом высшем уровне. Будем чисты. А что касается того, насколько это будет влиять на наш результат, то будет важно то, насколько мы будем защищены. Речь будет идти о нравственности, о подборе игроков, об их мотивации достичь результата. Нам нужно создать команду, у которой будет будущее, чтобы она не стала частью того рассадника, в который увязли многие российские клубы, погрязнув в долгах. Кстати, вот президент РФС Фурсенко мне предлагает войти в комитет по этике. И я думаю, что соглашусь. Ведь у меня совершенно прозрачная должность, я буду совершенно незаметным, поэтому фактически – нейтральным. Надеюсь, что у меня получится контролировать все, что происходит в зоне «Урал-Поволжье» с точки зрения футбольной этики.

Дальше Анатолий Федорович, увидев в руках почетных гостей собственную книгу «Не упасть за финишем», сделал лирическое отступление о том, почему же книга называется именно так и в чем ее смысл. Но ничего нового для сведующих не сказал. Думается, в Уфе Бышовцу будет нескучно – материала для новой книги хоть отбавляй.