6 мин.

Сборная российской премьер-лиги. Лучшие

Андрей Дикань («Терек», «Спартак»)

Человек, вытаращивший глаза на живого Петра Чеха в подтрибунном помещении, сам заслуживал таких взглядов на протяжении всего сезона. Андрей Дикань завоевал для «Терека» репутацию грозной домашней команды (ни одного поражения, пять матчей на ноль), с которой клуб легко и непринужденно расстался в конце сезона – но Дикань к тому времени уже оказался в «Спартаке». С его приходом красно-белая штрафная площадка наконец-то перестала быть похожа на арену цирка.

Александр Анюков («Зенит»)

По итогам чемпионского сезона капитану «Зенита» хорошо было бы вручить приз самого стабильного футболиста страны – предварительно его учредив. Годом-двумя ранее Анюков спорил бы за такой трофей с Семаком или Акинфеевым, но в этом легко превзошел в надежности обоих: правый защитник питерской команды достиг на своей бровке прямо-таки сияющей безупречности, хладнокровно разрушая чужие атаки и исправно поддерживая свои.

Сергей Игнашевич (ЦСКА)

В шутке игрока ЦСКА, собирающегося выступить на ЧМ-2018, была, как водится, только доля шутки – на самом деле более незаменимого футболиста в этой сборной нет. Сергей Игнашевич, несмотря на периодические сбои армейской обороны, остается сильнейшим центральным защитником страны и чемпионата. Игнашевича можно превзойти в одном из умений (выбор позиции, игра головой, первый пас), но по совокупности действий равных ему пока нет – по крайней мере, пока Бруну Алвеш не сыграл за «Зенит» хотя бы 30 матчей.

Сесар Навас («Рубин»)

Броня защиты «Рубина», пропустившей лишь 3 мяча в первых 14 матчах, в этом сезоне была заслугой не только сверхнадежного Рыжикова (в 2010-м ему просто реже били по воротам), но и испанского центрального защитника. Навас подсказывал (между прочим, по-русски) менее опытному Орехову, ходил в чужую штрафную пугать оборону соперников и, конечно, выигрывал большинство верховых мячей в своей.

Томаш Губочан («Зенит»)

Старательный, но не слишком умелый центральный защитник при наличии Ломбертса, Мейры и Крижанаца мог рассчитывать разве что на кубковые матчи, но игровая апатия Лумба позволила словаку закрепиться на левом фланге. Спаллетти разглядел в Губочане важнейшие свойства для бровочника: умение садиться на хвост сопернику, цепкость в отборе и отличную стартовую скорость. К концу сезона Томаш расцвел так, что 7-миллионный Лукович на его месте смотрелся в пару раз скромнее.

Игорь Денисов («Зенит»)

Центр полузащиты «Зенита» в этом сезоне просился в символическую сборную всем коллективом (и, кстати, именно так попал в команду Адвоката), но в своем специфическом амплуа ярче всех раскрылся Игорь Денисов. Это только после конфликта с Карпиным стали вспоминать бурбулей, инструктора по вождению и кафе «Лукоморье», а вообще о Денисове неплохо рассказывают цифры: 81% удачных ТТД, 88% удачных передач, 12-е место по удачным отборам.

Кристиан Нобоа («Рубин»)

Курбан Бердыев не только выдрессировал команду, которая способна не проигрывать «Барселоне», но еще и наладил выпуск отличных игроков на экспорт. Центральный полузащитник Кристиан Нобоа в этом сезоне был лучшим в команде практически по всем показателям (голы, удары, отборы, фолы), зачищал пространство перед своей штрафной и организовывал большинство атак «Рубина» – в общем, заменил сразу и Домингеса, и Семака. Ну и задал стандарт центрального хавбека для всей лиги.

Александр Алиев («Локомотив»)

Сезон-2010 завершился для Юрия Семина справедливой отставкой, но он успел-таки сделать клубу последний, едва ли не самый ценный подарок – вывезти из Киева футболиста с сумасшедшим ударом и выправить ему российский паспорт. Удручающая игра «Локомотива» лишила Александра Алиева шансов регулярно демонстрировать что-либо кроме умения пугать вратарей одной лишь установкой мяча в любой точке поля, но он все равно закончил чемпионат лидером по системе «гол+пас» – и несомненным лидером команды на будущий год.

Данни («Зенит»)

Первый полноценный сезон в составе «Зенита» Данни провел так, что ни у кого не осталось сомнений – вот он, главный игрок команды (ну и, конечно, лучший футболист всего чемпионата). В санкт-петербуржской адаптации португальца особенно ценна одна деталь: Данни не стал пытаться занять место Аршавина – гениальной примы, подверженной перепадам настроения, – но взял на себя ключевую роль связующего игрока. Данни стал больше бегать, больше пасовать, чаще выигрывать единоборства и лучше обводить; все это не просто наблюдения, а конкретные цифры – которые, в общем, позволяют не вспоминать больше о цифре 30 миллионов.

Вагнер Лав (ЦСКА)

Впрочем, титул лучшего игрока чемпионата мог запросто достаться другому футболисту, способному претендовать на него даже без приложения сверхусилий. Вернувшись в Россию и с ходу забив победный гол в московском дерби, Вагнер Лав напомнил, что от звания самого-самого его отделяет только общее количество сыгранных встреч и посещающее временами плохое настроение. В этом сезоне хандра бразильца длилась всего пару-тройку матчей, поэтому статистический итог 15 игр оказался потрясающим – 9 голов, 6 передач.

Александр Кержаков («Зенит»)

Первую половину сезона Александр Кержаков отпахал в роли «опорного форварда» – бег, подкаты, прессинг. Тем ценнее его летнее преображение. Лучано Спаллетти сумел обнаружить в одном из самых прямолинейных форвардов премьер-лиги гибкость мышления и ко второму круге получил супербомбардира, забившего 17 голов в 18 матчах (считая еврокубки и сборную). Невиданный прогресс в игре – тот самый фактор, что ставит Кержакова выше лучшего снайпера чемпионата Веллитона; бразилец хоть и забивал каждым третьим ударом, но вариативность его действий была так же скудна, как и игра «Спартака» в целом.