4 мин.

В свое удовольствие

Последний для «уорлд-ралли-каров» чемпионат мира закончился убедительной победой Себастьяна Леба. Француз в очередной раз оказался сильнее конкурентов, и на Ралли Великобритании оформил восьмую в сезоне победу. Кроме семикратного, в этом году единожды первенствовал Микко Хирвонен, а также по два раза побеждали Латвала и Ожье.

Сложное ралли по дорогам Уэльса долго не хотело покоряться Лебу. Впервые француз выиграл здесь только в 2008-м, будучи уже пятикратным чемпионом мира. Нынешняя победа на дорогах Соединенного Королевства стала для Себастьяна третьей подряд. Рекордсменами же британского этапа являются триумфатор 1983 года Ханну Миккола и хорошо знакомый нам Петтер Сольберг: на счету каждого из двух чемпионов по 4 победы на Ралли Уэльса.

Из действующих пилотов гонку в Великобритании также выигрывал Микко Хирвонен, но в эти выходные финн финишировал только четвертым. Но обо всем по порядку.

С первого спецучастка лидерство захватил Яри-Матти Латвала. После обидного 10-го места Ожье в Испании чисто математические шансы финна на «Форде» на вице-чемпионское звание обрели реальные очертания: в случае успеха в Великобритании Латвала мог претендовать на вторую строчку в общем зачете.

После недолгой потери лидерства на третьем допе (Яри-Матти слегка затопил двигатель во время преодоления брода) Латвала быстро вернул первую строчку, однако последний спецучасток первого дня стал для финна кошмаром. Проколов колесо на финальных километрах дистанции, гонщик «Форда» доплелся до финиша с минутным отставанием, и в генеральной классификации оказался на шестом месте.

В отсутствии Латвалы, в споре за победу осталось трио Леб-Сольберг-Ожье, буквально на следующем допе превратившееся в дуэт: чересчур быстро войдя в один из поворотов восьмого спецучастка, Себастьян Ожье угодил в аварию, закончившуюся переворотом автомобиля. Ни гонщик, ни штурман не пострадали, однако гонка для француза на этом была закончена.

Третья неудача Ожье за три последние гонки открыла Сольбергу и Латвале дорогу к вице-чемпионскому званию: теперь соперникам оставалось надежно доехать до финиша, попутно следя за позициями друг друга. Если бы гонка завершилась в субботу утром, заветное второе место досталось бы норвежцу, но пилотам предстояло преодолеть еще более половины допов.

Продолжающий гонку Латвала всю субботу отставал от Хирвонена, но в воскресенье набрал ход и к предпоследнему СУ двух напарников по команде разделяло 3 десятых секунды! Пикантности ситуации придавало то, что третье место в Великобритании выводило Латвалу на вторую строчку в общем зачете, в то время как финиш на четвертой позиции делал вице-чемпионом Сольберга.

Шеф «Форда» Малкольм Уилсон до последнего тянул с командными приказами, но на последнем спецучастке все же принял решение: вице-чемпионству Латвалы быть! Теперь Микко Хирвонен на своей шкуре прочувствовал все прелести статуса «второго пилота», на финальных километрах резко замедлившись и проиграв напарнику 18 секунд. Яри-Матти получил так нужный ему подиум и завоевал второе место в генеральной классификации.

Что касается Сольберга, то во второй день ралли чемпион мира 2003 года вел активную борьбу с Себастьяном Лебом, но на воскресных спецучастках француз обрел невероятное ускорение, и, штампуя одну победу на допе за другой, к концу гонки оторвался от Петтера почти на 20 секунд. Учитывая подиум Латвалы, второго места в гонке Сольбергу оказалось недостаточно, но надо думать, куда более обидным для норвежца было другое: вот уже 5 лет он не может выиграть этап чемпионата мира!

На этот раз победа вновь уплыла от Сольберга в последний день: судьба-злодейка никак не хочет компенсировать харизматичному норвежцу все его злоключения. В послегоночных интервью Петтер дежурно выразил надежду на следующий сезон, но, стоит признать, долговременное отсутствие побед начинает нервировать чемпиона: в Великобритании Петтер регулярно ошибался, совершая экскурсии по обочинам и отправляя автомобиль в разворот. Будем надеяться, нервозность норвежца носила временный характер и в 2011-м году мы увидим прежнего Сольберга.

В итоговом протоколе Ралли Великобритании вслед за лидерами расположились Даниэль Сордо, Хеннинг Сольберг и Мэтью Уилсон. Кими Райкконен провел относительно спокойную гонку и с отставанием в 10 с половиной минут финишировал на восьмом месте.

В общем зачете Кими завершил сезон на 10-м месте, уступив всем основным гонщикам мирового первенства. Строчки с седьмой по девятую заняли подопечные «Форда» Мэтью Уилсон, Сольберг-старший и Федерико Виллагра. Шестым в «абсолюте» чемпионата остался проведший нервный сезон Хирвонен, а на пятом месте расположился Даниэль Сордо.

Сход Ожье в Великобритании лишил юного француза не только вице-чемпионства, но даже места в тройке сильнейших: Петтеру Сольбергу Себастьян-младший уступил два очка, а Яри-Матти Латвале – четыре. А чемпион…

Что ж, повторимся: в седьмой раз подряд чемпионом мира по ралли стал великий и ужасный Себастьян Леб, завоевавший в Великобритании 62-ю победу.

Со следующего года в чемпионате мира по ралли начинает действовать новый технический регламент, подводящий черту под выступлениями современного поколения раллийных машин. Мощные автомобили класса WRC уступят место совсем другой технике – куда более доступной и менее навороченной.

Когда регламент-2011 находился в стадии обсуждения, Себастьян Леб заявлял, что уйдет из мирового ралли, если будут приняты новые правила. Чемпиона мира не устраивала относительная примитивность будущей раллийной техники по сравнению с «уорлд-ралли-карами». Однако прошло время, и француз сменил гнев на милость: «Ситроен» представил новую модель DS3, а Себастьян продлил контракт с командой.

Правда, слухи утверждают, что семикратный чемпион продолжает подумывать об уходе. Конкурировать Лебу по-прежнему не с кем, и если новая раллийная техника не преподнесет сюрпризов, француз способен взять и восьмой титул кряду. По мнению приближенных Себастьяна, Леб уже устал от постоянных побед, и если в новом сезоне не встретит серьезного сопротивления, по окончании 2011-го вполне может повесить шлем на гвоздь.