6 мин.

Осень в Европе

«ДТМ»

Десятый этап открытого немецкого кузовного чемпионата в минувшие выходные принимала Италия. На самом деле, этап на Апеннинах не был запланирован организаторами – в официальном календаре «ДТМ» на 31 октября назначена гонка по улицам Шанхая. Вот только устроители серии не учли, что самый гоночный китайский город в 2010 году принимает международную выставку ЭКСПО – ту самую, что еще весной отвлекла внимание китайцев от «Формулы-1». Чтобы гонка «ДТМ» не была принесена в жертву церемонии закрытия всемирной выставки, организаторы приняли решение отложить этап в Шанхае, а освободившиеся выходные занять итальянским заездом.

Узкая и компактная трасса в Адрии больше напоминает картодром, чем полноценное гоночное кольцо: концентрация разнообразных поворотов здесь настолько высока, что на мощной немецкой технике обогнать соперника кажется невозможным. Но богатая на события гонка смела изначальные расчеты в мусорную корзину и явила зрителям захватывающее зрелище и неожиданного победителя.

В воскресенье с самого утра зарядил дождь. Незадолго до начала гонки осадки прекратились, но стоящая над трассой водная взвесь не позволяла гонщикам обуть сухие покрышки. Сырая, но совсем не подсыхающая трасса подарила зрителям великолепную борьбу.

Впрочем, основные сражения развернулись после рестарта, а на первом круге в ужасающую аварию попал Александр Према. Смещаясь на стартовой прямой, французский пилот «Ауди» не увидел машину Маро Энгеля, задел болид соперника и взмыл в воздух. После нескольких оборотов вокруг своей оси автомобиль врезался в землю и разлетелся на мелкие кусочки. Как в этом остове целым сохранился гонщик – совершенно не понятно, однако сразу после аварии Према самостоятельно выбрался из кокпита и под аплодисменты зрителей на своих ногах дошел до медицинского автомобиля.

Устрашающая авария заставила ахнуть весь паддок: прямая старт/финиш была усыпана обломками, а от пострадавшего болида остался только монокок. Гонку, разумеется, остановили.

Пока маршалы чистили трассу, автогоночные боссы «Ауди» и «Мерседеса» щедро раздавали интервью, вновь и вновь добрым словом поминая строгие нормы безопасности серии «ДТМ». Према не пострадал, а заезд вскоре возобновился.

Победу в гонке одержал пока еще действующий чемпион серии Тимо Шайдер – триумф немца стал всего вторым для концерна Ауди в этом сезоне. Путь Шайдера к первому месту был нелегок. В первом сегменте квалификации Тимо показал второе время, но результат немца аннулировали – как выяснилось, Шайдер пошел на решающий быстрый круг спустя 5 сотых секунды после окончания зачетного времени! Раздосадованный Тимо был вынужден уходить в бой с 15-й позиции, но уже ко второму кругу немец шел седьмым, а к середине дистанции выбрался в лидеры. Грамотно спланированная тактика двух обязательных пит-стопов с интервалом всего в два круга позволила Шайдеру удержаться на первом месте и принести концерну «Ауди» долгожданную победу.

В целом, пилоты из Ингольштадта провели уверенную гонку и заняли 5 из 8 мест в очковой зоне, причем Маркус Винкельхок и вовсе финишировал 4-м, тем самым набрав первые в сезоне очки. Подвел только Экстрем: заминка на пит-стопе лишила шведа шансов побороться за подиум и отбросила в самый конец очковой зоны.

Что же касается борьбы за чемпионский титул, то гонка в Адрии словно специально расставила претендентов на победу в комбинации, предоставляющей наиболее зрелищный вариант концовки сезона. Вместо продолжения доминирования ди Ресты мы получили провал шотландца на фоне успеха его прямых конкурентов.

В толкучке первого круга лидер общего зачета оказался невольной мишенью Майка Роккенфеллера, в свою очередь задетого Оливером Джарвисом. Экскурсия по обочине отбросила ди Ресту на последнюю позицию, однако Пол не опустил руки и на некоторое время даже пробился в очки. Но еще один таран – на этот раз в исполнении Мигеля Молины – окончательно разбалансировал «Мерседес» шотландца, и после очередного разворота ди Реста начал терять скорость. Накатывавший сзади Экстрем не испытал особых трудностей при обгоне Пола и оставил ди Ресту на 9-м месте – первом вне очковой зоны.

Между тем, Спенглер с Паффеттом вели борьбу за второе место в гонке. Несмотря на бравые атаки Паффетта, канадец всю гонку держался впереди, но на втором пит-стопе у британца все же получилось опередить оппонента. Для Гэри финишировать впереди Бруно было жизненно важно: пропусти Паффетт Спенглера сейчас, и о чемпионском титуле пришлось бы забыть.

Получившиеся результаты до предела закрутили пружину интриги чемпионата: перед последней гонкой Спенглера и ди Ресту разделяют 3 очка в пользу первого, а в девяти баллах позади темной лошадкой маячит Паффетт.

MotoGP

Дождь спутал карты и пилотам мотопервенства, но в отличие от своих четырехколесных коллег, гонщики MotoGP страдали от осадков во все дни, кроме воскресенья. Тренировки на португальской трассе в Эшториле проходили исключительно на мокрой трассе, что заставило гонщиков надеяться на ливень и в день гонки, ведь потренироваться на сухом асфальте пилоты не имели никакой возможности.

Из-за сильного дождя квалификацию пришлось отменить: пилоты получили стартовые позиции по результатам пятничной свободной практики. Так на поуле оказался Хорхе Лоренсо, а компанию ему на первом ряду составили Ники Хэйден и Валентино Росси.

На старте в лидеры ненадолго вышел Хэйден, но вскоре Росси с Лоренсо прошли американца и в дальнейшем разыграли победу между собой. Большую часть первой половины гонки пелотон возглавлял Валентино, однако отрыв «Доктора» от преследователя ни разу не превысил двух секунд. Плотно держась за лидером, Лоренсо не оставлял попыток пройти Росси, и на 17-м круге рванулся вперед: агрессивным маневром в первом повороте испанец опередил Валентино и вышел на первое место.

Продемонстрировав вдохновенный пилотаж, лишенный всякой осторожности, Лоренсо довел гонку в Португалии до победы, предоставив «Доктору» довольствоваться вторым местом.

После очередного вылета Кейси Стоунера (уже четвертого за сезон, австралийцу пора завязывать с падениями) единственным оставшимся претендентом на третье место казался Хэйден. Наверное, американец так и финишировал бы в призовой тройке, если бы под конец гонки его не нагнали набравшие ход Довициозо и Симончелли. Разогнавшиеся итальянцы на «Хондах» спокойно прошли Хэйдена и на финальных кругах устроили потрясающую схватку за третье место.

За два круга до финиша Андреа обошел Марко, но на заключительном витке дистанции Симончелли вернул позицию. Судьба подиума решилась в последнем повороте: избравший лучшую траекторию Довициозо быстрее вышел из виража и поравнялся с соперником. На финише дуэлянтов разделили 59 тысячных – в пользу Довициозо.

Хэйден в итоге замкнул пятерку, а на восьмом месте финишировал Дани Педроса. В отличие от предыдущей гонки, травмированный испанец решил принять старт и не пожалел. Несмотря на непрекращающиеся боли в левой руке, Педроса поддерживал хороший темп и одно время шел шестым. Итоговая восьмая строчка – совсем неплохой результат для пока не восстановившегося пилот а.

Карлос Чека, заменяющий Мику Каллио на двух последних гонках, также провел довольно боевую гонку. Испанец активно сражался с постоянными гонщиками MotoGP и по ходу заезда занимал одиннадцатое место, но незадолго до экватора гонки сошел с дистанции. Еще короче заезд продлился для напарника Чеки по команде: Алеш Эспаргаро вылетел с трассы на первом же круге.

Но антирекорд португальского этапа по времени, проведенному на асфальте, по праву принадлежит Бену Спису: американец не удержал свой байк еще по пути на стартовую решетку! Достаточно жесткая авария на непривычно сухом покрытии привела Бена к вывиху левой лодыжки и поставила под сомнение возможность Списа закончить сезон.