5 мин.

61-я победа Леба

На протяжении многих лет испанский этап мирового раллийного первенства базируется на живописном побережье Средиземного моря. И если раньше Ралли Испании принимала хорошо знакомая туристам Коста Брава, расположенная к северу от Барселоны, то в 2005 году этап переехал в другой район Каталонии – находящуюся на юге провинции местность Коста Дорада. Примечательно, что ралли сменило прописку, не меняя регион: туристическая Каталония остается хозяйкой трех главных национальных гонок Испании на мировой арене – Гран-при «Формулы-1», этап MotoGP и, собственно, Ралли Испании WRC.

Несмотря на переезд, характер испанского этапа остался прежним: широкие асфальтовые дороги позволяют демонстрировать скоростной потенциал автомобилей королевского раллийного класса. Средняя скорость, показываемая гонщиками на каталонских спецучастках, остается самой высокой во всем чемпионате. Ключом же к успешному прохождению испанских поворотов является элементарное спрямление траекторий: длинные скоростные виражи можно пройти тем быстрее, чем плавнее будет линия движения машины.

В этом году испанский этап проходит на смешанном покрытии: преимущественно гравийные дороги первого дня к субботе и воскресенью сменяются привычным испанским асфальтом. Парк-сервис гонки расположен в городе Салу административного района Таррагона. Каждый год каталонский этап WRC находит теплый прием местных болельщиков: испанцы полюбили ралли еще во времена побед Карлоса Сайнса. Но даже после ухода «Матадора» из мирового первенства, зрители по-прежнему наводняют окрестности спецучастков и своим количеством время от времени вынуждают организаторов отменить тот или иной заезд.

К 12-му и предпоследнему этапу чемпионата мировое ралли подошло в разгар подготовки к сезону-2011. Новые машины уже готовы, многие контракты подписаны, а чемпион определился еще 3 недели назад – разумеется, им стал Себастьян Леб, уже в 7-й раз подряд. А поскольку в командном зачете борьба также сошла на нет, основной интригой испанского этапа стало сражение гонщиков, претендующих на вице-чемпионское звание. Борьба за второе место в WRC-2010 как никогда многочисленна: на заветное звание «лучшего из остальных» претендуют Себастьян Ожье, Яри-Матти Латвала, Петтер Сольберг и Даниэль Сордо. Для последнего, к слову, минувший этап был домашним – может быть, поэтому перед началом уик-энда Дани воспринимался как один из главных фаворитов предстоящей гонки.

Давления от заездов перед родными болельщиками Сордо прибавил и его партнер по команде: в четверг Леб назвал Даниэля фаворитом Ралли Испании. Правда, происхождение Сордо здесь не причем – 5-е место испанца в общем зачете подводило Дани к очень удобной позиции на старте. В первый, по большей части гравийный, день гонки Сордо получал в свое распоряжение трассу, уже расчищенную его прямыми конкурентами. В случае успеха в пятницу, Даниэль завоевывал лидирующую позицию, идеальную для асфальтовых допов субботы и воскресенья. В общем, все условия созданы – только езжай.

Как водится, предварительные расчеты были наголову разбиты безжалостной машиной по выигрыванию ралли, имя которой – Себастьян Леб. Лишенный мотивации борьбы за чемпионство, эльзасец решил просто сосредоточиться на пилотировании – и к исходу второго дня привез своим преследователям 44 секунды отрыва. Ни статус чистильщика трассы, ни уже добытый титул не смогли остановить Леба. Впрочем, мы давно привыкли, что Себастьян быстр независимо от состояния трассы, погоды и турнирной таблицы.

Как и во всем чемпионате, на ралли Испании основная борьба кипела за спиной француза. Не сильно любящий гравийное покрытие Сордо не смог воспользоваться преимуществом пятой стартовой позиции и первый день закончил лишь на шестом месте. Перед ним в турнирной таблице расположился Микко Хирвонен, а за вторую позицию развернулась нешуточная борьба между Ожье, Латвалой и Сольбергом.

Первой потерей в этом противостоянии стал Латвала: на 7-м спецучастке финн выбрал неправильные настройки и разом потерял 20 секунд. В дальнейшем Яри-Матти не раз жаловался на чрезмерный износ шин и барахлящие амортизаторы и с каждым допом все больше проигрывал лидерам. В итоге финн спокойно завершил гонку на 4-й позиции, что позволило ему приблизиться к идущему в чемпионате вторым Ожье на 11 очков.

У самого Ожье в начале ралли дела обстояли не в пример лучше. В пятницу француз пытался навязать борьбу своему старшему товарищу, и одно время даже приблизился к Лебу на расстояние меньше трех секунд. Закончив пятницу с гандикапом в 4,4 секунды, юный француз грозился побороться за победу, но коварный 20-километровый доп La Mussara остановил Себастьяна. Не вписавшись в поворот, Ожье врезался в ограждение и закончил погоню за лидером гонки. Потеряв 16 минут на смене колеса и медленном возвращении на поврежденной машине, Себ все-таки продолжил гонку и даже заработал одно очко за десятое место, но стоит ли говорить о том, что в испанской гонке француз рассчитывал на куда лучший результат.

Несмотря на нехарактерную ошибку, Ожье удерживает второе место в общем зачете, и, учитывая традиционно высокий в этом сезоне темп француза, как-то не верится, что он упустит вице-чемпионское звание.

Устранившиеся из гонки конкуренты открыли Петтеру Сольбергу легкий путь ко второму месту, но норвежцу не дал расслабиться активизировавшийся с утра субботы Сордо. Неуклонно отыгрывая секунды, испанец все ближе подбирался к сопернику, но для того, чтобы выйти вперед, Дани банально не хватило времени: ралли закончилось, когда между Петтером и Даниэлем осталось немногим более пяти секунд.

Что касается Микко Хирвонена, то финн провел очередную невнятную гонку, вновь уступив товарищу по команде. Справедливости ради надо сказать, что львиная часть потерянного времени пришлась на 10-й спецучасток, на котором у финна отказал турбонаддув, но и без этой проблемы Хирвонен явно проигрывал Латвале и на место выше пятого не претендовал.

Из разочарований этапа также следует отметить неудачу асфальтового аса Фригеша Турана. Показывая в первые два дня ралли прекрасный темп, к вечеру субботы венгр на «Форде» шел седьмым, однако на истинно марафонском 42-километровом допе El Priorat не рассчитал свои силы и вылетел с трассы. Эта гонка была объективно последней возможностью пополнить очковый баланс для эпизодически появляющегося в WRC Турана, и винить в потере этой возможности Фригеш может только себя.

Напротив, лучшим результатом за карьеру в мировом ралли могут похвастаться приехавший седьмым Халид Аль-Кассими и финишировавший девятым Кен Блок.

Для Кими Райкконена испанский этап завершился, даже не начавшись: чемпион мира «Формулы-1» разбил свой «Ситроен» в четверг на шейкдауне и в гонке участия не принял.

Впереди нас ждет последний этап сезона в Великобритании. Гравийные дорожки Уэльса примут гонщиков в середине ноября, и окончательно расставят пилотов по местам в общем зачете.