6 мин.

Молодежный отдых

Очередной крах молодежной сборной России случился почти бесшумно. В те же самые часы, когда команда Колыванова играла с Румынией, все смотрели, как Адвокат бился головой о Словакию. Но даже если бы главная сборная во вторник проводила дежурную встречу против Андорры или вовсе пропускала игровой день, о молодежке все равно бы не вспомнили. Эта команда в России уже никому не нужна.

Перед вчерашней игрой с Румынией Игорь Колыванов заметил: «Если бы мы не проиграли Фарерам, то уже были бы в стыковых матчах». В пропасть его команда и правда шагнула не сейчас, а летом-2009, когда вернулась битой из далеких северных земель. Чем говорить языком спортивных газет и вворачивать слова «позор», «зажрались», «катастрофа», лучше освежить в памяти несколько ярких цитат.

В июне 2009 года, через неделю после поражения на Фарерах, журнал PROспорт добился дивного эксклюзива – интервью Йоуана-Суймуна Эдмундссона. Робкий паренек, забивший в том матче единственный гол, рассказывал о себе. «В моей деревне меня все горячо поздравили. Мне всего 17 лет, я самый младший в сборной и играл за нее в первый раз. До этого приходилось выступать за юниоров, и мы всегда проигрывали». «В сборной России я не знал никого. Единственное — перед матчем кто-то написал нашему тренеру в Facebook, что остерегаться надо Дзагоева. Я живу с родителями в поселке Тофтир с населением в 900 человек, выступаю за клуб «Б-68». Именно усилиями «Б-68» на скале около нашей деревни был сооружен первый настоящий стадион с травяным покрытием — на нем выступала первая сборная. За неделю, прошедшую после игры с Россией, я впервые в своей жизни дал несколько автографов».

Дзагоев, Дзюба, Кокорин, Щенников и Ионов проиграли команде, которая изучает соперника по социальным сетям.

Однако не только из-за них случилось то поражение. Если помните, на матч сборная России добиралась так, будто старт путешествия был назначен не в Москве, а где-нибудь в Биробиджане. Чтобы попасть на Фареры, российской команде пришлось делать две пересадки и ночевать в Копенгагене. Виталий Мутко, который, не покладая рук, еще трудился президентом Российского футбольного союза, назвал такую поездку «перелетом через 85-ю страну». Тем, кто не понял этого раньше, наконец, стало ясно: в российском футболе могут думать о чем угодно, но только не о сборной в возрасте до 21 года. Команда, которая, как цветущая старшеклассница, должна излучать здоровье и интерес к жизни, давно превратилась в беспомощную старуху, преданную близкими и отправленную подальше от глаз в дом престарелых.

В домашних играх нынешнего отбора сборная России собирала такую же аудиторию, как и самые затрапезные команды второго дивизиона. Организаторы матчей делали все, чтобы на стадионах, где играла российская молодежь, не было лишних глаз. Так, прошлогодний матч против Молдавии прошел а) на «Арене Химки», б) в среду, в) в четыре часа дня. Хочется посмотреть на 550 бездельников, которые все-таки выбрались тогда на футбол. Несмотря на отчеты со вторничного матча против Румынии (там уверяют, что на «Петровском» собралось 2500 человек) и периодические скандирования «Расея! Расея!», тяжело было отделаться от ощущения: единственный, кто смотрит эту игру в прямом эфире, – комментатор «России 2» Роман Трушечкин. Понятно, что матч против Румынии не имел шансов на аншлаг: все встречи финального тура молодежного отбора должны были проводиться синхронно, в семь по Москве, поэтому матч сборной Колыванова наслаивался на игру, которую давали в Черкизове. Но Россия – это не только Москва, Санкт-Петербург и кусок железной дороги, над которой трижды в день парит «Сапсан». Единственный матч в приличных декорациях молодежка провела 1 апреля 2009 года в Краснодаре. 8 тысяч человек пришли на стадион «Кубань», чтобы убедиться: крупная победа наших над Андоррой – это все еще не шутка, а быль. Сколько краснодарцев пришло бы посмотреть на решающий матч той же самой команды?

Понятно, что футбольный результат приносят не полные трибуны, а работа тренеров и футболистов. Но на какое настроение этих футболистов рассчитывают менеджеры РФС, когда заставляют их играть для тренерской скамейки, работников стадиона и воркующих на осветительных мачтах голубей? Посещаемость молодежной сборной России – индикатор внимания и сил, которые вкладывали в нее все последние годы. Если Сергей Фурсенко собирается заниматься в РФС не только перекройкой календаря и продвижением «Кодекса чести» в массы, то именно сейчас ему представляется отличная возможность взяться за решение одной из проблем российского футбола.

Для начала советники Фурсенко могут объяснить своему боссу, что в цивилизованных странах молодежная сборная – действительно, важная команда, а не сборище шалопаев, которое надо иметь только потому, что заставляет ФИФА.

Что, пробиваясь в финальные стадии крупных турниров, многие игроки сборных набираются международного опыта, который едва ли когда-нибудь зацепят, выступая за «Томь», нальчикский «Спартак» и брянское «Динамо».

Что последний раз в финальной части молодежного чемпионата Европы мы играли в 1998 году (команда Гершковича с Евсеевым, Титовым и Бузникиным в составе уступила в четвертьфинале испанцам), а на Олимпиадах сборной России и вовсе не было никогда.

Что Олимпийские игры для многих – единственная возможность сыграть в футбол с Лео Месси, Роналдиньо, Хавьером Маскерано, Серхио Агуэро и другими суперзвездами, которые специально отпрашиваются из клубов, чтобы принять участие в этих дивных соревнованиях.

Что на молодежном Евро-2009 победила сборная Германии, а уже спустя год три игрока той команды стали открытиями совсем не молодежного, а самого настоящего чемпионата мира и подписали роскошные контракты с мадридским «Реалом» и «Манчестер Сити».

Наконец, что молодежная сборная, как и сборная национальная, нуждается в хорошем уходе. И, вполне возможно, осуществлять его должен хороший тренер из-за границы.

Игорь Колыванов, как и все игроки его золотой команды, после победы на юношеском Евро-2006 не спешит покорять новые вершины. Получив повышение в молодежную сборную, он не справился с задачей даже несмотря на то, что жеребьевка создала для этого все условия. В отборе к Евро-2011 сборная России потерпела крах в самой простой отборочной компании: тогда как в каждой группе было как минимум три серьезные команды, у россиян был один-единственный конкурент – Румыния. Тем не менее команда Колыванова не смогла набрать нужное количество очков, чтобы выскочить в стыковые матчи со второго места. По разнице мячей нас обошли Исландия, Уэльс и Израиль. Национальные сборные этих стран хромают на обе ноги. Интересно, где они берут футболистов для молодежной?

Если выбирая следующего тренера для молодежки, РФС действительно захочет ориентироваться на Европу, подбор кандидатов будет долгим и мучительным. Тренера, специализирующегося именно на молодежных сборных, найти не легче, чем мастера по тюнингу «Запорожцев». Однако можно предположить: если скауты РФС возьмутся за серьезный ресерч, одна из служебных командировок будет оформлена в Южную Африку. С 2009 года в кейптаунском «Аяксе» работает Фоппе де Хан – знаменитый голландский тренер, который почти 20 лет проработал в «Херенвене», огранил там талант ван Нистелроя, а в середине нулевых выиграл два подряд чемпионата Европы среди молодежи. Сейчас де Хану 67 лет, и вряд ли в таком возрасте он решится на переезд в Россию. Зато если после не самого красивого расставания Хиддинка и РФС в Голландии еще остались люди, которые не боятся иметь дело с русскими, Фоппе наверняка кого-нибудь посоветует.

Совершенно очевидно, что игроки национальной сборной России уже не смогут работать под руководством отечественного тренера. По крайней мере, до тех пор, пока в России не появится человек, который у трудно управляемых игроков будет вызывать такой же авторитет, какой вызывал Гус Хиддинк. Очевидно и то, что в молодежной сборной с каждым днем все больше таких же циничных парней, которым играть у Колыванова или Стукалова совсем не так интересно, как у Спаллети, Адвоката или другого знаменитого иностранца.

Видимо, пришло время этого иностранца привезти.