7 мин.

Сухой закон

Жералдо Мазаропи (Бразилия, 1816 минут, 1-е место)

Несмотря на то, что свой рекорд Мазаропи установил не в бразильской серии А, а в первенстве штата Кариока, именно его Международная федерация футбольной истории и статистики (IFFHS) признает самым непробиваемым голкипером в истории. Выступая в 70-х за «Васку да Гама», Жералдо заслужил уважение (заодно и серию свою запротоколировал), а в «Гремио» в начале 80-х прибарахлился завидными трофеями – Кубком Либертадорес и Межконтинентальным трофеем. Слепок его руки занимает в зале славы «Гремио» одно из самых почетных мест. Сняв перчатки, рекордсмен какое-то время занимался политикой, после чего надолго уехал в Японию, где работал тренером вратарей. Сегодня Мазаропи, на счету которого всего один матч за сборную Бразилии, возглавляет заштный клуб «Санто-Анджело», приняв его после увольнения из «Гуарани».

Табет Эль-Батал (Египет, 1442 минуты, 2-е и 5-е места)

Уроженец Каира не мог вырасти посредственностью хотя бы потому, что фамилия обязывала – El-Batal переводится с арабского как Герой. Играл Табет действительно феноменально, на долгие годы заслонив собой ворота сборной Египта (1974 – 1990). В национальном чемпионате этот здоровяк с пудовыми кулаками выступал за непобедимый «Аль-Ахли», во многом благодаря чему сумел оформить две «сухие» серии (еще один менее впечатляющий подвиг Героя насчитывает 1325 минут). Завершив карьеру, Табет остался работать в «Аль-Ахли» на должности спортивного директора. К сожалению, в 2005 году Эль-Батал скончался от рака.

Дани Верлинден (Бельгия, 1390 минут, 3-е место)

«Мысли о рекорде меня никогда не волновали. Я даже не подозревал о нем, пока на меня не вышло одно немецкое статистическое агентство», – признается Верлинден, умудрявшийся здорово ловить мячи с ростом всего 175 см и получивший за надежную игру прозвище Стена. Выступая за блиставший в 90-е годы в Бельгии и Европе «Брюгге», Дани насобирал целую охапку личных и командных призов. Одно обидно – в сборной он всегда ввиду наличия Прюддома был на подхвате. В 2003 году Верлинден стал самым возрастным игроком Лиги чемпионов (40 лет и 116 дней), а год спустя перешел в «Брюгге» на тренерскую работу.

Хосе Мария Бульюбашич (Аргентина, 1352 минуты, 4-е место)

Свой рекорд кипер установил на склоне не самой удачной карьеры. В ней хоть и значатся такие клубы, как «Росарио», «Ривер Плейт» и ряд испанских команд вроде «Тенерифе», везде до своего прихода в чилийский «Универсидад Католика» Хосе Мария (его предки родом из Хорватии) был на подхвате. В Сантьяго его занесло в возрасте 34 лет. Здесь Бульюбашич стал чемпионом Чили, пошумел с командой в Копа Судамерикана (полуфинал), узнал о том, что врачи выявили у него доброкачественную опухоль мозга и сумел после этого вернуться в «рамку».

Эдвин ван дер Сар (Голландия, 1311 минут, 6-е место)

Пять сезонов после ухода Петера Шмейхеля сэр Фергюсон не спал по ночам, размышляя, кого же ему поставить в ворота «МЮ». При этом шотландец исходил не из того, кто из имевшихся стражей ворот надежнее, а кто меньше чудит. Незадачливый Массимо Таиби, весельчак Фабьен Бартез, смутьян и кайфолов Марк Боснич, нестабильные Рой Кэрролл и Рикардо Лопес, «пеночник» Тим Ховард… Мигрень у сэра Алекса прошла лишь после прихода из «Фулхэма» ван дер Сара, на счету которого 130 матчей за сборную Голландии и сухая серия в составе «оранжевых» длиной в 1031 минуту (не дотянул до мирового рекорда 505 минут).

Наставник знаменитого «Аякса» начала 90-х Луи ван Гал откопал Эдвина в любительской команде «Нордвийк», предоставив ему шанс после ошибки Стэнли Менцо в игре с «Осером». Как результат – выигрыш «Аяксом» Лиги чемпионов и признание Эдвина лучшим вратарем Европы 1995 года. Дальше был «Ювентус», в котором он стал первым вратарем-иностранцем в истории клуба, но с приходом Буффона был вынужден уйти в «Фулхэм». «Дачники» заплатили за голландца рекордные для себя 7 млн фунтов и наверняка не пожалели. В отличие от Эдвина, купившегося на обещания лондонских боссов построить большую команду. «Я уже было начал подумывать о завершении карьеры, как подоспело предложение Фергюсона…» – вспоминает ван дер Сар, который мог оказаться в «МЮ» еще в 2001 году. «Нам определенно нужно было приглашать его еще тогда, когда ушел Шмейхель, но на тот момент у бывшего председателя правления Мартина Эдвардса была договоренность с Марком Босничем, и нам это помешало», – признается Фергюсон, который называет трансфер голландца одним из лучших в своей тренерской деятельности.

После Евро-2008 Эдвин объявил о прекращении карьеры в сборной. Но осенью его уговорили вернуться на пару матчей. Ван дер Сар заявил, что теперь уж точно в последний раз. Очень жаль…

Денис Романенко (Молдова, 1154 минуты, 17-е место)

Свой рекорд Денис оформил в конце 90-х, когда выступал за «Зимбру», которому в общей сложности посвятил 11 лет карьеры. В том рекордном сезоне-1998/99 Денис пропустил всего 9 мячей. Покинув «зубров» в 2003 году, Романенко несколько сезонов отыграл в первом российском дивизионе за махачкалинское «Динамо» и пятигорский «Машук», а затем немного постоял в первенстве Казахстана и вернулся на родину. Сейчас 34-летний бритоголовый вратарь помогает в воротах одному из лидеров первенства «Дачии».

Виктор Банников (СССР, 1127 минут, 19-е место)

Судьбу знаменитого советского голкипера во многом решил случай. Видя, как здорово у Виктора получается играть в волейбол, особенно доставать «мертвые мячи», его в свою житомирскую заводскую футбольную команду позвал тренер Мисиожник. Банникову было 20 лет, когда он впервые встал в «рамку». А уже через три года мастер спорта по прыжкам в высоту (вот откуда у Банникова была такая прыгучесть!) играл за киевское «Динамо»! За киевлян Виктор отстоял насухо в 138 матчах, дважды признавался лучшим вратарем СССР и провел 14 матчей за сборную. Те, кто видел его игру, утверждают, что Виктор ничем не уступал Льву Яшину. К сожалению, в 2001 году Банников, после завершения карьеры занимавший руководящие посты в украинском футболе, умер от рака.

Низами Садыгов (Азербайджан, 1106 минут, 22-е место)

Нынче работающий тренером вратарей в агдамском «Карабахе» Садыгов не только здорово охранял свои ворота, но и покушался на чужие. К бразильцу Рожерио Сени он и близко не подобрался, но все же. На счету 42-летнего Низами, искусно исполнявшего штрафные, 21 гол, из которых он лишь 12 забил с пенальти. В мировой иерархии Садыгов по этому показателю занимает 12-ю позицию.

Юрий Роменский (СССР, 1100 минут, 24-е место)

В недавнем прошлом тренер вратарей сборной Украины начинал в нападении. «И в бакинском «Нефтянике», а позже – в одесском «Черноморце» у меня неплохо получалось действовать на острие, – вспоминает Роменский. – Помню, когда в составе «Черноморца» мы поехали в турне по Таиланду, где сыграли ряд товарищеских игр, в нескольких матчах я отыграл в нападении, а сборной тайского города Накхонпатхон даже забил два мяча». В киевское «Динамо» Юрия забрал Лобановский, уведя его из-под носа у ЦСКА (за Роменским уже даже приезжал армейский УАЗик). Если бы не травмы, здорово отражавший пенальти вратарь наверняка бы задержался в Киеве дольше двух сезонов. Но в 1981 году Роменский заболел воспалением легких, а пока лечился, в составе «Динамо» стабильно заиграл Михаил Михайлов. Карьеру игрока Юрий завершил довольно рано – в 33 года из-за проблем с коленным суставом. «Валерий Петраков из московского «Локомотива» оборвал мою сухую серию самым «необязательным» образом – с пенальти, – сокрушается Роменский. – Потому что после этого я еще четыре матча подряд отстоял на ноль. Представляете, каким мог быть «пик Роменского!»

Также в первую сотню по непробиваемости из представителей СНГ входят Александр Горяинов («Металлист», 944 минуты), Эльхан Гасанов («Нефтчи», 943), Руслан Нигматуллин («Локомотив» М, 939), Олег Суслов («Черноморец» О, 934), Юрий Коротких («Шахтер» Д, 913), Евгений Рудаков («Динамо» К, 909, 901), Эдуард Тучинский («Торпедо-МАЗ», 905) и Евгений Хмарук («Тилигул», 870).