5 мин.

Крайний срок

Корреляция далеко не всегда обозначает причинно-следственную связь. Любопытно, что последние четыре чемпионата мира выиграли команды, у которых пара атакующих крайних защитников была в лучшей форме (Жоржиньо и Бранко у сборной Бразилии в 1994 году, Лилиан Тюрам и Биксан Лизаразю у Франции в 1998-м, Кафу и Роберто Карлос у Бразилии в 2002-м, и Джанлука Дзамбротта и Фабио Гроссо в 2006-м). Но этого недостаточно, чтобы с уверенностью заявить, что в наши дни команда с лучшими атакующими фулбеками добьется таких же успехов.

Для начала стоит признать, что эта гипотеза содержит своего рода замкнутый круг, потому что команда, которая побеждает в чемпионате мира, обязана на любой позиции иметь игроков, находящихся в наилучшей форме – или, по крайней мере, считающихся таковыми. Так становится ли команда чемпионом мира, потому что у нее лучшие фулбеки, или ее фулбеки лучшие, потому что она стала чемпионом мира? Сложно сказать, но даже с такой оговоркой связь между успехом сборной и атакующими крайними защитниками кажется сильной: Тюрам, Кафу и Гроссо выделялись даже в отличных командах.

Уже на нынешнем турнире было заметно, что Филипп Лам хорошо отыграл в выигранном немцами матче против Австралии (4:0), что Ча Ду Ри был великолепен в победной для Южной Кореи игре с греками (2:0), а часто смещающийся из своей зоны Майкон в конце концов открыл счет голам сборной Бразилии против КНДР. Даже Крис Локхид, который скорее латераль, был источником значительного количества атак сборной Новой Зеландии в матче со словаками. Если добавить к этому, что Глен Джонсон и Эшли Коул разочаровали меньше остальных в матче с США, то даже болельщики сборной Англии могли бы принять «теорию фулбеков» в качестве основания для надежд.

Но прежде чем судить о важности фулбеков, нужно для начала установить, откуда взялась эта корреляция между атакующими крайними защитниками и успехом. Суть дела сводится к замечанию Джека Чарльтона после ЧМ-1994: когда четверка игроков обороны встречает команду, играющую по схеме 4-4-2 или 3-5-2, именно перед фулбеками остается больше всего пространства, поэтому они больше всех владеют мячом, а, значит, имеют больше всего возможностей для относительно безрисковых забегов в неожиданные зоны.

Однако схема 4-4-2 используется все реже и преимущества, о котором говорил Чарльтон, больше не существует. Когда четверка защитников играет против 4-2-3-1 или 4-3-3, перед фулбеком оказывается уже не свободное пространство, а вингер. Атакующему крайнему защитнику это осложняет задачу. Если его задача – атаковать по флангу, он может переиграть соперника его же оружием – как это сделал, например, Роберто Карлос против Дэвида Бекхэма, когда «Реал» победил «Манчестер Юнайтед» на «Сантьяго Бернабеу» в 2003 году, или как Майкл Эссьен против Криштиану Роналду в течение последнего часа и дополнительного времени финала Лиги чемпионов-2008.

Но это рискованный ход. В 2008 году в Загребе Тео Уолкотт не просто сделал хет-трик – он уничтожил весь левый фланг сборной Хорватии, заставив защищаться Даниэля Праньича, фулбека настолько атакующего, что он обычно располагается в полузащите. Так что даже для атакующего фулбека может оказаться безопаснее сесть поглубже и попытаться не дать сыграть своему визави, как это сделал Эшли Коул против Роналду на Евро-2004. Если фулбек будет сосредоточен на оборонительных действиях, ему, наверное, лучше быть игроком оборонительного плана по своей природе («канонир» Ли Диксон против Давида Жинола из «Ньюкасла» в матче Кубка английской лиги в январе 1996 года или Гари Невилл из «МЮ» против Хосе Антонио Рейеса из «Арсенала» в октябре 2004 года). Но в этом случае гегемония атакующих фулбеков может закончиться.

Речь не о том, что атакующий крайний защитник – это вчерашний день, но они перестали быть тем преимуществом, каким были когда-то. Если я прав, то отсутствие атакующих фулбеков не помешает сборным вроде Аргентины и Голландии, как многим казалось. На таких турнирах всегда есть вероятность, что команда, вернувшаяся к построению, которое кажется давно и прочно устаревшим, удивит соперников, поставив перед ними задачу, решение которой они уже успели забыть. Это сработало у сборной Греции, когда Отто Рехагель вновь воспользовался персональной защитой на Евро-2004, и вполне может оказаться, что четверка защитных по сути игроков станет неприятным сюрпризом для соперников команды Диего Марадоны.

Конечно, Хонас Гутьеррес – не самый надежный выбор на позиции правого крайнего защитника и его слабостью в выборе позиции часто пользовалась сборная Нигерии. Но его можно заменить Николасом Бурдиссо, который смотрелся поубедительнее, выйдя на замену в том матче. У сборной Голландии все не так радикально, но и Джио ван Бронкхорст из-за возраста, и Грегори ван дер Виль из-за сугубо оборонительного профиля, вряд ли будут бросаться вперед, убегая в чужие зоны.

Тактика обеих этих сборных напоминает облегченную версию «разделенной команды», которая часто встречалась в Италии в конце 1990-х. При таком построении одним игрокам достается ярко выраженная атакующая роль, другим – ярко выраженная оборонительная, а между ними – буквально пара футболистов. Против сборной Нигерии аргентинцы выставили очень явную оборонительную четверку плюс Маскерано и атакующую четверку из Анхеля ди Марии, Карлоса Тевеса, Лионеля Месси и Гонсало Игуаина, в то время как Хуан Себастьян Верон обеспечивал своего рода связь между ними в качестве глубоко посаженного плеймейкера. У голландцев аналогичным образом выделялись оборонительная четверка и атакующая четверка плюс Найджел де Йонг, а Марк ван Боммел объединял первых со вторыми.

При таком игровом построении очень многое зависит от индивидуальных качеств и меньше – от системы. Наверное, это естественно для матчей сборных, где, по словам Валерия Лобановского и Арриго Сакки, недостаток времени мешает тренеру наигрывать сложные схемы. Возможно, это даже на руку маркетологам, идеал которых – это финты Роналду, а не сдержанные жесты Рафы Бенитеса. Тем не менее, это признак того, что эра атакующих фулбеков если и не закончилась, то, по крайней мере, поставлена под сомнение.

Если Марадона признал это – или прислушался к Карлосу Билардо, который ему это сказал, – может оказаться, что он умнее, чем многим представляется. (И, конечно, отсутствие в сборной Аргентины атакующих крайних защитников делает такой эксперимент совершенно логичным.) Ведь если дело дойдет до битвы не систем, в которой преимущество останется за Испанией с ее фалангой одаренных комбинирующих полузащитников, а битвы индивидуальностей игроков атаки, Аргентине не будет равных, а Голландия отстанет не сильно. Это сработало у Билардо и сборной Аргентины в 1986 году, когда, грубо говоря, семь человек защищались, а Хорхе Вальдано, Хорхе Бурручага и, конечно же, Марадона атаковали. Если Габриэль Хайнце и Гутьеррес или Бурдиссо смогут обеспечить достойную опору, эта схема может опять сработать с Анхелем ди Марией, Гонсало Игуаином, Карлосом Тевесом и, конечно же, Месси.