8 мин.

Местный парень

Судьба Габриэля и его путь в большой футбол могут показаться скучными и недостойными описания. Действительно, никаких метаний по десятку команд на юношеском уровне, случайной находки талантливого мальчишки, игравшего во дворе, проезжавшим мимо в автобусе тренером большого клуба, перехода в стан злейшего врага, смены нескольких клубов на пути к успеху, скитаний по арендам – в общем, ничего такого, о чем потом можно будет рассказать в толстенной автобиографии.

Родившийся в Эрдингтоне, предместье Бирмингема, в семье шотландки и эмигранта из Нигерии, Габриэль Имуетиньян Агбонлахор начал заниматься футболом довольно рано и, вооружившись африканскими природными данными и стойкостью шотландского духа, уже довольно скоро стал основным нападающим клуба «Грейт Барр Фэлконс», входящего в систему юношеских команд Футбольной ассоциации Бирмингема.

Примером, вдохновлявшим Агбонлахора в детстве, был его собственный отец, впрочем, даже в его отношении Габриэль позволяет себе легкую иронию: «Мой отец – врач и ученый, мозг нашей семьи, впрочем в Нигерии он был и неплохим игроком. По крайней мере, он так говорит. Отец говорит, что знает о футболе многое и постоянно советует мне, как поступать. Но, честно говоря, некоторые из его советов заставляют усомниться, насколько он был хорош».

Судьбоносным для Агбонлахора стал 2000 год. Просматривавшие однажды талантливых мальчишек в округе представители «Астон Виллы» после долгих колебаний все-таки решили дать шанс пареньку, поразившему их фантастической для своего возраста скоростью. Директор академии «Виллы» Брайан Джонс с улыбкой вспоминает: «Единственное, что в нем привлекало – его скорость. Больше он в те времена ничего не умел, просто бегал по прямой. Обработка мяча никуда не годилась, умения играть головой не было вообще. Но мы увидели его скорость и подумали «Давайте попробуем этого парня». Решение взять Агбонлахора в систему «Астон Виллы» далось Джонсу и его коллегам очень нелегко, впрочем, возможно это было лучшее решение в их жизни. Джонс, заставляя усомниться, об Агбонлахоре ли речь, продолжает: «Он был нападающим, который был быстр как ветер, но куда-то прятался каждый раз, когда приближался к штрафной. Помню, вшестером и всемером мы сидели за столом и обсуждали мальчишек, увиденных нами в тот день. Имя Габби конечно тоже возникло, но, честно говоря, большинство из нас не видело в нем игрока уровня премьер-лиги».

Взятый на контракт в «Астон Виллу» Агбонлахор более ни разу не заставлял усомниться в своих перспективах. Ударными темпами искоренявший недостатки в своей игре уже в сезоне-2002/03 Агбонлахор дебютировал за команду академии «Астон Виллы», забив 9 голов в 18 матчах. Достижения Агбонлахора в следующем сезоне поистине впечатляют в цифровом выражении – 40 мячей во всех турнирах. Тем самым юному форварду удалось побить державшийся шесть лет рекорд юношеских команд «Виллы», установленный Дариусом Васселом. Именно после сезона-2003/04 об Агбонлахоре заговорили в английской прессе, пока что как о «чудо-мальчике из юношеской лиги». Агбонлахор не сбавил обороты и в следующем сезоне – 18 голов в 22 играх уже за резервный состав «Виллы».

Казалось бы, игра за основной состав «Виллы», в то время показывавшей результаты не чета нынешним, не за горами, но тогдашний тренер бирмингемцев Дэвид О’Лири не спешил ставить юниора в состав. Сомневаясь в его пригодности к взрослому футболу, Агбонлахора осенью 2005 года отправляют в две краткосрочные арендные ссылки в «Уотфорд» и «Шеффилд Уэнсдей». Вернувшись из аренды без голов, существенного игрового времени и со слегка пошатнувшейся уверенностью в себе, Агбонлахор смог быстро вновь наладить прицел в резервном составе «Астон Виллы». И все же, несмотря на несколько затормозившийся карьерный рост, Агбонлахор дебютировал 18 марта 2006 года за основной состав в гостевом матче с «Эвертоном» и сразу же отметился голом. Яркое начало, тем не менее, не привело к сколько-нибудь яркому продолжению. Особого доверия со стороны О’Лири Агбонлахор не чувствовал: «Не думаю, что он рассчитывал на меня всерьез. Я попадал в состав только, если больше некого было ставить».

Все изменилось с приходом на пост главного тренера «Виллы» летом 2006 года Мартина О’Нила, сходу сделавшего Агбонлахора одним из ключевых игроков своей команды. Агбонлахор вспоминает: «Надо было смениться тренеру, чтобы я наконец-то получил настоящий шанс. Пришел О’Нил, и шансы играть вдруг появились у всех». Впрочем, ради игры в основном составе Агбонлахору пришлось пойти на самую большую жертву в своей карьере – переместиться с позиции нападающего на правый фланг и значительно поумерить свой голевой аппетит.

В сезоне-2006/07 Агбонлахор быстро стал в «Вилле» безальтернативным игроком основы, без замен отыграв с начала сезона до 10 февраля, когда О’Нил наконец решил дать молодому игроку немного отдохнуть и прийти в себя.

Результат доверия О’Нила и воодушевленной работы самого Габриэля – 10 голов в 42 матчах сезона-2006/07 и 11 в 40 матчах сезоном позже.

Нынешний сезон для Агбонлахора, как и для всей «Виллы» – особенный. Фантастическое начало сезона для самого игрока было положено уже в первом матче, когда Габриэль отгрузил в ворота «Манчестер Сити» хет-трик за семь минут.

«Я просто хочу, чтобы это не кончалось. Мы играем здорово каждую неделю, мы наконец-то можем играть против больших команд. Каждый раз приходить на тренировку в такую команду – это уже удовольствие» – характеризует Агбонлахор нынешний сезон. Пожалуй, для нынешней «Астон Виллы» фраза «хочу, чтобы это не кончалось» – это почти девиз.

Агбонлахору со временем предстояло решить, какое из отечеств ему роднее. При этом особенную сложность выбору придавал тот факт, что после того, как Агбонлахор начал играть на высшем уровне, в очередь претендентов на него выстроилось сразу три национальных команды: Нигерия по линии отца, Шотландия как родина матери, и Англия, исходя из места рождения самого Габриэля. При этом сам футболист, несмотря на то, что никогда не бывал ни в Нигерии, ни в Шотландии, изрядно накалял ситуацию, делая заявления в духе: «Отец хочет, чтобы я выступал за Англию. Но если я не получу шанса, он хочет, чтобы я выбрал Нигерию. Хотя за Шотландию я тоже мог бы играть».

За недолгие 9 дней осени 2006 года международный конфликт, яблоком раздора в котором был Агбонлахор, успел достигнуть апогея и почти тут же разрешился в пользу известной нам стороны. Первой на решительный шаг отважилась Нигерия, вызвав 20 сентября игрока в сборную до 20 лет на отборочный матч молодежного Кубка Африки против Руанды. Агбонлахор, игравший на уровне юношей за Англию и справедливо ожидавший вызова от молодежки, тотчас же отклонил предложение, при этом в духе присущего ему дипломатизма заявив, что не стоит исключать возможность его игры за Нигерию в будущем (и за Шотландию, надо полагать, тоже). Ситуация счастливо разрешилась для Агбонлахора и Англии 28 сентября, когда Питер Тейлор назвал его имя в списке игроков, вызванных в английскую команду до 21 года на матч против сверстников из Германии. С тех пор проблем с национальной самоидентификацией на уровне сборных у Агбонлахора больше не возникало. Каков был бы его выбор, не начни он свою карьеру в «Астон Вилле» столь ярко – история умалчивает, вполне возможно, у болельщиков в Глазго или Абудже было бы сейчас чуть больше поводов для радости.

Путь Агбонлахора в сборную Фабио Капелло оказался куда тернистее и дольше, чем многими предполагалось. Получив свой первый вызов от итальянца еще в феврале 2008 на товарищеский матч против Швейцарии, бирмингемец был вынужден тут же разочаровать всех своих поклонников – травма не позволила ему дебютировать в майке «Трех львов». С нулевым количеством матчей за национальную команду Агбонлахор вернулся и из летнего американского турне сборной Англии, будучи оставленным на скамейке в матчах с США и Тринидадом и Тобаго. Должен был Агбонлахор полететь и на матч против Белоруссии, но... вновь травма, полученная в матче за молодежку, не дала осуществиться его дебюту.

Поддержать товарища по клубу вызвался Эшли Янг, вместе с которым Габриэль составляет грозную силу в «Астон Вилле» и чья карьера в сборной складывалась к тому моменту чуть успешнее: «Я думаю, Габби сможет отлично вписаться в команду. Он уже был в команде летом, тренировался с нами и совсем не выглядел лишним. Его вклад в успехи «Виллы» огромен. Он определенно справится с игрой за сборную». То ли слова Янга так подействовали на Капелло, то ли и в самом деле наступило то самое «пора», но на следующий матч сборной с Германией, проходивший на легендарном «Олимпияштадионе», Агбонлахор наконец-то вышел в основе. Создав за отведенные ему 76 минут фирменными скоростными рывками целый ворох проблем немецкой обороне и отметившись незасчитанным голом, бирмингемец после игры принимал заслуженные поздравления как от товарищей по сборной, так и от соперников. Бывший одноклубник Томас Хитцльшпергер, в этот вечер оказавшийся на другой стороне, по-немецки четко высказался о новой английской сборной Капелло и роли в ее игре таких игроков, как Агбонлахор: «Раньше некоторые английские игроки нас откровенно побаивались, но игроки «Виллы» определенно не из таких».

Отменный молодой игрок в небольшом клубе – такое сочетание всегда повод для спекуляций и слухов о возможном переходе, таковы уж законы современной футбольной жизни. Агбонлахор не стал исключением, не проходит и недели, чтобы его или Эшли Янга (а подчас и обоих сразу) дотошные английские СМИ, особенно те, что пожелтее, не отправляли то в Лондон, то в Манчестер, то куда-нибудь на континент. Если опираться на слухи, самым предметно интересующимся выглядит тот самый «Арсенал», безуспешно пока пытающийся угнаться за «Виллой» в гонке за путевку в Лигу чемпионов. Фантастическая временами игра Агбонлахора в нынешнем и прошлом сезоне смогла, по слухам, растопить сердце даже Арсена Венгера, обычно не особо опирающегося в построении команды на игроков с английским паспортом. Мартин О’Нил по прежнему уверен в преданности своих молодых звезд: «Думаю, что они останутся в любом случае. Тем не менее, игра в еврокубках действительно помогла бы нам не только удержать их, но и дать им возможность развиваться».

Пока что на все вопросы о своем возможном переходе в клубы побогаче и постатусней, Агбонлахор отвечает с присущей ему непосредственностью: «Я играю за свою родную команду, дела идут здорово и я счастлив. Я просто местный парень, который сам ловит кайф от того, как сейчас играет. Зачем же мне куда-то уходить?». К сожалению или к счастью, в современном футболе перед глазами слишком много историй, которые начинаются похоже на историю Габриэля, а продолжаются где-нибудь на «Сантьяго Бернабеу» или «Стэмфорд Бридж», чтобы всерьез попытаться поверить в то, что Агбонлахор останется в «Вилле» на годы. Впрочем, кто знает, он же просто местный парень.