4 мин.

С Тильке по жизни

В этом году почти половина этапов чемпионата мира «Формулы-1» пройдет на автодромах, прямое отношение к которым имеет немецкий архитектор Герман Тильке. Его компания проектировала трассы в Бахрейне, Малайзии, Китае, Турции, Валенсии и Абу-Даби, кроме того, именно Тильке заложил концепцию городского трека в Сингапуре, а также оказался той самой личностью, которая в 2002 году модернизировала (а кто-то говорит, что «угробила») легендарный «Хоккенхаймринг».

Но это еще не все. В следующем году в календаре «Формулы-1» появится Гран-при Индии (дизайном которого вновь занималась компания Тильке), а в нынешнем чемпионате 17-м по счету этапом числится Гран-при Кореи. Думаем, даже не стоит и говорить о том, кто занимался разработкой трассы международного уровня в этой азиатской стране.

Нельзя сказать, что автодромы, спроектированные Тильке, плохие. Они современны, удобны для зрителей, нравятся гонщикам и командам, но при этом, несмотря на различия в конфигурациях, «все равны как на подбор». Это не клоны, но, скорее, братья в многодетной семье. И, похоже, вина в одинаковости лежит не только на модном архитекторе, но и на заказчиках, которые хотят получить все прелести «Формулы-1» в одном флаконе. Корейцы в этом отношении, похоже, зашли дальше всех � их автодром в городе Йонгам является смесью всякой всячины.

Болельщикам нравятся море и яхты, как в Монако? � Пожалуйста, трасса «Чолла-Намдо» располагается на побережье. А как насчет потрясающих небоскребов на заднем фоне? � Корейский Гран-при предложит телезрителям и такую картинку. А будет ли трасса городской, закованной в отбойники, или расположится на открытой местности � окажется просторной и безопасной? � «Чолла-Намдо» предложит гонщикам и то и другое. Длинные прямые? � Будут. А как насчет хитрых и сложных поворотов и трудностей для команд в поиске настроек? � Обязательно, ни один современный автодром имени Германа Тильке без этого сегодня не обходится. Долой уникальные трассы! Даешь «тилькедромы»!

Нет, конечно, уникальность будет и здесь. Традиционные элементы корейской культуры будут тесно переплетены с современным характером высокотехнологичной страны. Кроме того, вокруг трассы полукругом вырастет огромный торговый и туристический центр, с магазинами, тематическими парками, гостиницами и прочей привлекательной составляющей для посетителей этапа. Команды получат в свое распоряжение новенькие и просторные боксы.

Зрительская вместимость автодрома составит 130 000 мест (почти в три раза больше, чем в Абу-Даби), а почти достроенная главная трибуна уже впечатляет воображение своими гигантскими размерами.

Впрочем, пока все хорошо только на словах и в видеоролике, который подготовили организаторы гонки. На самом деле, строительство трассы еще не завершено, и даже окончательное решение о проведении гонки в Корее будет принято только после посещения специальной комиссии ФИА.

«Мы слышали, что для того, чтобы добраться до трассы, необходимо потратить около четырех или пяти часов. Инфраструктуры никакой нет, гостиниц тоже. Это сильно осложнит жизнь болельщикам и прессе», � говорил прошлой осенью Мартин Уитмарш.

И действительно, ближайший международный аэропорт находится только в Сеуле. Это 4-5 часов езды до автодрома. Зрителям придется потратить дополнительные 400 долларов за поездку на местных такси-микроавтобусах. И этот транспорт, дорогие друзья, повергнет европейцев в шок � местные «извозчики» «летают» по дорогам похлеще русских водителей маршруток. Так что если вы поедете в Йонгам из столицы Южной Кореи � выбирайте поезд.

Главная проблема для организаторов � недостаток опыта проведения автогоночных событий мирового уровня. Но не подумайте, что мы выступаем против проведения гонки! Сама страна � чудесная, чистенькая и гостеприимная, однако далеко не факт, что организаторы готовы к тому, чтобы угодить взыскательной публике. Переплюнуть арабскую роскошь Абу-Даби корейцам будет тяжело. И в настоящий момент не видно, чтобы хозяева как-то пытались угодить гостям. Зайдите, например, на официальный сайт гонки � он крайне недружелюбен. Будем надеяться, что на автодроме посетителям будет проще разобраться, что к чему.

Впрочем, осенью большинство зрителей будет находиться не в Йонгаме, а у себя дома перед телевизорами, и им не будет дела до того, упирается ли голова Марка Уэббера в потолок его номера в отеле. Для таких болельщиков главное � трасса, обгоны и зрелищная гонка.

Пожалуй, главный интерес в этом плане представляют собой третий, четвертый и, возможно, десятый повороты � они следуют после скоростных секций трассы и выражаются в виде резких виражей, то есть, потенциально выглядят местами, где хорошо обгонять. В остальном же трек похож на типичный для Германа Тильке автодром � техничные и узенькие участки сочетаются с длинными прямыми и широкими зонами безопасности. Инженерам и гонщикам вновь придется искать компромисс в настройках, что выльется в средние параметры в плане прижимной силы болидов. Износ шин, кажется, будет достаточно высокий, поэтому вряд ли «Бриджстоун» повезет в Йонгам очень мягкие покрышки и, вероятно, ограничится типами «хард» и «софт».

Реклама 18+

Наконец, о погоде. Гран-при Кореи пройдет в октябре, что означает умеренные температуры (около 20 градусов по Цельсию) и небольшое количество осадков. Сезон дождей будет уже позади, так что топ-команды вряд ли вновь порадуют болельщиков неразумными тактическими ходами, которые мы имели удовольствие наблюдать в этом году во время квалификации к Гран-при Малайзии. Но при всем этом, пока не видно, чем трасса «Чолла-Намдо» будет отличаться, скажем, от «Истанбул-Парка». Да, зрителей будет больше (в отличие от турков, корейцы очень любят «Формулу-1»), но в остальном � ничего нового и необычного.

Строительство «Чолла-Намдо» официально завершится 5 июля 2010 года. Будем надеяться, что организаторы все успеют и не разочаруют комиссию ФИА, ведь новые гонки � это отличный праздник для зрителей. Конечно, новый автодром не рвет штампы и стереотипы в «Формуле-1», но за Корею можно порадоваться. А вот у нас трасс такого уровня до сих пор нет.