5 мин.

Нереализованные возможности

То, что олимпийскими чемпионами Ванкувера станут Тесса Виртью и Скотт Мойр, было понятно еще с того момента, когда безобразно несправедливо судьи вытащили Патрика Чана на пятое место. С падением канадец сказочным образом набрал в произвольной программе 160,30 балла и обошел американца Джонни Вейра, откатавшегося чисто, а также бронзового призера Олимпиады Дайсуке Такахаши – спортсмена куда более сильного.

Три дня назад я была уверена, что, как бы не выступили Домнина и Шабалин, золото останется в Канаде. Почти смирилась с грядущей, как казалось, несправедливостью. И даже после обязательного танца эта уверенность не поколебалась. Лидерствороссиян объяснила себе так: судьи знают, что обязаловка удается нашим лучше всего и что уже в оригинальном их со спокойной душой можно будет отодвинуть, тем более что отрыв от Виртью-Мойр небольшой.

Но то, что я увидела во второй соревновательный день, поразило. «Танец аборигенов» в исполнении Оксаны и Максима выглядел на голову слабее и фламенко канадцев, и индийской композиции американцев Мэрил Дэвис и Чарли Уайта. Думается, это в первую очередь тренерская ошибка – взять совершенно невыигрышную музыку для оригинальной программы, поставить танец, абсолютно чуждый цивилизованному человеку. Танец, который априори не может найти отклик в его душе.

Экспериментировать можно когда угодно, но только не в олимпийский год. Вот взять, к примеру, тех же канадцев. Как не раз показывала практика, лучше всего у них получаются танцы характерные, типа аргентинского танго или фламенко, а также классические композиции, светлые, нежные, чистые, например, вальс или, как в этот раз, Симфония №5 Густава Малера. Канадцы не стремились к оригинальности своих программ, они просто делали то, что у них хорошо получается, и вышло гениально. Произвольный танец и вовсе божественен. Домнина и Шабалин, напротив, пошли на эксперименты, получилось оригинально, но достаточно посредственно.

Вспоминаются Анжелика Крылова и Олег Овсянников на чемпионате мира в Хельсинки. Их произвольный танец под барабаны и рваный ритм остался непонятым судьями. На протяжении сезона я общалась с Домниной и Шабалиным и как-то спросила у них: «А вы не боитесь идти на столь смелые эксперименты в олимпийский год?» Ответ был примерно таков: «В оригинальном не боимся. Главное – произвольный». Как бы не так. Танец аборигенов пропиарил Оксану и Максима на весь мир (вспомним скандал, связанный с недовольством настоящих аборигенов), но не принес им главного – золотой олимпийской медали.

Конечно, проигрыш россиян нельзя сводить только к неудачному выбору музыки. Травма партнера не позволила подойти к самому главному старту в нужной форме. Несмотря на то, что проделана была огромная работа, и ребята выглядели намного сильнее, чем на чемпионате Европы, катались Домнина и Шабалин тяжеловато и не так чисто, как их заокеанские соперники. Эх, если бы тогда, в 2008 году, спортсменами и их тогдашним тренером Алексеем Горшковым было принято решение пропустить чемпионат Европы в Загребе с целью окончательно вылечить колено Максима, неизвестно, как бы все сложилось в Ванкувере. Но если бы да кабы... Прискорбно это признавать, но звание двукратных чемпионов Европы стоило россиянам олимпийского золота.

Некоторые коллеги недоумевают, что могло подвигнуть Домнину и Шабалина оставить Горшкова и уехать за океан к Линичук и Карпоносову. Дескать, последние их ничему не научили, а только поставили программы «ни о чем». Все, чем Домнина и Шабалин хороши, дал им Горшков. Смею возразить. Во-первых, в плане скольжения, мелких, но очень значимых технических тонкостей, Оксана и Максим заметно выросли в Америке. Именно Линичук и Карпоносову они обязаны безоговорочной победой в обязательном танце. У Горшкова они так не катались. Да, постановки не чемпионские, с этим не поспоришь. Здесь тренерам Домниной и Шабалина не хватило, думается, профессионального чутья.

Но если бы не травма и если бы получилось максимально вкатать то, что было поставлено, без всяких сомнений, победа канадцев не была бы такой чистой. Во-вторых, останься Домнина и Шабалин в России, не смени они тренеров, сейчас первой парой страны, очень возможно, были бы Яна Хохлова и Сергей Новицкий. Известно, какую роль в карьере спортсмена играет национальная федерация. Одну пару она может поддержать, другую – «опустить» за высокие места фаворитов. Известная схема в российской практике. Это, кстати, можно проследить на примере спортивной судьбы Хохловой и Новицкого.

Ясно, что девятая – далеко не их позиция. Когда Оксана и Максим последний год катались в Одинцово, им уже на пятки наступали Яна и Сергей. Федерация была очень недовольна работой Горшкова и Петухова. Казалось, скоро в сборной России произойдет смена лидеров. И тут дело было, скорее всего, не в уровне катания, а как раз в предпочтениях федерации. Тогда Оксане с Максимом, возможно, и посоветовали «свыше» сменить тренеров. Как развивались события дальше – известно.

Непростая судьба у теперь уже бронзовых призеров Олимпиады. Но Ванкувер показал, что мало героически превозмогать боль, как это делал Максим, мало героически вернуться, как Плющенко или Изобель Делобель и Оливье Шонфельдер. Большой спорт слезам не верит. Чтобы выигрывать, надо быть лучше, на голову, как канадцы. Они откатались так, что все сомнения отпали. И если чемпионство Эвана Лайсачека все же нельзя назвать безоговорочным – его золото всегда будет мрачить тень Плющенко, то канадцы выиграли чисто и с блеском. Их победа – настоящая.

Помню их в далекий, кажется, 2004-й год на юниорском этапе Гран-при Чехии. Обаятельный черноволосый мальчик и совсем юная рыженькая нежная девочка. Они уже тогда поднимали полупустой зал, исполняя совершенно немыслимые для своего возраста вещи. Выиграли тот этап украинцы Анна Задорожнюк и Сергей Вербилло. Тесса и Скотт остались на четвертом месте. Уже тогда было понятно, что когда-нибудь они станут олимпийскими чемпионами. Правда, невозможно было предположить, что так скоро. За бортиком тогда, как и теперь, стоял и внимательно следил за выступлением своих подопечных молодой русский тренер Игорь Шпильбанд...

И вот вопрос. Почему такое огромное количество наших талантливых тренеров готовит иностранных чемпионов? Игорь Шпильбанд и Марина Зуева, Евгений Платов, Юрий Чесниченко и Ярослава Нечаева. Работай они в России, с российскими спортсменами, все бы складывалось по-другому. Марина Зуева как-то раз совершенно искренне изумилась тому, что тренер, работающий в нашей стране, не может себе позволить купить, например, особняк в элитном районе или машину VIP-класса. Не знает она, в каких условиях приходится жить и работать российским специалистам.

Порой даже удивительно, как они умудряются готовить победителей. Вот, например, Ирина Жук – тренер чемпионов Европы. Ее даже не включили в олимпийскую делегацию! Вероятно, путевка нашего выдающегося специалиста досталась Яне Рудковской. Если приоритеты в России будут и в дальнейшем расставлять таким образом, боюсь, в Сочи нас ждет очередной провал.