8 мин.

Подкрался незаметно

Сегодня в Мельбурне состоялись два мужских четвертьфинала, которые еще раз недвусмысленно доказали, насколько важна в теннисе выносливость и рациональное распределение сил. Николай Давыденко после блестящего старта уступил Роджеру Федереру, а Новак Джокович, проявив нерешительность в первых партиях своей встречи, поплатился за это на финише.

Давыденко и Федерер играли первыми. Казалось, что швейцарец перед началом встречи не выспался или вообще не был готов к матчу – он сорил ошибками направо и налево, делал двойные, не мог подавать. Николай же, наоборот, начал так, как он начинал все свои матчи – очень активно и безошибочно, заставляя Федерера вкладываться в удары и ошибаться еще больше. Практически в каждом гейме на подаче первого сеяного были брейк-пойнты, два из которых Давыденко сумел реализовать, партия закончилась молниеносно со счетом 6:2.

Начало второго сета было точной копией концовки первого. Федерер продолжал ошибаться, Давыденко повел 3:1, и в следующем гейме у него были брейк-пойнты, чтобы повести с двумя брейками. Федерер отыграл один подачей, со второго Николай глупо ошибся, первый номер рейтинга удержал свой гейм, и с этого момента в матче словно повернули выключатель. Федерер выиграл 13 геймов подряд – пять во втором сете (выиграл его 6:3), потом взял третью партию под ноль и повел в четвертой 2:0, прежде чем Николай смог опомниться.

Роли поменялись на противоположные – теперь уже настала очередь россиянина не попадать с первого мяча, ошибаться, не добегать и не добивать. Федереру не надо много, чтобы почувствовать уверенность в собственной игре – на протяжении полутора сетов Николаю оставалось только исполнять роль статиста. Как всегда, его хватило ровно на полтора часа игры, ну и конечно, вспомнился тот совершенно необязательный, дурацкий пятисетовый матч против Вердаско. Конечно, для игрока десятки один пятисетовик ну никак не должен непреодолимым препятствием – восстановиться за два дня организм вполне может. Но видно, Николай у нас случай особый.

Отдав брейк сразу же в начале четвертого сета, Давыденко вроде бы начал потихоньку приходить в себя и даже смог сделать обратный брейк, сделав счет по четыре. Однако подачу Николай наладить так и не сумел. Первая не попадала, а если попадала, никакой остроты на первом мяче россиянину создать не удавалось – он просто мягко вводил мяч в игру и начинал розыгрыш. А когда все очки приходится выигрывать в розыгрышах против Федерера, играющего если не на пике, то очень и очень прилично, рассчитывать на успех не приходится. Следующие три гейма были тоже брейками – Федерер взял подачу Давыденко, вышел подавать на матч, но Николай героическим усилием, с матчбола, гейм отыграл. В следующем гейме, однако, первый номер посева снова сделал брейк, и на этот раз уже уверенно подал на матч.

Этим матчем Федерер защитил свой первый номер и еще раз доказал, что трехсетовый и пятисетовый матч – это сильно разные вещи. Хочешь выигрывать турниры «Большого шлема» – будь готов бежать дистанцию.

В следующем четвертьфинале Новак Джокович оказался неспособен пробежать дистанцию. Это был очень странный матч – и он, и Жо-Вильфред Тсонга играли нервно, со множеством ошибок. Француз торопился, серб никак не мог удержать лидерство в первом сете. Он дважды вел с брейком, подавал на сет при счете 5:4, и никак не смог заставить себя проявить инициативу. Сделав две двойные ошибки подряд, он предоставил Тсонге шанс, которым он и воспользовался. Сет перешел на тай-брейк, который после упорной борьбы выиграл француз.

Во второй партии Джокович опять вел с брейком, опять начал играть безынициативно и беззубо и упустил преимущество. На втором тай-брейке, однако, Тсонга наошибался больше, и после двух часов игры счет по партиям стал 1:1. Третий сет проходил уже при полном преимуществе третьего сеяного – он наконец-то нашел свою безошибочную, агрессивную игру с задней линии, действовал изобретательно, часто ходил к сетке и выигрывал там мячи. Тсонга выглядел уставшим и подавленным, и казалось, все шло к победе Джоковича в четырех партиях, как вдруг в начале четвертой все круто поменялось.

Тсонга неожиданно сделал брейк и повел 2:0, после чего Джокович ушел с корта в раздевалку, оставив противника и зрителей гадать, что же это было. После матча в интервью он признался, что ему стало плохо с желудком. Вернулся он совершенно другим человеком – не двигался, не мог попасть в корт. Француз, почувствовав перемену в течении матча, воспрял духом. Счет дошел до 5:0 в пользу Жо-Вильфреда, прежде чем Новак смог предпринять хоть какое-то усилие. Он отыграл одну подачу, но большего сделать не смог – 6:3. Игра перешла в пятый сет, и там серб сумел взять только один гейм – он еще боролся, стараясь выигрывать очки наотмашь, в один удар, но естественно, промахивался.

Если бы Джокович выиграл этот матч, он закончил бы Открытый чемпионат Австралии вторым номером рейтинга независимо от дальнейшего хода турнира, теперь же судьба второй строчки в руках Энди Мюррея, которому нужно выигрывать турнир, чтобы на нее подняться. С одной стороны, Джоковичу страшно не повезло – такое недомогание посреди матча ни предвидеть, ни предотвратить никак нельзя, и можно только воздать ему честь за то, что он довел матч до конца и даже пытался бороться. С другой стороны, если бы он подал на первый сет, как полагается игроку его калибра, без двух двойных ошибок и бестолкового, трусливого кача в последующих розыгрышах, может быть, до этого и дело бы не дошло. Нерешительность и нежелание брать инициативу в свои руки оказались наказуемы.

Завтра на кортах Мельбурн-парка пройдет первый мужской полуфинал – Энди Мюррей сразится с новичком полуфиналов турниров «Большого шлема» хорватом Марином Чиличем и попытается взять реванш за прошлогоднее поражение в Нью-Йорке.

Сегодняшние женские четвертьфиналы сложились куда упорнее вчерашних. И в обоих матчах примерно на полпути случился один и тот же головокружительный сюжетный твист, которым участницы нынешнего турнира зрителей до сих пор не слишком баловали. Как тут не вспомнить прошлогоднюю игру Серены Уильямс против Светланы Кузнецовой на этой же стадии, в которой последняя при счете 7:5, 5:3 подавала на матч, а в итоге отправилась собирать вещи. И на это раз Серена подтвердила свой статус-кво подобным манером. Но начиналось все с матча ее сестры против татуированной китаянки На Ли.

Винус Уильямс поразительно отличается от всех ведущих теннисисток. На фоне вчерашних подростков, которые играют не щадя себя и через розыгрыш горланят «Come on»; бельгиек, которые якобы само благодушие, а на поверку звереют при малейшем сопротивлении; и всех остальных, озабоченных защитой очков, старшая Уильямс будто воплощает то, о чем мы так часто слышим, но редко наблюдаем – то самое наслаждение игрой. У нее достаточно опыта, чтобы быть немного выше суеты вокруг первого места в рейтинге, достаточно заслуг, чтобы ни перед кем не отчитываться, и достаточно сил, чтобы еще выигрывать. Она сочиняет одежду, ходит по театрам и играет в теннис, потому что любит это. Ее игра не вызывает такого эмоционального отклика, как теннис Шараповой, Азаренко или даже собственной сестры, но она неизменно держится с достоинством и этим прекрасна. Так начинался и ее сегодняшний четвертьфинальный матч.

Невозмутимая и грациозная, Винус сразу повела 4:0 и без шума и пыли за полчаса взяла первую партию у соперницы, которая будто разучилась играть в теннис. Было немного удивительно видеть китаянку а таком разобранном состоянии – все-таки были основания рассчитывать, что хотя бы на пару ударов она сподобится. И действительно, в начале второго сета забрезжила надежда на интригу, когда в четвертом гейме На Ли после длиннющей перестрелки сделала брейк. И хотя уже в следующем гейме Винус подачу вернула, именно американка ушла в оборону, а китаянка в какой-то момент заиграла чисто, красиво, агрессивно. Уильямс вдруг стала тяжелее двигаться и стонать, но все равно выигрывала. До поры до времени.

При счете 5:4 во втором Винус подавала на матч и тогда, пока не упустила игровую инициативу окончательно, еще могла показать лучший результат на Australian Open со времен финала-2003. Но вместо этого в 11-м гейме На Ли удержала свою подачу, впервые в матче вышла вперед и своего уже не упустила, выиграв партию с первого сетбола. Китаянка, у которой внушительный тейп на ноге как-то забавно гармонировал с татуировкой над сердцем, явно поймала кураж, и в преддверии решающего сета вопрос был только в том, сможет ли Винус вернуться в игру. У нее почти получилось, но при счете 3:1, а потом и 4:2 Уильямс не удержала подачу и игру уже больше не вела. Даже обратный брейк в десятом гейме случился исключительно благодаря ошибкам разволновавшейся китаянки. А еще через гейм На Ли с третьего матчбола вышла-таки в полуфинал, чем теперь уже в теннисе поставила китайский вопрос ребром. Еще недавно «теннисистка из Китая» и звучало-то как «бейсболист из России» – сплошное системное несовпадение. И вот мы обнаружили себя в рассуждениях о вероятности all-chinese final.

Начало матча Серены Уильямс и Виктории Азаренко никому из них ничего хорошего не предвещало. Азаренко с одной ошибкой в первом же гейме взяла подачу Серены, сделавшей ошибок в пять раз больше. А в следующем гейме уже на подаче Виктории девять раз было ровно, и Серена имела брейк-пойнты. Но любительница крепкого словца помоложе своей опытной коллеге не уступила и повела 2:0. Когда счет на табло был только 2:1, на часах набежало уже почти полчаса. До конца сета девушки на двоих сделали еще четыре брейка. Серена невероятно много ошибалась и при том даже, что выигрывала она тоже чуть больше, с таким процентом брака это ей не помогало. Виктория же, как и в предыдущем матче, стрекозой носилась по корту, и казалось, уж с третьего-то раза она обыграет Серену Уильямс в Мельбурн-парке.

Во втором сете девушка по имени Победа получила еще более комфортное преимущество – четыре гейма, – и этим, видимо, привела наконец первую ракетку мира в чувство. Сколько бы Серена ни «признавалась», что мысленно уже летела домой, она не была бы собой, если бы не умела вот так восставать из пепла. Выиграв пять геймов подряд, а потом и тай-брейк, в решающей партии Уильямс провела очередной мастер-класс, а на пресс-конференции снова настаивала, что это не ее предел (и почему никто не спросил, ожидается ли он вообще на этом турнире?). Что ж, коль скоро ты выигрываешь, имеешь право говорить что угодно. А всем, кого будоражит перспектива китайского финала, хочется напомнить, как в прошлом году в полуфиналах на одну Серену было три россиянки и как после победы над Еленой Дементьевой она удивленно вскинула бровь: «Кто тут ждал русского финала?».