3 мин.

Нос к носу

Прошли те времена, когда презентация нового болида «Уильямс» была главным событием межсезонья. Независимость, которая была до недавнего времени главным козырем команды, обратилась против нее. Без поддержки крупных автопроизводителей и инвесторов она скатилась на восьмую строчку Кубка конструкторов в прошлом году. Финансовые дела команды Фрэнка Уильямса еще более неутешительны: 2006 и 2007 годы конюшня заканчивала с отрицательным балансом. Исключением, похоже, не стал и прошлый сезон. «Уильямс» крепко уселся на кредитной игле, и ситуацию может исправить только успех на трассе.

Надежды команды связаны с представленным в Портимане болидом FW31 – благо, серьезные изменения в правилах вполне могут позволить команде преподнести сюрприз соперникам. По заверению возглавляющего технический отдел Сэма Майкла, эта машина впервые за очень долгое время создавалась с чистого листа.

Пока в активе «Уильямса» есть только банковские кредиты, выданные под прошлую репутацию, и надежды на будущие победы, пышных презентаций ждать не стоит. Новую машину публике показали в скромной темно-синей ливрее – в «боевых» цветах болид представят позже, когда утрясутся все детали контрактов с новыми спонсорами. Отсутствие основных пилотов Нико Росберга и Казуки Накадзимы – болид на трассу вывел тест-пилот Нико Хюлькенберг – только подчеркивало тривиальность момента.

Что же касается собственно конструктивных особенностей FW31, то они, на первый взгляд, так же просты, как и промежуточная раскраска машины. Здесь нет ни изящества «Феррари», ни футуристичности «Тойоты», ни пугающей рациональности «Рено». И все же болид может похвастать рядом характерных особенностей.

Новый технический регламент освободил значительное пространство для решения важной задачи: как создать эффект трубки Вентури в области аэродинамически нейтральной средней области переднего антикрыла. В «Уильямсе» ответ на эту задачу попытались найти с помощью изогнутого и заметно расширяющегося на конце носового обтекателя. По замыслу инженеров, область низкого давления под этим аэродинамическим элементом станет источником действующей на переднее антикрыло прижимной силы.

Что касается самого антикрыла, то эта конструкция, похоже, наиболее завершенная из всех, которые пока представлены на новых машинах. Направляющие воздушный поток вверх и в сторону от передних колес торцевые пластины, изогнутые для большей прижимной силы подвижные плоскости – при детальном рассмотрении понимаешь, что в «Уильямсе» недаром начали работу над передним крылом раньше остальных конюшен.

Характерная черта новой машины – маленькие «ушки» для забора воздуха по бокам верхнего воздухозаборника. В то время как их «старший брат» работает на систему охлаждения двигателя, два небольших воздухозаборника выполняют аналогичную задачу для гидравлической системы.

Еще одно произведение инженерного искусства – боковые понтоны. Верхняя линия этих массивных и высоких элементов уходит вниз только в районе отверстий выхлопных труб. Здесь конструкторы «Уильямса» пошли наперекор мнению коллег из большинства других команд, которые предпочли использовать достаточно низкие понтоны, постепенно сужающиеся к области выходных отверстий системы охлаждения.

Система KERS, использование которой в этом году – дело добровольное, также наличествует в конструкции FW31. Правда в «Уильямсе» пока не определились со сроками начала ее эксплуатации. Здесь, как и в «Феррари», не уверены, что игра стоит свеч: если все сработает как надо, это сократит время прохождения круга на пару десятых секунды, в противном случае потери будут измеряться ощутимо большими величинами.

Не менее осторожные оценки вызывает и итог первого дня испытаний новой машины. Особых проблем с ней не было (кроме вылета Нико на прогревочном круге), но дождь в Портимане не дал возможности сопоставить скорость FW31 с конкурентами. Без малого пять секунд отставания от «Торо Росо» Себастьяна Буэми и более 2,5 с преимущества над «Рено» Нельсиньо Пике – это, конечно, следствие непогоды. Но вот 0,3 секунды разницы с прошедшим большее количество кругов «Маклареном» Педро де ла Розы внушают осторожный оптимизм. Впрочем, выдавать авансы под радикальный внешний вид болида – дело неблагодарное. Уж сколько ожиданий было связано в начале 2004 года с FW26, сколько восторгов вызвал носовой обтекатель, по форме напоминавший клыки моржа. На деле же решение это оказалось неудачным, а провал команды в том сезоне положил началу затяжному спаду и стал первым шагом к расставанию с «БМВ». Второй раз подобную роскошь «Уильямс» себе позволить не может – падать еще дальше совершенно невозможно. Так что остается лишь надеяться, что «утконос» справится со своей задачей лучше «моржа».